Словарь основных терминов. Анкета — опросный лист для получения каких-либо сведений

Анкета — опросный лист для получения каких-либо сведений. Анкетирование — один из методов полевых исследований, использующий рассылку опросных листов для сбора информации о реакции потребителей на предлагаемые изделия и об их отношении к фирмам-производителям.

Внутренний (внутрифирменный) маркетинг — процесс, нацеленный внутрь фирмы, на ее служащих. Включает введение культуры обслуживания, развитие маркетингового подхода к управлению кадрами, распространение маркетинговой информации среди служащих, введение системы поощрений и вознаграждений.

Вторичная информация — см. Кабинетные исследования.

Выборка — часть опрашиваемых при проведении маркетинговых исследований, олицетворяющая всю исследуемую группу потребителей в целом.

Глобальная маркетинговая стратегия — доминирующее направление в деятельности фирмы на рынке, рассчитанное на длительную перспективу: либо проникновение на новые зарубежные рынки и закрепление там своих позиций — стратегия интернационализации, либо поиски новых рыночных сегментов и стремление более полно удовлетворить их потребности — стратегия сегментации, либо освоение фирмой новых видов деятельности — диверсификация.

Глобальный маркетинг — концепция международного маркетинга. Стратегия глобального маркетинга разрабатывается на основе сходства параметров, характеризующих рынки различных стран. Благодаря этому возможна стандартизация комплекса маркетинга, что способствует значительному сокращению издержек.

Дилер — посредник (юридическое или физическое лицо) в сделках купли-продажи товаров, ценных бумаг, валюты. Дилер действует от собственного имени и за свой счет. В маркетинге дилер рассматривается как возможное звено каналов распределения.

Дистрибьютор— независимая посредническая фирма, осуществляющая сбыт продукции розничным торговцам и предприятиям на основе оптовых закупок у фирм-производителей.

Доля рынка — отношение объема продаж продукции предприятия (фирмы) к суммарному объему продаж аналогичных товаров всех предприятий (фирм), действующих на данном рынке.

Емкость рынка (сегмента) —. объем реализованных на данном рынке (сегменте) товаров за определенный отрезок времени (обычно за один год) в физических единицах или стоимостном выражении.

Жизненный цикл товара — процесс развития продаж товара, состоящий из четырех основных фаз (этапов): внедрение на рынок, рост продаж, зрелость, спад продаж. Некоторые маркетологи добавляют пятую фазу — уход с рынка.

Имидж—образ, репутация, мнение широкой публики, потребителей и клиентов о престиже фирмы (организации), ее товарах и услугах. Выделяют имидж марки — образ, закрепившийся за маркой продукта в сознании потребителей; образ организации — представление о фирме (организации) и имидж товара — сложившееся у потребителей представление о существующих или потенциальных товарах.

Инновационная стратегия — стратегия ориентации на разработку и производство новых товаров, разработку новых технологий и новых направлений научно-исследовательских и конструкторских работ.

Кабинетные исследования — анализ вторичной информации о рынке, т. е. данных, определенным образом обработанных и содержащихся в основном в официальных и иных печатных источниках: периодике, экономических изданиях, статистических справочниках, внутрифирменных отчетах и т.д.

Канал сбыта — совокупность взаимозависимых организаций, которые делают товар или услугу доступной для использования или потребления.

Качество продукции — соответствие характеристик продукции обязательным требованиям стандарта, по которому она изготовлена, нормам безопасности для пользователя и окружающей среды, современным научно-техническим достижениям в отрасли, предпочтениям и платежеспособному спросу потребителей целевого рынка.

Коммуникационная политика (promotion mix) — система продвижения товара на рынок, одна из составляющих комплекса маркетинга, включающая: паблик рилейшнз, рекламу, стимулирование сбыта, персональные продажи, выставки и ярмарки, торговые переговоры.

