Выбор организационной формы и определение роли службы маркетинга
Еще в 1968 г. в "Маркетинг-журнале" была опубликована статья с призывом: "Не организуйте отделов по маркетингу!" Категоричность этого требования объяснялась просто: автор требовал от всех отделов, всех сотрудников мыслить и действовать с ориентацией на рынок, на потребителя. Это отрицающее по форме, но максималистски утверждающее маркетинг по своей сути требование вызывает наряду с симпатиями одно, но существенное возражение: хороший маркетинг должны делать все-таки специалисты. Он нуждается не только в широком круге сторонников и активистов, но и в однозначно профессиональной постановке задач и в соответствующей организации.
Исторически сложилось, что первой должностью на предприятии, имевшей определенное отношение к выполнению функций — предшественников маркетинга, стала должность коммерческого директора (заместителя директора по сбыту, начальника отдела сбыта). С усложнением процесса продаж коммерческий директор, как правило, обзаводился ассистентом, в функции которого входили:
1 См; Стоунхаус Д. Виртуальная корпорация — высшая форма сети делового сотрудничества // Менеджмент в России и за рубежом-1997. № 1. С-14—24.
274-275
• планирование продажи путем соответствующего сравне
ние плана и фактического состояния дел;
• анализ рынка и наблюдение за конкуренцией как подго-
товительная работа по планированию;
• оценка данных процесса продаж с рекомендациями для
плана по разработке рынка.
При этом отдел сбыта постепенно преобразовывался, выполняя отдельные маркетинговые функции, затем породил специализированный отдел маркетинга, управляющий которым сначала подчинялся заместителю директора по сбыту, а позднее получил равноправие с ним. На еще более поздней ступени развития маркетинговое подразделение становится разветвленным и начинает включать в себя доминировавшие над ним ранее сбытовые организационные структуры; при этом возникает должность вице-президента (зам директора) фирмы по маркетингу, который получает права руководства, в том числе и сбытовым подразделением. Лишь на этой стадии не просто преодолевается ущемленностъ положения маркетинга, но и устраняются условия конфликтов маркетингового подразделения со сбытом.
Приминительно к территориальным органам управления правомерен не только вопрос "В какой мере к ним применим опыт фирм?", но и предваряющий его другой вопрос "Какова может выть организационная форма службы территориального маркетинга?" Многочисленные опросы, проведенные авторолл ере дм слушателей Российской академии государственной службы при Президенте РФ, показали: представители как региональных, так и муниципальных органов управления считают приемлемыми любой их трех следующих вариантов:
• маркетинговая служба как подразделение администра
ции главы территориального образования;
• маркетинговая служба как структура, одним из учреди
телей котором является территориальная власть, с соот-
ветствующими отношениями патронажа;
• независимая рыночная структура, выполняющая заказы
органа территориального управления.
276-277
Рисунок 19. Пример включения службы по связям с общественностью в структуру администрации главы муниципального образования
Если маркетинговая служба (как бы она ни называлась) является подразделением администрации главы территориального образования, она, безусловно, обслуживает преимущественно, если не в основном, интересы территориальной власти и часто выполняет преимущественно коммуникационные функции, отвечая за связи с общественностью. Она может функционировать в составе информационно-аналитического управления, но решает достаточно частные задачи, не распространяя свою деятельность на возможные рынки продвижения товаров и услуг территории. Один из примеров — структура, появившаяся несколько лет назад в структуре власти г.Анжеро-Судженска (Кемеровская область) (см. рис. 20). Основными функциями указанного на схеме сектора общественных связей определены:
• организация и проведение избирательных кампаний;
• формирование имиджа администрации в целом и ее от
дельных руководителей;
• создание корпоративного духа среди сотрудников;
• установление прочных контактов с государственными и
общественными структурами.
Естественная зависимость, подчиненность такого рода службы, имплантированной в жесткую вертикально интегрированную структуру, может превратить новую по форме структуру в традиционный "рупор власти", что начинает даже декларироваться как принципиальная позиция. Так, кемеровский специалист по региональным коммуникациям А.В.Старикова рассматривает население региона буквально как "потребителя информации о деятельности региональных органов власти и управления", а сами региональные маркетинговые коммуникации — как "систему мероприятий, направленных на планирование и осуществление взаимодействий с субъектами региональной маркетинговой среды, обеспечивающих стабильное и эффективное формирование информационного пространства вокруг деятельности органов власти и управления"1. Подобная позиция, по-человечески понятная, тем не менее трудно доказуема, поскольку крайне сужает сферу задач и ответственности, принижает маркетинг до положения исключительно слуги власти.
