Прогнозирование спроса

Изучение спроса на различные группы запасных частей является сложной задачей. Детали делятся на те, которые пользуются постоянным спросом, на те, которые требуются время от времени, и неликвидные или плохо реализуемые. Доля рентабельных групп запасных частей в общем товарообороте, естественно, должна быть больше, чем доля плохо реализуемых, а именно находиться на уровне 76%. Доля деталей периодиче­ской замены составляет 20-22%, а неликвидных запасов — в среднем 2-3%. Редкоменяемые детали — кузовные детали, оптика, стекла, детали салона (их замена происходит только в случае аварийного выхода из строя).

По каждому из этих сегментов лучше строить свой прогноз в отдельности, принимая во внимание такой аспект, как риск невостребованности продукции. Подробнее способы анализа спроса на запчасти описаны в главе, посвященной ассортиментной политике зарубежных компаний. Здесь мы отметим только то, что при прогнозировании динамики спроса на этом рынке необходимо учитывать сезонность.

Сезонные падения спроса на запчасти к иномаркам наблюдаются ежегодно в январе (после новогодних и рождественских праздников), в летние месяцы — июнь, июль, август (время отпусков). Однако с приходом осени владельцы стараются подготовить свою машину к зимнему сезону, производя ремонт, заменяя масла. А с первой гололедицей увеличивается спрос на кузовные детали, так как в это время возрастает количество аварий на дорогах. В сентябре-ноябре спрос на данном товарном рынке увеличивается. Месяцы февраль и март характеризуются максимальным покупательским оживлением (рис. 9).

Прогнозирование спроса - student2.ru

Рис. 9. Прогноз динамики спроса на запчасти

Прогнозирование спроса для целей финансового планирования небольшой сервисной компании лучше производить по реализации всего ассортимента в целом. При этом необходимо отслеживать движение продаж строго по группам деталей, имеющихся в наличии, изменяя ассортимент в соответствии с динамикой спроса. Торговля будет эффективной, если основная часть запасов фирмы будет состоять из быстрореализуемых групп деталей и расходных материалов, таких, как тормозные колодки, фильтры, ремни генератора, ГРМ, щетки стеклоочистителей, электрика (аккумуляторы, провода, свечи и др.), ШРУСы в сборе, сцепление в сборе, генераторы и стартеры, бензонасосы, амортизаторы, глушители в сборе, оптика, стекла, шины, диски, фаркопы, защиты поддона картера, разное (наконечники рулевых тяг, шаровые опоры, рычаги, подшипники и др.), и расходных материалов и аксессуаров (масла, тормозная жидкость, присадки, дистиллированная вода, жидкость стекло-омывателя, тосол, антифриз, косметика и другие химические препараты, инструмент и специальные принадлежности).

В качестве примера приведем один из известных методов прогнозирования динамических рядов (табл. 18). Для анализа и прогнозирования внутригодичных колебаний спроса может быть построена модель сезонных колебаний с помощью гармоник ряда Фурье:

Прогнозирование спроса - student2.ru

где к — номер гармоники, определяющий степень точности (адекватности) модели (обычно к берется в пределах от 1 до 4).

Таблица 18 - Расчет прогнозных значений уровней ряда (при к = 1)

Месяц y i t = f(π) cos t sin t ycos t ysin t y"
Январь 81 048 0,00 1,00 0,00 81 048
Февраль 162 096 0,52 0,87 0,50 140 379 81 048 162 264
Март 201 116 1,05 0,50 0,87 100 558 174 172 192 582
Апрель 236 608 1,57 0,00 1,00 236 608 209 246
Май 212 947 2,09 -0,50 0,87 -106 474 207 790
Июнь 170 357 2,62 -0,87 0,50 -147 533 85 179 188 605
Июль 166 950 3,14 -1,00 0,00 -166 950 156 832
Август 94 060 3,67 -0,87 -0,50 -81458 -47 030 120 983
Сентябрь 70 545 4,19 -0,50 -0,87 -35 273 -61 094 90 665
Октябрь 117 254 ' 4,71 0,00 -1,00 -117 254 74 001
Ноябрь 101 251 5,24 0,50 -0,87 50 626 -87 686 75 456
Декабрь 85 249 5,76 0,87 -0,50 73 828 -42 625 94 641
  1 699 481   -91 249 405 735  
а0 = 141 623,417 аi =-15 208,21 bi = 67 622,6