Комплекс маркетинга — совокупность управляемых элементов маркетинговой деятельности фирмы (организации). Широкое распространение получил также термин «маркетинг-микс» (marketing mix) — рыночная политика и концепция «5р», согласно которой комплекс маркетинга включает пять элементов: товарную политику (product), ценовую политику (price), сбытовую политику (place), политику продвижения товара на рынок (promotion) и кадровую политику (personnel). Скоординированные мероприятия по реализации отдельных элементов в соответствии с целями маркетинговой деятельности включаются в состав плана маркетинга.

Конкурентное преимущество — завоевание более прочных позиций на рынке по сравнению с конкурентами. Достигается путем предоставления потребителям больших благ, за счет реализации более дешевой продукции или предложения высококачественных продуктов, но по оправданно более высоким ценам.

Конкурентоспособность товара — превосходство над конкурирующими аналогами как по степени удовлетворения потребностей, так и по суммарным затратам потребителя на приобретение и пользование товаром.

Контактная аудитория — см. Микросреда маркетинга.

Концепция маркетинга ~ система идей, согласно которой залогом достижения целей фирмы (организации) является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение их удовлетворения более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.

Косвенный экспорт — один из способов выхода фирмы на зарубежный рынок — экспорт товара с использованием посреднических услуг торгового аппарата в стране-импортере.

Коэффициент значимости параметра качества — выраженная в процентах или долях от единицы значимость (весомость) каждого параметра качества по сравнению с остальными, характеризующими в совокупности качество товара.

Лицензирование — один из способов выхода фирмы на зарубежный рынок путем подписания там соглашения о предоставлении иностранному партнеру права на использование технологического процесса, товарного знака, патента фирмы-лицензиара и др.

Логотип — оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы. Объединенные в единую композицию товарный знак и логотип называют фирменным блоком. Фирменный блок может также включать рекламный лозунг (слоган) и реквизиты компании.

Макросреда маркетинга — совокупность политических, социально-экономических, правовых, научно-технических, культурных и природных факторов, которые воздействуют на микросреду и не подвластны прямому управлению со стороны фирмы (организации).

Максимаркетинг — прямой маркетинг, использующий максимально возможное разнообразие способов связи с потребителем. Синонимы: интегрированный прямой маркетинг, интегрированные маркетинговые коммуникации.

Маркетинг — концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирмы (организации), направленная на получение прибыли посредством учета рыночных условий и процессов и активного влияния на них. В основе термина «маркетинг» (marketing) — слово «рынок» (market). Поэтому часто под маркетингом понимают философию управления, хозяйствования в условиях рынка, провозглашающую ориентацию производства на удовлетворение конкретных потребностей потребителей.

Маркетинг менеджмент (маркетинговое управление)—управление фирмой, построенное на принципах маркетинга. В соответствии с формулировкой Американской ассоциации маркетинга маркетинговое управление — это процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения идей, продуктов и услуг, направленный на осуществление обмена, удовлетворяющего как индивидов, так и организации. Маркетинговое управление направлено на решение задач воздействия на уровень, временные рамки и структуру спроса таким образом, чтобы организация достигла поставленной цели.

Маркетинг услуг— управляемый социальный процесс, посредством которого индивидум и группы людей приобретают то, в чем они нуждаются, обмениваясь с другими созданными продуктами и ценностями. Этот процесс включает разработку, продвижение и реализацию услуг и ориентирован на выявление специфических потребителей клиентов.

Маркетинговые исследования—систематическое определение данных, необходимых для анализа и решения стоящих перед фирмой (организацией) задач, сбор данных, их изучение и обработка, отчет о результатах.

Маркетинговые стратегиипо отношению к спросу — в зависимости от состояния рыночного спроса различают стратегии конверсионного, развивающего, стимулирующего, поддерживающего, противодействующего маркетинга, ре-маркетинга, синхромаркетинга и демаркетинга.

Маркетинговые цели — показатели и качественные характеристики, определяющие содержание маркетинговой деятельности фирмы (организации) для конкретного интервала времени. Цели маркетинга излагаются в соответствующем разделе маркетинговой программы. При определении целей маркетологи пользуются методом построения дерева целей: исходя из главной цели формулируются ниже по уровню основные цели, необходимые для ее достижения; затем — промежуточные цели и подцели.