В рыночно ориентированных странах встречается другая организационная форма, когда служба маркетинга создается при участии территориальной администрации или других территориальных субъектов маркетинга (обычно— бесприбыльных организаций), фактически как акционерное общество или товарищество.
Так, маркетинговая служба "BAO-Berlin Marketing Service GMBH" создана с участием таких пайщиков, как Торгово-
1 См Старикова А.В. формирование коммуникаций регионального маркетинга в условиях реформирования экономики. Автореф. дисс на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. Кемерово: КемГУ, 2000. С. 12, 6.
278-279
промышленная палата Берлина (70%), Ремесленная палата Берлина (10%), Объединение немецких машиностроительных предприятий (VDMA)— северо-восточная земельная группа (10%), Центральное объединение предприятий электротехники и электропромышленности (ZVEI) — филиал в федеральной земле Берлин (10%).
Служба занимается прогнозами развития экономики в восточной и западной частях Берлина, проявляет значительную активность в продвижении берлинских товаров на экспорт. В ее функции входит:
• предложение сервисных услуг немецких консультацион
ных и других фирм с дифференциацией по странам пер
востепенной важности, курируемым странам и странам,
для которых предоставляется информация;
• оказание посреднических услуг для нахождения партне
ров по сотрудничеству;
• консультирование по внешнеэкономической деятельнос
ти;
• поощрение внешнеэкономической деятельности по
программе "Освоение новых рынков";
• ярмарочный сервис.
"BAO-Berlin" является официальным органом федеральной земли Берлин по предоставлению консультаций по разнообразным заказам. Эта фирма отвечает за проведение базовых и индивидуальных консультаций предприятиям и поставщикам государственного сектора или заказчикам определенных секторов о положениях, регулирующих получение госзаказов в национальном и международном масштабе, за информирование госзаказчиков о предприятиях с местонахождением в Берлине, за подготовку перечней предпринимателей и поставщиков для предприятий, заинтересованных в получении госзаказов.
Основные направления деятельности "BAO-Berlin" четко дифференцированы по региональному принципу, с учетом степени развитости рыночных отношений и экономической
самостоятельности территорий-партнеров: страны Западной Европы ряд восточноевропейских стран, Россия.
Внутренний европейский рынок (ЕС) является главным покупателем товаров-, вылущенных в Берлине. Здесь служба маркетинга содействует получению дополнительных средств, льгот на развитие восточной части Берлина. В странах ЕС берлинской промышленности удалось в 1998 г. повысить объем экспорта на 17% по сравнению с уровнем предыдущего года. Особенно большой прирост обеспечен в торговле с Бельгией и Люксембургом (-1-39%), Италией (+35,1%), Великобританией (+25,9%). Служба рассматривает этот успех как крайне важный для берлинского экспорта, ибо он достигнут именно там, где особенно трудно обеспечить прирост, и позволяет компенсировать потери оборота на обремененных кризисами рынках Азии, Латинской Америки, России.
В восточноевропейских странах служба с 1998 г. занимается стимулирование/л интереса немецких предприятий по отношению к Польше. Вырос спрос на консультационные услуги, которые "BAO-Berlin" предоставляет совместно с дочерним предприятием "БАО Польска". Фирма целенаправленно расширила состав пайщиков фирмы "БАО Польска", поскольку квалифицирует это как развитие сетевых структур "BAO-Berlin". Важным событием года стало для "BAO-Berlin" участие в Международной ярмарке в Познани и официальный прием в честь Берлина, проведенный в ратуше Познани. "BAO-Berlin" является традиционным представителем федеральной земли Берлин на ярмарке промышленных товаров в Познани.
