Биржи могут быть публичными и частными
На публичных биржах сделки совершают члены биржи и предприниматели, не являющиеся ее членами. Деятельность бирж регулируется специальными законодательствами.
Частные биржи организуются в форме акционерных компаний и не выплачивают своим членам дивиденды. Но зато члены биржи (брокеры или маклеры) получают монопольное право на заключение сделок за свой счет или за счет клиентов с получением вознаграждений.
На товарных биржах совершаются два вида сделок: "спот" - на реальный товар и фьючерсные (future - будущий) - на будущий товар.
Сделки «спот» совершаются, когда продавцы или покупатели намерены продать или приобрести реально существующий товар.
Если товар поставляется через более длительный период после заключения сделки, то такие сделки называют «форвард».
Фьючерсные сделки заключаются на нереальный, будущий товар, который еще может быть не произведен к моменту заключения сделки. Фьючерсные сделки всегда состоят из двух операций: фьючерсной - продажа или приобретение несуществующего товара и офсетной - обратной фьючерсной операции. Бывает игра на понижение цены (депорт) и на повышение цены (репорт)
С целью избежания потерь от изменения цен на реальный товар при совершении сделок «форвард» проводят страхование цены и прибыли хеджированием.
Аукционы - это коммерческие организация, располагающие соответствующими помещениями, оборудованием, квалифицированным персоналом ,и специализирующиеся на сбыте определенных товаров.
Аукционы могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае торг на аукционах происходит непосредственно с участием самих покупателей.
Закрытые аукционы специализируются на торговле шерстью, чаем, табаком, цитрусовыми.
Главной стадией аукциона является торг, он может вестись с повышением или с понижением цены.
Аукционный торг с повышением цены может вестись гласным или негласным способом.
При проведении торга с понижением цены аукционист сам постепенно снижает цену товара на заранее установленные скидки. Лот приобретает тот, кто первый скажет «да».
№9. Методика по организации поиска зарубежного партнера и обоснованию его выбора.
Если внешнеторговая фирма занимается поиском деловых партнеров за рубежом, то можно предложить след. методику выбора.
Всю совокупность абсолютных и относительных показателей можно объединить в 4 основные группы, характеризующие экономический потенциал фирмы, эффективность ее деятельности, конкурентоспособность, финансовое положение.
1) Показатели экономического потенциала фирмы.
К числу показателей, характеризующих экономический потенциал фирмы, относятся: активы, объем продаж, чистая или валовая прибыль, основной капитал, оборотный капитал, собственный и заемный капитал, объем капиталовложений, производственные мощности, научно-исследовательская база и расходы на НИОКР, общее число занятых и другие.
2) Показатели эффективности деятельности фирмы.
Важнейшим показателем является прибыль. Размер прибыли в абсолютном выражении, кладется в основу исчисления целого ряда относительных показателей рентабельности: рентабельности продаж, активов, основного капитала, собственного капитала, средней нормы рентабельности. Также: отношение объема продаж к активам и отношение объема продаж к основному капиталу, отношение объема продаж к оборотным средствам и отношение объема продаж к мпз.
3) Показатели конкурентоспособности.
О конкурентоспособности можно судить по следующим экономическим показателям, содержащимся в отчетности фирмы, как: динамика продаж в стоимостном и количественном выражении, отношение прибыли к объему продаж, отношение объема продаж к стоимости МПЗ, отношение объема продаж к стоимости нереализованной продукции, загрузка производственных мощностей, объем портфеля заказов, объем и направление капиталовложений.
4) Показатели финансового положения фирмы.
Финансовое положение фирмы характеризуется способность своевременно погашать свои обязательства. Показатели: отношение собственного капитала к итогу баланса, отношение всей задолженности к собственному капиталу, отношение собственного капитала к реальному основному капиталу, отношение долгосрочной задолженности к собственному капиталу, коэффициент самофинансирования текущих капиталовложенй, коэффициент покрытия, коэффициент ликвидности оборотных активов, коэффициент покрытия краткосрочной задолженности ликвидными средствами.
Выбор тех или иных показателей, характеризующих фирму, зависит от целей, которые ставит перед собой организация при выборе иностранного партнера. В любом случае наиболее важными факторами, которыми необходимо руководствоваться, являются репутация фирмы и ее продукции, надежное финансовое положение и платежеспособность, а также достаточный производственный и научно-технический потенциал.
№10. Основные способы заключения экспортных контрактов купли-продажи.
В международной коммерческой практике примен. следующие способы сделок:
1. подписание контракта участвующими в нем контрагентами.
Контракт купле-продажи может считаться заключенным только в то случае, если он подписание сторонами юридического адреса который в нем указан, иначе он не является юридическим документом.
В практике международной торговли часто бывают случаи когда участниками международных торговых сделок выступают 3 стороны и более их договорные отношения могут быть оформлены либо путем подписания всеми участниками единого документа 3х сторонних контрактов, либо путем подписания нескольких 2х сторонних контрактов со ссылкой в тексте каждого из них связанного с другим контрактом.
2. акцепт покупателя в твердой оферты продавца: если показатель согласован со всеми условиями оферты он посылает продавцу письменное подтверждение содержащее безоговорочный акцепт ответ на предложение, кот. Имеет целью служить акцептам, по содержанию дополнительные или оптимальные от начальных условия не меняющие существенные условия предложения, признаются акцептом, если оферт без неоправданной задержки не возразит против этих расхождений. Если он этого не сделал, то условиями договора будут приняты предложения продавцом условия с изменениями содержащимися в акцепте.