Международный маркетинг — маркетинговая деятельность фирмы на рынках зарубежных стран.

Микросреда маркетинга — совокупность субъектов и факторов, имеющих непосредственное отношение к самой фирме (организации) и влияющих на ее возможность обслуживать своих потребителей, т. е. сама фирма (организация), ее поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты и контактные аудитории (контактная аудитория — любая группа, проявляющая реальный или потенциальный интерес к фирме (организации) или оказывающая влияние на ее способность достигать поставленные цели).

Мотивационный анализ — исследование мотивов поведения потребителей. Под мотивом понимается потребность, настоятельность которой достаточна, чтобы направить человека на ее удовлетворение. В маркетинге при анализе поведения потребителей наиболее часто используют теории мотивации Фрейда и Маслоу.

Мультинациональный маркетинг — концепция международного маркетинга. Стратегия мультинационального маркетинга разрабатывается с учетом национальных, экономических, культурных и других различий на рынках отдельных стран. Ввиду этого требуется адаптация комплекса маркетинга к местным условиям.

Неценовая конкуренция — конкуренция, основанная на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроком службы, с более высокой производительностью. Важную роль играют такие параметры изделий, как экономичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность. Важными инструментами конкуренции становятся имидж марки и имидж организации.

Неэластичный спрос — спрос, имеющий тенденцию оставаться неизменным или меняться незначительно при изменении цен.

Онлайновый коммерческий канал прямого маркетинга — информационная служба, которой могут пользоваться те, кто вносит ежемесячную абонементную плату. Для этого необходимо иметь компьютер, модем, телефон и связь со специализированными онлайновыми службами (в США, например, компания America Online и др.).

Паблик рилейшнз, PR (связи с общественностью) — способ достижения известности фирмы среди широкого круга потенциальных покупателей путем выступления представителей фирмы в прессе и средствах массовой информации, спонсорства, благотворительности, использования престижной рекламы (фирменные сувениры, фирменный журнал, рекламные буклеты и листовки, фирменный стиль и т.д).

Первичная информация — см. Полевые исследования.

Персональные продажи — один из способов продвижения нового товара на рынок путем устного представления товара либо аудитории приглашенных потенциальных покупателей (сбытовая презентация либо в личной беседе с одним возможным покупателем — личная продажа).

План маркетинга — совокупность целей, стратегий маркетинговой деятельности, а также мероприятий по их реализации на определенный интервал времени. Разрабатывается на основе программы маркетинга.

Позиционирование товара — определение места товара на рынке в ряду других аналогичных товаров с позиций потребителя. Позиционирование включает определение особенностей товара, характерных черт, отличающих его от аналогичных товаров-конкурентов.

Полевые исследования — сбор оперативных данных (первичной информации) об условиях продаж конкретного товара на определенном рынке, а также о реакции покупателей на предлагаемые изделия и об их отношении к фирмам-производителям. Первичную информацию собирают путем наблюдений, обследований, экспериментов и т.д. специально для решения конкретной маркетинговой проблемы.

Пробный маркетинг — полевые эксперименты (см. Полевые исследования), получившие распространение в исследовательской деятельности различных фирм. Такие эксперименты могут проводиться в одном или нескольких географических районах с целью определения потенциального объема продаж нового продукта или эффективности применения отдельных элементов комплекса маркетинга.

Программа маркетинга — разработанный на основе комплексных маркетинговых исследований стратегический план-рекомендация производственно-сбытовой и научно-технической деятельности фирмы (организации), призванный обеспечить выбор оптимального варианта ее будущего развития согласно выдвинутым целям и стратегии в долгосрочной перспективе.

Прямая почтовая реклама (direct mail) — различные формы печатной рекламы, направляемые респондентам по специально составленному адресному списку (письма, проспекты, буклеты, каталоги, фирменные журналы, приглашения и др.).

Прямое инвестирование — способ проникновения фирмы на зарубежный рынок путем создания на нем предприятий по производству (сборке) своего продукта.