В отношении России фирма ориентирует немецких предпринимателей на то, что бизнес здесь в перспективе будет интересен прежде всего предприятиям, создающим свое собственное производство в России, поскольку тогда они смогут "соответствовать" новому для немцев российскому лозунгу: "Покупайте товары отечественного производства!". "BAO-Berlin" организовала в России свое представительство
280-281
в Бюро по международному сотрудничеству предприятий, активно взаимодействует с торговым представительством Российской Федерации и с российским посольством. "BAO-Berlin" оказывает посреднические услуги в целях установления контактов с теми лицами в Москве, которые отвечают за принятие решений, консультирует в области исследования рынка и поиска партнеров по сотрудничеству, поддерживает учреждение филиалов немецких предприятий на территории России. Фирма создала дочернюю компанию — Академию экономического сотрудничества Восток—Запад, способствует повышению квалификации российских менеджеров в Германии.
Регулярно выпуская специальный "путеводитель для бизнесменов" "Компетентность Берлина по вопросам Восток-Запад", фирма "BAO-Berlin" обеспечивает информационную доступность сервисных услуг города в вопросах, касающихся стран Средней и Восточной Европы, С апреля 1999 г. открылся доступ через Интернет. Теперь по адресу "www.baoberlin.de" заинтересованные лица могут установить контакт с более, чем 250 сервисными фирмами.
Если в отношении фирмы традиционен вопрос: "Способна ли она перейти от инструментального к концептуальному, стратегическому пониманию роли маркетинга?", то в отношении территориальной администрации правомерно выяснить нечто совсем другое: "Способна ли она от общеметодологического подхода к осознанию необходимости маркетинга перейти к инструментальному его освоению?"
Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, какой из подходов к взаимосвязям основных производственно-экономических функций доминирует в общей концепции организации, учреждения: традиционный, ориентированный на производство товаров и обеспечение мало-мальски сносных и стандартных социальных благ, или современный, ориентированный на потребление, на рынок, на особый подход к разным категориям потребителей ресурсов и услуг территории.
На фирме, по мере того как маркетинг из инструментальной фазы переходит в фазу общей концепции, объединяющей все функции, связанные с выходом предприятия на рынок, качественно изменяется ответственность руководителя службы маркетинга: он становится не только главным судьей, арбитром между фактом продажи и всеми теми действиями подразделений, которые могли повлиять на продажу, но и ответственным за рыночные цели предприятия и их достижение, а тот, кто отвечает за цели, неизбежно должен отвечать и за все элементы, которые ведут к их достижению. Иначе обстоят дела в учреждении, территориальной администрации.
Управляющий (директор) по вопросам маркетинга со своим аппаратом выполняет следующие функции:
• на основе постоянного сбора и анализа информации
о рынках выдает рекомендации по выбору наиболее вы
годных и перспективных сегментов рынка;
• рекомендует типы и параметрические ряды товаров, ко
торые с наибольшей вероятностью будут куплены, а так
же цели обновления ассортимента;
• на основе анализа факторов среды дает прогнозы объе
мов продаж и тенденций их изменения во времени по
всему жизненному циклу товаров вплоть до спада спроса
и снятия товара с производства;
• рекомендует оптимальные каналы сбыта, их соотноше
ние, методы продажи, включая подчинение цены прода
жи "цене потребления";
• вырабатывает требования к имиджу предприятия и пути
его продвижения на рынок;
• контролирует финансовые, кадровые, исследовательские,
конструкторские и технологические действия предприя
тия в отношении их соответствия сформулированным
фирмой рекомендациям и прогнозам.
Если общая структура фирмы имеет достаточно разветвленный характер, то возможны несколько вариантов организации маркетинговой деятельности:
282-283
• формирование самостоятельных отделов маркетинга во
всех крупных отделениях, филиалах фирмы (отраслевая
или географическая макроструктура с внутренней товар
ной или функциональной структурой) без какого-либо
маркетингового подразделения на высшем уровне управ
ления;
• организация, наряду с отделами маркетинга в филиалах,
общефирменного отдела маркетинга, выполняющего
консультационные функции, содействующего в необхо
димых случаях объединению или хотя бы согласованию
усилий;
• формирование общефирменного отдела маркетинга, оп
ределяющего целостную стратегию и программу марке
тинга и руководящего работой своих подразделений
в филиалах, отделениях.
Организация специального маркетингового подразделения, ориентированного на внешний рынок, т. е. экспортного, обычно не практикуется. В условиях, когда внешний рынок характеризуется иной, чем в стране пребывания, степенью товарного наполнения и предъявляет качественно другие требования к маркетинговой деятельности, чем внутренний рынок, такое специальное подразделение может быть создано, но на временных ос-нованиях, с перспективой переноса экспортных требований (как правило, более жестких) и на продукцию для внутреннего рынка.