Прогнозирование спроса - student2.ru

Параметры уравнения Прогнозирование спроса - student2.ru определяются методом наименьших квадратов:

Прогнозирование спроса - student2.ru

При анализе внутригодовой динамики п = 12 — по числу месяцев в году. Представляя месячные периоды как части окружности, ряд внутригодовой динамики имеет следующий вид, представленный в табл. 19:

Таблица 19 -Месячные периоды — как части окружности

Периоды, t Прогнозирование спроса - student2.ru Прогнозирование спроса - student2.ru Прогнозирование спроса - student2.ru Прогнозирование спроса - student2.ru Прогнозирование спроса - student2.ru Прогнозирование спроса - student2.ru Прогнозирование спроса - student2.ru Прогнозирование спроса - student2.ru Прогнозирование спроса - student2.ru Прогнозирование спроса - student2.ru Прогнозирование спроса - student2.ru
Уровни, y i; y 1 y 2 y 3 y 4 y 5 y 6 y 7 y 8 y 9 y 10 y 11 y 12
t = f(π) 0,52 1,05 1,57 2,09 2,62 3,14 3,67 4,19 4,71 5,24 5,76

Расположение

Одним из важнейших факторов успеха предприятия, занимающегося обслуживанием автомобилей и торговлей запасными частями к ним, является месторасположение торговой точки и помещений для ремонта. Основным требованием здесь является близость к автотрассе. Далеко не каждый владелец автомобиля имеет время для поиска в отдаленных районах необходимого ему автосервиса. Поэтому наибольшую отдачу можно получить при сочетании магазина запчастей и СТО, расположенных на оживленных улицах. Еще лучше, если здесь же будет открыт и автосалон, что позволит оказывать максимально возможное количество услуг для каждого клиента. В данном случае «удобство» для клиента будет являться критерием при выборе СТО для ремонта или покупки автомобиля при прочих равных условиях.

Существует мнение, что если в одном месте расположен один автосалон (СТО), то открытие похожего предприятия данном районе будет нерентабельным: клиенты привыкли к сервису ранее открытой компании и вряд ли будут склонны изменить свои привычки. Но если в одном месте уже существует два предприятия автосервиса, которые работают с прибылью, то открытие третьей торгово-сервисной площадки может быть более удачным, чем в первом случае. Это возможно, так как здесь уже сформирован устойчивый поток клиентов, которые знают этот район как место «скопления» автосервисных услуг.

Тщательно проведя анализ конкурентов, можно выявить их слабые стороны и акцентировать свое внимание как на услугах, пользующихся наибольшим спросом, так и на развитии дополнительных услуг, не охваченных конкурентами.

При оценке привлекательности месторасположения будущего предприятия следует руководствоваться следующими критериями:

■ характеристика здания (помещения): площадь, форма, техническое состояние;

■ условия аренды или покупки, стоимость строительства или ремонта;

■ стоимость и возможность размещения вывески;

■ возможность и стоимость разрешения на наружную рекламу;

■ количество доступных телефонных линий;

■ удобство подъезда и возможность парковки;

■ объем транспортного потока;

■ близость станции метро (возможность подъезда на общественном транспорте);

■ близость автотрассы;

■ удобство входа в торговый зал;

■ расположение конкурентов в данном районе.

Реализация инвестиционного проекта нового строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта объектов нежилого имущества различного назначения на территории Москвы возможна двумя путями:

1) в случае небюджетного финансирования осуществляется на конкурсной основе и на условиях заключения инвестиционного контракта между правительством города и инвестором;

2) осуществляется на основании приобретения у правительства города права на долгосрочную аренду земельного участка (5-49 лет).

Наши рекомендации