Прямой маркетинг — интерактивная система, использующая обычно несколько различных средств коммуникации для получения отклика от потребителя или совершения сделки ( маркетинг прямых заказов), а также для установления долгосрочных прямых отношений с заказчиками (прямой маркетинг отношений).

Прямой экспорт — один из способов выхода фирмы на зарубежный рынок — продажа фирмой своих товаров в другую страну без привлечения посредников через собственные экспортные отделы, филиалы и сбытовые отделы за рубежом, через агентов по экспортным операциям.

Реклама — оплаченная, не персонизированная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить к чему-то аудиторию или повлиять на нее.

Рекламный лозунг (слоган) — заголовок рекламного послания, его ключевая фраза, которая должна быть составлена таким образом, чтобы показать покупателю понимание фирмой его предпочтений и проблем, сообщить покупателю новые сведения, отличительные особенности предлагаемой новинки и тем самым привлечь внимание как к рекламе, так и к рекламируемому товару.

Ремаркетинг — стратегия маркетинга, направленная на оживление снижающегося спроса, цель ремаркетинга состоит в создании нового жизненного цикла исчезающего с рынка товара или услуги.

Респондент — лицо, отвечающее на вопрос при проведении полевых исследований.

Рыночная ниша — группа потребителей, для которых наиболее оптимальными и подходящими являются товар данной фирмы (организации) и ее возможности поставки.

Рыночная политика — см. Комплекс маркетинга.

Рыночное окно — сегменты рынка, которыми пренебрегали фирмы-конкуренты. Рыночное окно не означает дефицита на рынке, а представляет собой группы потребителей, чьи конкретные потребности не могут быть удовлетворены с помощью имеющихся товаров и услуг. Эти товары и услуги должны быть для них созданы.

Самосертификация — испытания товара самим изготовителем с использованием испытательного оборудования своего предприятия (фирмы).

Сбытовая политика — направление на создание системы распространения товаров, обеспечивающей доступность продукта для целевых потребителей. Охватывает круг вопросов, связанных с организацией системы реализации продукции и с товародвижением.

Сегмент рынка — совокупность потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемый продукт и на комплекс маркетинга.

Сегментация рынка — разделение потребителей на узкие, однородные по характеру запросов группы (сегменты).

Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие качества товара определенным требованиям и нормам.

Сертификация соответствия — испытания товара в специализированных независимых испытательных лабораториях (центрах) с целью подтверждения соответствия его качества определенным требованиям и нормам (чаще нормам безопасности — сертификат безопасности).

Сетевой маркетинг — вид прямого маркетинга, осуществляемого посредством глобальной компьютерной сети Internet или через коммерческие онлайновые каналы.

Система маркетинговой информации — постоянно действующая система взаимосвязи персонала фирмы (организации), оборудования и методических приемов в процессе сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной и точной информации для ее использования при планировании и маркетинговой деятельности, а также для контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.

Совместное предпринимательство — один из способов проникновения фирмы на зарубежный рынок путем создания на его территории производственных предприятий при совместном капиталовложении, владении и управлении.

Стимулирование сбыта — одна из составляющих комплекса маркетинга, заключающаяся в использовании различных приемов воздействия на покупателя и торговых посредников с целью увеличения продаж (скидки с цены, торговые зачеты, конкурсы среди продавцов, беспроигрышные лотереи для покупателей, премирование и т.д.).

Стратегический маркетинг — концентрированное использование возможностей фирмы, создание условий деятельности, рассчитанных на длительный срок. Решения в рамках стратегического маркетинга принимаются на высшем уровне — руководством фирмы. Ряд экономистов под стратегическим маркетингом понимает маркетинговые исследования, относя к операционному маркетингу разработку комплекса маркетинга.

Стратегия— обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. По существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Стратегия выхода на рынок — совокупность решений фирмы по ценам и способам стимулирования сбыта при внедрении на рынок нового товара.