Особый вопрос — организация взаимоотношений отдела маркетинга с другими подразделениями организации, учреждения. Многое здесь зависит от того, насколько имеющаяся структура в целом отвечает принципам маркетинга.
Если структура в целом не ориентирована на маркетинг (а это встречается еще очень часто!), то большинство ее отделов, структурных единиц оказываются заинтересованными не в реализации маркетинговых целей, а лишь во всемерной минимизации издержек собственного производства (в том числе в оказании "услуг власти". Так, разработчики тех или иных
действий стремятся создавать их наиболее экономичные модели, часто в ущерб популярности товаров и услуг на территориях. Ориентация на снижение трудозатрат, характерная для производственных подразделений, входит в противоречие с необходимостью улучшения потребительских свойств товаров. В сфере финансирования работники, как правило, ориентированы на сиюминутные результаты (в т.ч. предвыборные), с трудом допуская вложение дополнительных средств в завоевание организацией, территорией авторитета у своих потребителей.
Подобная целевая "производственная" направленность структурных единиц организации неизбежно приводит их к постоянным и непродуктивным конфликтам со службой и целями маркетинга. Реализацию единой стратегии затрудняет и то, что отделы подчинены разным руководителям, администраторам и их заместителям, связи между ними сложны и многоступенчаты, а сами эти отделы весьма мало отвечают за конечные цели и результаты.
Эффективность функционирования той или иной маркетинговой организационной структуры во многом зависит и от тех кадров, персонала, которые заняты маркетингом. Причем речь идет не только об их профессиональной квалификации, но и о мере ответственности, о знании и принятии ими действующей в организации концепции маркетинга, стимулировании инициативы специалистов по маркетингу. Руководители отдела маркетинга и каждого из его подразделений должны знать закрепленные в соответствующих документах (прежде всего в "Положении об отделе") функции, средства, обязанности и права, ответственность и власть, в том числе во взаимоотношениях с другими подразделениями организации, ее представителями.
Центральной задачей службы маркетинга является обеспечение качества продукции на уровне, позволяющем удовлетворять потребностей клиентов территории и поддерживать желательную конъюнктуру в отношении ключевых товаров и услуг.
284-285
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО И ГОРОДСКОГО МАРКЕТИНГА
Уже сама сфера производства часто вынуждена учитывать региональные особенности своего рынка. Крупные предприятия и особенно корпорации сами строят свои маркетинговые службы по региональному признаку, стремясь добиться от своих "белых воротничков" максимальной адаптированности к запросам целевых региональных рынков. Возможный вариант региональной структуры службы маркетинга крупного предприятия, локализованного в России, представлен на рис 21.
Рисунок 20. Вариант региональной структуры службы маркетинга предприятия
В администрации региона, города маркетинговый подход может (и должен!) быть реализован практически всеми подразделениями: экономики, транспорта, образования, туризма и др. В определенной степени функции органа территориального маркетинга могут взять на себя торгово-промышленные
палаты, региональные антимонопольные управления, центры содействия предпринимательству, другие структуры, реализующие принцип партнерства государства и частного сектора (Public—Private—Partnership). Ряд регионов России уже начинает осмысливать необходимость создания специализированных, профессиональных регио-налъных, городских служб (центров) маркетинга.
Организационно-правовые формы, статус и связанные с ними источники финансовых средств таких организаций могут быть различными. По своей форме это может быть, например: структурное подразделение при администрации региона; акционерное общество с участием региональной администрации; независимая, но пользующаяся поддержкой администрации организация. Учредителями могут быть органы исполнительной или представительной власти, предприятия, организации, банки независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы и организации, объединяющие предприятия и предпринимателей по отраслевому или региональному признаку (ассоциации, союзы), а также физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью.
В некоторых регионах, в частности, такую роль пытаются взять на себя отдельные частные проекты, коллективы специалистов, добиваясь при этом поддержки и финансирования со стороны региональных властей. Появляются примеры, когда маркетинговые центры, испытывая трудности в сборе информации и практическом продвижении маркетинговых идей, официально становятся подразделениями территориальных администраций, сохраняя при этом фактическую самоокупаемость. Еще один путь— последовательное и целенаправленное превращение информационно-аналитических структур, пресс-центров, отделов по связям с общественностью и иных подразделений региональных администраций в комплексные маркетинговые службы регионов.