Стратегия охвата рынка — совокупность решений фирмы о выходе на рынок либо с одним и тем же предложением для всех потребителей (охват рынка по принципу недифференцированного или массового маркетинга), либо о концентрации маркетинговых усилий на одном крупном сегменте (концентрированный маркетинг), либо о выступлении на нескольких рыночных сегментах с отдельным предложением для каждого из них (дифференцированный маркетинг).

Стратегия сбыта — определенный метод распределения товаров, выбираемый в зависимости от природы самого товара, числа торговых посредников (дилеров), наличия запасов товара, сбытовых стратегий конкурентов и других факторов. Основные стратегии сбыта: интенсивное распределение — широкомасштабная продажа одновременно через большое количество торговых предприятий; исключительное распределение —- сбыт товара только через тех дилеров, которым изготовитель предоставил исключительное право распределения товара; селективное — продажа товаров через отобранных изготовителем торговых посредников, в зависимости от характера их клиентуры, уровня предоставляемых услуг потребителям и др.

Стратегия—набор правил для принятия решений, которыми фирма (организация) руководствуется в своей деятельности.

SWOT-analysis (Strengths, Weaknesses, Opportunities and Threats) — анализ сильных и слабых сторон фирмы с целью оценки ее возможностей и выявления потенциальных угроз при разработке стратегического плана маркетинга по отношению к целевому (планируемому) рынку.

Товарная политика — одна из составляющих комплекса маркетинга, содержанием которой является выработка решений по созданию новых товаров и обновлению (приближению к требованиям рынка) существующих изделий, разработка товарного ассортимента, упаковки и товарных марок, обеспечение надлежащего качества и конкурентоспособности товаров, позиционирование товаров на рынке, анализ и прогнозирование жизненного цикла товаров.

Товарный ассортимент — группа товаров, объединяемых по следующим признакам: предназначение для одних и тех же сегментов покупателей; реализация через одни и те же торговые заведения; схожесть области использования; продажа в определенном диапазоне цен.

Торговая марка (товарная марка, товарный знак) — имя, термин, символ, знак, рисунок или их сочетание, позволяющие идентифицировать товар или услугу одного (или группы) изготовителя (продавцов), а также отличить их от товаров (услуг) конкурирующих фирм.

Транснациональная компания — корпорация, осуществляющая основную часть своей деятельности на зарубежных рынках путем создания там дочерних фирм.

Услуга — любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не результируются в собственность клиента. Производство услуг может быть связано с товаром в его материальном виде.

Целевой маркетинг— процесс, включающий определение рынка, на котором будет работать фирма; анализ характеристик и потребностей потенциальных клиентов; определение базиса для сегментации рынка; определение и описание рыночных сегментов; анализ конкурентного положения фирмы; оценку и выбор рыночных сегментов; принятие решений по маркетинговым стратегиям и комплексу маркетинга.

Целевой рынок — один или несколько сегментов, отобранных для изучения и маркетинговой деятельности фирмы.

Ценовая конкуренция — конкуренция, предполагающая продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем конкуренты.

Ценовая политика — одна из составляющих комплекса маркетинга, включающая установление фирмой цен на товары и способов их варьирования в зависимости от ситуации, на рынке с целью овладения определенной рыночной долей, обеспечения намеченного объема прибыли, подавления деятельности конкурентов и выполнения других стратегических целей.

Эластичный спрос -- спрос, имеющий тенденцию существенно меняться при незначительных колебаниях цены.

СОДЕРЖАНИЕ

От авторов.. 4

методика подготовки и проведения ситуационных семинаров.. 6

глава 1. Современная концепция маркетинга.. 13

1.1. Определение и сущность маркетинга.. 13

1.2. Принципы маркетинга.. 17

1.3. Функции и цели маркетинга.. 20

1.4. Место маркетинговых служб в. 23

организационной структуре фирмы.. 23

Ситуационные задачи 1-10. 28

глава 2. Маркетинговые исследования.. 45

2.1. Процесс маркетинговых исследований.. 45

2.2. Комплексное исследование товарных рынков. 47

2.3. Анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы и формирование стратегий развития. 67