Ориентируясь на задачи маркетинга города, учитывая результаты исследования состояния рынка ряда городов России, зарубежный опыт конструирования хозяйственных систем, а также исходя из финансовых возможностей (имеется
286-287
в виду современное состояние местного бюджета и нелегкое финансовое положение абсолютного большинства хозяйствующих субъектов), наиболее целесообразной, на наш взгляд, следует признать матрично-штабную модель Центра муниципального маркетинга со смешанным финансированием — как за счет средств городского бюджета, так и за счет взноса учредителей,— и с перспективой перехода к сетевой модели корпоративного типа.
В проекте организационной структуры такого Центра может быть предусмотрено создание следующих подразделений:
• стратегического планирования как самостоятельного
звена, отвечающего за прогнозирование, стратегическое
планирование и достижение определенных стратегичес
ких целей;
• фирменной информации, обеспечивающего системати
зацию, учет и хранение информации о хозяйствующих
объектах;
• рекламно-издательского, в функции которого входит как
реклама товаров, производящихся предприятиями горо
да, так и информирование потенциальных потребителей
о товарах, поступающих из других регионов России и им
портируемых из-за рубежа;
• службы общественного мнения ("паблик рилейшнз");
• юридической службы;
• подготовки и обучения специалистов-маркетологов;
• служб, занимающихся изучением разных групп товаров,
как производимых на внутреннем рынке, так и ввозимых
из других регионов России, ближнего и дальнего зару
бежья.
Руководитель Центра со своим аппаратом может выполнять следующие функции:
• обеспечивать рекомендации по выбору наиболее выгод
ного рынка в соответствии с ресурсами и экспортными
возможностями;
• постоянно анализировать ситуацию на рынке;
• планировать деятельность по получению информации
относительно действующих покупателей (конечных
пользователей) на рынке (рынках), где выступает предп
риятие — заказчик исследования;
• рекомендовать типы и параметрические ряды товаров, ко
торые следует производить, и постоянно следить за ними;
• изучать тенденции рынка и прогнозировать объемы про
даж в зависимости от внешней среды и товаров;
• рекомендовать рыночные стратегии, включая выбор ка
налов товародвижения, сбыта и применяемые методы
продаж;
• осуществлять практическую деятельность, постоянно
анализируя правильность принятых решений;
• рекомендовать меры по формированию положительного
имиджа предприятия, планировать и координировать
необходимые действия;
• проводить и координировать маркетинговые действия,
вытекающие из решений других руководителей;
• рассматривать бюджеты и кадровую политику всех под
разделений Центра,
Большую роль в эффективной работе Центра имеет служба, отвечающая за организацию общественного мнения — "паблик рилейшнз", так как в число ее задач входит предвосхищение возможных осложнений в отношениях с общественностью и заказчиками, разбор жалоб, работа со средствами массовой информации, укрепление образа фирмы и т.д.
Заданные параметры образуемой структуры способны обеспечить ее гибкость, динамичность и постоянную обнов-ляемость, быстрое восприятие перемен экономической и социальной ситуации в данном муниципальном образовании.
В качестве основных направлений деятельности Центра регионального маркетинга могут быть рекомендованы следующие.
288-289
A. Направления деятельности, общие как для мар
кетинга территорий, так и для маркетинга на тер
ритории:
- создание и развитие банка фирменной информации, предоставление
информационных и консультационных маркетинговых услуг в соот
ветствии с нуждами и запросами территориальных субъектов;
- организация, проведение и координация маркетинговых исследований;
- анализ федеральной и региональной законодательной базы по воп
росам маркетинга, мониторинг ее соблюдения и выработка реко
мендаций по ее использованию;
- реализация маркетингового подхода в форме предложений и проек
тов, направляемых в органы законодательной и исполнительной
власти и способствующих его развитию в управлении;
- организация и проведение в регионе конференций, семинаров, выс
тавок и ярмарок;
- выпуск информационно-рекламных материалов.
Б. Направления деятельности в русле маркетинга территорий:
- разработка и реализация программ формирования и повышения
имиджа региона в целом;
- коммуникационная деятельность, способствующая повышению для
внешних субъектов привлекательности сосредоточенных на терри
тории природных, материально-технических, финансовых, трудо
вых, организационных, социальных и других ресурсов, а также воз
можностей территории по реализации и воспроизводству таких ре
сурсов;
- содействие эффективному участию территории и ее субъектов в реа
лизации международных, федеральных, межрегиональных (межтер
риториальных) программ, а также размещению государственных и
иных заказов в регионе;
- сотрудничество с региональными (других регионов), зарубежными и
международными организациями.
B. Направления деятельности в русле маркетинга на
территории:
- содействие организации и работе служб маркетинга на предприяти
ях и в организациях региона;
- распространение и развитие в регионе маркетингового образования
и опыта;
- маркетинг идей по решению актуальных проблем развития терри
тории, рыночной и социальной инфраструктуры и т.п.;
- организация конкурсов, тендеров на участие территориальных субъ
ектов в региональных проектах и программах, а также в программах
вышестоящих уровней;
- маркетинговая поддержка мелкого и среднего бизнеса;
- содействие органам местного самоуправления;
- антимаркетинг социально непрестижных в регионе товаров и идей.
В 1997 г. руководство Вологодской области пришло к пониманию того, что информационный маркетинг региона является важным и необходимым фактором экономического развития области. Было решено постепенно передать все функции информационного маркетинга региона одному подразделению — информационно-аналитическому отделу департамента экономики администрации Вологодской области.
По состоянию на 1 июня 1999 г. отделу были вменены следующие функции:
- создание и реализация концепции информационного маркетинга
Вологодской области. Концепция предусматривает широкое продви
жение информации об области как во внешнюю, так и во внутрен
нюю среду. Ориентация на внутреннюю среду помогает активнее за
действовать внутренние региональные ресурсы, что, при недостатке
внешних капиталовложений помогает развивать экономику облас
ти;
- создание и постоянное обновление справочника "Вологодская об
ласть" на русском, английском, немецком, французском языках
в электронном (CD и WWW-страница/сервер) и печатном виде;
- создание и распространение представительского пакета области
(приложение 2);
- информационная поддержка мероприятий администрации области
(конференции, выставки, презентации и тл.), направленных на
комплексный маркетинг региона на внешнем рынке;
- проведение рекламных и ПР-кампаний;
- участие в информационных проектах федерального центра;
- взаимодействие с рейтинговыми агентствами;
- распространение объективной информации, в том числе путем ак
тивною взаимодействия с рейтинговыми агентствами (Эксперт,
МФК Ренессанс, EA-Ratings);
- Взаимодействие со средствами массовой информации, областными
и центральными СМИ, ведущими российскими информагентствами
(РИА, Прайм-ТАСС, Росбизнесконсалтинг, АКМ).
290-291
В настоящее время область находится на начальной стадии продвижения информации, т. е. на стадии формирования благоприятного имиджа региона. Основная задача на этом этапе: довести до потенциальных партнёров информацию о том, что Вологодская область - не только масло, кружева и, как поется в песне, "резной палисад", но и в целом индустриально-развитый, передовой регион с благоприятными условиями для ведения бизнеса, со стабильной и спокойной деловой средой, с прагматичным и прогрессивным руководством.
Как уже отмечалось выше, стратегическое направление маркетинга региона- обеспечение поддержки со стороны граждан, политиков, организаций, что является важной составной частью информационного маркетинга территории.
Для этого в первую очередь необходимо формировать благоприятный имидж региональной исполнительной власти.Сотрудники информационно-аналитического отдела проанализировали факторы, которые оказывают влияние на имидж власти, и пришли к неутешительным выводам:
- отсутствует адекватное освещение положительных результатов дея
тельности областной власти;
- широко освещаются отрицательные моменты в деятельности адми
нистрации;
- неоправданно широко освещаются второстепенные события,
в ущерб основным;
- отсутствует позитивное взаимодействие с местным самоуправлени
ем;
- отсутствует работа с уже сложившимися стереотипами;
- отсутствует единое информационное поле;
- отсутствует целевая работа с социальными группами и обществен
ными объединениями.
Для улучшения имиджа власти отдел начал работу в двух направлениях:
- информирование населения о деятельности администрации;
- организация обратной связи, выработка единой линии выступлений
руководителей области перед населением и СМИ.