2.4. Информационное обеспечение маркетинговых исследований.. 71

Ситуационные задачи 11-31. 84

глава 3. Комплекс маркетинга.. 131

3.1. Товарная политика.. 131

3.2. Коммуникационная политика.. 147

3.3. Сбытовая политика.. 158

3.4. Ценовая политика.. 165

Ситуационные задачи 32-43. 172

глава 4. Стратегии и программа маркетинга.. 196

4.1. Принципы разработки и виды стратегий.. 196

4.2. Программа маркетинга.. 207

Ситуационные задачи 44-56. 214

глава 5. Международный маркетинг.. 260

5.1. Концепции международного маркетинга.. 260

5.2. Анализ зарубежного рынка и внешней среды маркетинга.. 261

5.3. Особенности комплекса маркетинга.. 269

5.4. Коммуникационная политика в международном маркетинге. 289

5.5. Особенности сбытовой политики.. 304

5.6. Ценовая политика в международном маркетинге. 307

Ситуационные задачи 57-72. 313

глава 6. Маркетинг услуг.. 345

6.1. Услуга и ее характеристика.. 345

6.2. Особенности маркетинга услуг. 348

Ситуационные задачи 73-77. 361

глава 7. Прямой маркетинг.. 373

7.1. Особенности прямого маркетинга.. 373

7.2. Интегрированный прямой маркетинг–максимаркетинг. 380

Ситуационные задачи 77-86. 388

Контрольные вопросы для тестирования на компьютере.. 419

Словарь основных терминов.. 429

Учебное пособие

Крылова Галина Дмитриевна, Соколова Мария Игоревна

МАРКЕТИНГ

Теория и 86 ситуаций

Редактор Г.А. Клебче

Корректор И. И. Матвеева

Оформление художника А. В. Лебедева

Оригинал-макет изготовлен в

ИЗДАТЕЛЬСТВЕ ЮНИТИ-ДАНА

Лицензия серия ИД № 03562 от 19.12.2000 г.

Подписано в печать 12.07.99. формат 60х88 1/16

Усл. печ. л. 32,5. Уч.-изд. л. 26,7

Доп. тираж 5 000 экз. Заказ 1709

000 "ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА"

Генеральный директор В.Н. Закаидзе

123298, Москва, Тепличный пер., 6

Тел.: (095) 194-00-15. Тел./факс: (095) 194-00-14

E.mail: [email protected]

Отпечатано во ФГУП ИПК "Ульяновский Дом печати"

432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14

[1] См.: Маркетинг: Учебник/Под ред. А.Н. Романова. — М.: ЮНИТИ, 1995.

[2] Подробнее см.: Дихтль Е., Хёршен X. Практический маркетинг. — М.: ИНФРА-М, 1996.

[3] фас — свободен у борта судна (международный термин): продавец считается выполнившим свои обязательства, когда товар доставлен к борту судна.

[4] Иногда к микровнешней среде относят саму фирму, рассматривая различные ее подразделения, как внешние по отношению к маркетинговой службе. Однако такой подход представляется недостаточно обоснованным.

[5] В ряде источников понятия макро- и микровнешней среды объединяют в одно понятие — внешняя среда, в отличие от внутренней среды, характеризующей состояние самой фирмы.

[6] Конъюнктура характеризует состояние рынка, а конъюнктурные исследования (market research) являются частью маркетинговых исследований.

[7] Термин «маркетинговые исследования», используемый большинством авторов для обозначения одного из компонентов МИС, представляется не совсем удачным, так как понятие «маркетинговые исследования» (marketing reseach), рассматриваемое в качестве одной из функций маркетинга, имеет более комплексное содержание. {Прим. автора).

[8] у.е. — условные единицы, приравненные к доллару.

[9] "Норд" название условное.

[10] Каренс — условная денежная единица.

[11] Названия стран — условные.

[12] Концепция маркетинга, основанная на глубоком изучении поведенческих особенностей покупателя.

[13] Диксон П.Р. Управление маркетингом. — М.: Бином, 1998.

[14] Так, Nestle за 4,5 млрд. долл. купила марку Rowntee, заплатив за нее в пять раз больше балансовой стоимости фирмы. Диксон П.Р. Управление маркетингом. — М.: Бином, 1998.