Первые результаты работы отдела в этом направлении подверждены в общественном мнении ростом рейтинга деятельности губернатора и администрации области (до этого прослеживалось стабильное снижение доверия населения к действиям областных властей).
Об эффективности рекламных и ПР-кампаний на российском рынке можно судить по возникшему в обществе восприятию Вологодской области как региона стабильности,
родины Деда Мороза (проект "Великий устюг — Родина Деда Мороза" администрации Вологодской области и мэрии Москвы) Северной Фиваиды (культурные проекты: 600-летие Ферапонтова Монастыря, фестиваль "Голоса истории" и тд.)» центра льноводства и лесной промышленности (Всерос-сиские выставки-ярмарки "Российский лен" и "Российский лес") и т.д.
В целях единой идентификации региона и оптимизации затрат на создание рекламно-информационных материаловотдел разработал представительский пакет Вологодской области (приложение!). Это новый комплексный информационный продукт, действующий в русле маркетинга имиджа региона, использующий современные информационные технологии, способный удовлетворить запросы различных целевых групп, включающий: печатное издание, видеофильм, CD-справочник и сайт в Интернете. Создание и распространение представительского пакета области направлены на повышение имиджа как области в целом, так и предприятий и организаций региона среди представителей избранных целевых групп. Представительский пакет включает в себя:
1. Печатное издание "Вологодская область". Общая часть издания имеет
универсальный характер: организация, текст и оформление брошюры
абстрагированы от текущей политической и экономической конъю
нктуры в регионе, чтобы максимально сократить затраты на последу
ющие переиздания. Вся информация по целевым группам приложена
к изданию в виде отдельных копированных вкладышей и варьирует
в зависимости от отраслевых интересов клиентов.
2. Представительский фильм "Вологодская область". Основной замысел
— создать у потенциальных клиентов благоприятный эмоциональный
настрой для делового сотрудничества с представителями области, же
лание познакомиться с территорией, побольше узнать о ней. Предс
тавительский фильм рассчитан на самого широкого зрителя, нацелен
на формирование в подсознании благоприятного образа области, ко
торый будет иллюстрировать у клиента любое упоминание о Вологод-
чине. Планируется дополнительно создать видеофильмы с текстовым
озвучиванием на иностранных языках.
3. Сайт области в Интернете. Сегодня сайт региона — это не просто не
кий обязательный атрибут современного общества, это реальное
средство делового сотрудничества. Отличительной особенностью сай
та области в Интернете является его интерактивность и информатив
ность. На сайте размещается огромный массив структурированной
292-293
информации об области на русском, английском, немецком и французском языках, которая обновляется и расширяется ежедневно. 4. CD-справочник "Вологодская область". Он дает возможность получения обновленной информации из Интернета, имеет ссылки на e-mail и Интернет-адреса организаций и предприятий. Поиск нужной информации предельно эффективен, облегчена навигация. Важная особенность такого справочника— информативность: на одном компакт-диске размещается несколько томов справочной информации. CD-справочник "Вологодская область" включает в себя: справочник по области; компьютерные презентации области; видеофильмы об области. Компьютерные презентации области используются в качестве наглядного сопровождения выступлений руководителей во время конференций, выставок, ярмарок, других мероприятий, направленных на популяризацию сведений об области, поиск потенциальных партнеров региона. Отдел уделяет особое внимание продвижению информации о регионе на внешних рынках. Как рке было отмечено, отделом разработаны постоянно обновляемые компьютерные презентации региона, которыми сопровождаются выступления руководителей области на конференциях, выставках, во время информационных миссий за рубежом Особенно велик интерес к этой информации у жителей США, Канады, Германии, скандинавских стран. Информация об области в Интернете внимательно изучается перед поездкой в регион с целью налаживания каких-либо экономических или культурных связей. Многие зарубежные посетители сайта пользуются возможностью задать свой вопрос губернатору области.
Тем не менее, несмотря на успешную работу отдела, ощущается потребность в создании дополнительной более гибкой структуры в форме информационно-аналитического агентства при администрации области. При этом функции PR и пресс-службы остались бы за отделом, тогда как функции собственно информационного маркетинга региона могли бы быть переданы агентству.
Следующий этап работы отдела предполагает продолжение имиджевой кампании, при этом параллельно постепенно будет осуществляться переход от "общего сканирования деловой среды" к конкретным бизнес-проектам и работе с уже функционирующим бизнесом.