[15] Подробнее см.: Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. - М.: ЮНИТИ, 1998. - Гл.З.

[16] Подробнее см.: Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996. - С. 381.

[17] Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 1998. — С.699.

[18] См. также главу «Прямой маркетинг».

[19] Для удобства расчет проводится на 1 млн. экземпляров газеты, на 1 тыс. экземпляров журнала.

[20] Подробнее см.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Гл. 21.

[21] Подробнее см.: Диксон П.Р. Управление маркетингом. С. 379.

[22] Dahringer Lee D., Muehlbacher Hans. International Marketing. - N.Y., 1993. - P. 285.

[23] Подробнее см.: Горчакова И.Н. Маркетинг: методические рекомендации и система показателей. — М.: МГИМО, 1994.

[24] См.: Крылова Г.Д., Ноздрева Р.Б., Соколова М.И. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинг». — М., 1997. — С. 28.

[25] Подробнее см.: Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. — М.: Финансы и статистика, 1991.

[26] В задаче использованы публикации журнала «Маркетинг».

[27] Компоненты — различные составляющие аудиоаппаратуры, воспроизводящие с высокой точностью запись на пластинке или магнитофонной ленте (high fidelity (hi-fi) sound).

[28] Компактами называются заводским образом собранные аудиосистемы, обычно состоящие из двух блоков, в один из которых входят проигрыватель, ресивер и (или) плейер, а в другой — пара акустических колонок. Компакт-система обычно стоит дешевле и имеет меньшие размеры, чем система из компонентов. Она воспроизводит стереозвучание, т.е. звук, идущий по двум независимым каналам, но не звучание высокой точности.

[29] Консоль - заводским образом собранная в единый блок аудиосистема имеющая большие размеры, более высокую стоимость и, как правило, худшее качество воспроизведения звука по сравнению с системой из компонентов.

[30] Источник: Дачян А. ч др. Академия рынка. Маркетинг. — М.: Экономика, 1993.

[31] Подробнее см.: Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. - М.: ЮНИТИ, 1998. - Гл.11.

[32] Стокгольмская редакция Конвенции в 1968 г. была ратифицирована СССР.

[33] См.: Дэниеле Дж. Д., Радеба Ли X. Международный бизнес. — М.: Дело лтд 1994. - С. 420.

[34] Paliwoda Stanley J. International Marketing. Butterworth-Heinemann Ltd Oxford 1993. - P. 245.

[35] См.: Дэниеле Дж. Д., Радеба Ли X. Международный бизнес. С. 421.

[36] Подробнее см.: Дэниеле Дж. Д., Радеба Л.Х. Международный бизнес. Ч. 7.

[37] Источник: Paliwoda S. International Marketing, Oxford, 1993.

[38] Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. — СПб.: Наука, 1996. — С. 242.

[39] Данная модель может быть применима и к жизненному циклу товарного ассортимента (номенклатуры).

[40] Подробнее см.: Дэниеле Дэк. Д., Радеба Ли X. Международный бизнес. Гл. 14.

[41] В задаче использованы данные газеты Правда.

[42] В задаче использованы данные газеты Финансовые известия.

[43] В задаче использованы данные газеты Финансовые известия.

[44] В качестве потенциальных клиентов рассматриваются состоятельные деловые люди и их семьи.

[45] См.: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер, 1998. — С. 780.

[46] Примеры заимствованы из кн.: Рэпп С., Коллинз Т. Новый максимаркетинг. — Челябинск, 1997.

[47] См.: Рэпп С., Коллинз Т. Новый максимаркетинг. – Челябинск, 1977.

[48] Используется терминология С. Рэппа и Т. Коллинза.

[49] Сформулированы D. Stone, H.E. Brown и др. (Иллинойс, США) и применимы к любой его форме.

[50] Критерии сравнения газетных тарифов — см.: Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама. Теория и практика: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1989. — Гл.16.

[51] Стайлинг — совокупность эстетических показателей качества товара.

Наши рекомендации