Основные коммуникационные модели
Модель Аристотеля. Она основывается на трех китах: этос, патос и логос. 1. Оратор (докладчик, говорящий), который передает сообщение (этос).
2. Чувства и эмоции, которые сообщение вызывает у слушателей (патос).
З. доказательство того, что вызванные эмоции правильные, т.е. рациональное обоснование, содержащееся в самом сообщении в явном или неявном виде (логос).
Применительно к маркетинговым коммуникациям трехмерное пространство Аристотеля Этос — Патос — Логос вполне можно принять за теоретическую базу построения обобщенных шкал для измерения компонентов рекламного сообщения и оценки эффективности его носителей. К этой теме мы еще вернемся, когда будем говорить об измерениях в рекламе.
Этос. Относится к той части сообщения, которая сосредотачивается в основном на источнике сообщения — на том, кто сообщает, а не на самом сообщении. Главными характеристиками источника являются способность вызывать доверие и привлекательность. Исходя из этого, принимающая сообщение сторона приписывает источнику некие характеристики, которые могут повлиять на оценку рекламного сообщения. В ряде работ подтверждена положительная корреляция между уровнем доверия к источнику и оценкой рекламы. Таким образом, устанавливается, что эффективность рекламы зависит не только от рекламы, но и от доверия к источнику.
Патос. Изучение эмоциональных и аффективных компонентов рекламы подпадает под аристотелевское определение «патос». Внутреннее состояние человека, эмоциональный фон, формируемый множеством причин, включая и рекламу, оказывает влияние на формирование отношения к рекламному сообщению. Но, чтобы добиться эффективности, здесь придется миинимум решить две крупные исследовательские задачи: а) точно и однозначно классифицировать эмоциональные состояния и б) понять, каким образом эмоции влияют на процессы восприятия информации и на формироваание отношения к сообщению.
Логос. В настоящее время понятие «логос» включает в себя разумность, здравый смысл, разумное рассуждение и выгоду, хотя, заметим, последнее добавлено уже после Аристотеля. Логос определяется как способ соединения понятий и идей таким образом, чтобы с их помощью можно было однозначно прийти к определенным выводам и заключениям. При логичном, разумном изложении доводы, приведенные в сообщении, заставляют верить в заявленные в сообщении утверждения. Таким образом, функция логоса выступает в виде предоставления информации и логических доказательств продукте, на основе которых потребитель формирует свои убеждения к рекламируемому продукту.
Модель Якобсона. Якобсон составил ее из шести факторов, каждому из которых он придал особую функцию. Эмотивная функция связана с адресантом (стороной, передающей информацию) и имеет целью выражение его отношения к тому, что он говорит. Всем известно, что в языке одно и то же содержание даже интонационно может быть оформлено так, чтобы выражать одобрение, осуждение и т.д.
Конативная функция отражает ориентацию на адресата. Она выражает посредственное воздействие на того (или тех), кто воспринимает информацию.
Фатическая функция ориентирована на контакт, где важна не передача информации, а поддержание контакта. В разговоре с собеседником мы время от времени проверяем наличие контакта словами: «Ты меня слушаешь?» — или: «Вы следите за моей мыслью?».
Метаязыковая функция связана с распознаванием кода. Не зная какого - либо слова, мы можем спросить о его значении. Ответ может быть дан описательно, с помощью других слов, а может и просто с помощью показа предмета.Риторическая функция направлена на сообщение. В зависимости от ситуации в сообщении может быть больше уделено внимания его форме (поэзия) или содержанию (бытовая речь), но в той или иной мере в любом сообщении присутствуют обе характеристики.
Референтивная функция сориентирована на контекст и представляет ой отсылку на объект, о котором идет речь в сообщении.
Модель Умберто Эко. В стандартную модель коммуникации Эко вносит такой фактор, как лекси коды, или вторичные коды, под которыми он понимает разного рода дополнительные значения, известные не всем, а только части аудитории. Большое количество своих исследований Эко посвятил визуальному языку. построив ряд конкретных моделей визуальной коммуникации. Умберто Эко наличием прошлого опыта, отмечая, что реклама пользуется визуальными знаками с устоявшимися значениями, вызывающими привычные ассоциации. В исследовании о коммуникации в рамках массовой культуры У. Эко вывел постулат о том, что сообщения массовой культуры написаны одновременно как автором, таки читателем. С учетом того, что реклама, безусловно, относится к явлениям массовой культуры, данный постулат подтверждает сложившуюся практику пре - тестирования, где соавтором рекламного сообщения становится потребитель.
Двухступенчатая модель коммуникации. П. Лазарсфельдом в конце 40-х годов прошлого века двухступенчатой модели коммуникации. Толчком к этому послужили результаты опросов, показавших, что охват населения при знакомстве с сообщением через две недели после его передачи оказался выше, чем непосредственно после самой передачи.
Дальнейший анализ показал, что возрастание охвата явилось следствием обсуждения этих сообщений с теми, кто получил наименование «лидеров мнения» более того, увеличился не только охват, но и степень влияния сообщения на аудиторию. Так из одноступенчатой модель превратилась в двухступенчатую причем первая ступень характеризуется в основном передачей информации а вторая ступень — передачей влияния. Особенно важную роль учет двухступенчатой коммуникации имеет в тех случаях когда покупатель и потребитель — это не одно и то же лицо. Что бы реклама была эффективной, она должна воздействовать на лицо, влияющее на решение о покупке а не на самого покупателя.
Спираль молчания. Спираль молчания была открыта и изучена известным немецким ученым общественного мнения Элизабет Ноэль-Нойман. Смысл данного состоит в том, что СМИ могут манипулировать общественным мнением за счет отсечения большинства от каналов коммуникации и предоставления слова меньшинству. Парадокс состоит в том, что человек, ощущающий себя в меньшинстве, скорее промолчит и не выскажет своего мнения, тем самым как бы присоединяясь к большинству. Когда же СМИ искажают картину распределения, заставляя ощущать большинство меньшинством, оно
(большинство) умолкает и становится пассивным. Глубинным мотивом спирали молчания является страх оказаться в одиночестве. Проведенный Ноэль-Нойман анализ показал, что женщины больше подвержены этому эффекту, чем мужчины, люди старшего возраста — в большей степени, чем молодые, а обыватели — больше, чем представители элиты. Отсюда практические рекомендации: при выводе нового товара на рынок первичную рекламу необходимо ориентировать скорее на молодежь и людей с высшим образованием, т.е. на тех, кто в меньшей степени боится оказаться в одиночестве в своих покупательских предпочтениях.
Модель привратника. Данная модель была сформулирована Куртом Левином во время Втор мировой войны. процесс передачи информации часто имеет двух «привратников» и фильтруется как на выходе от источника, так и при приеме информации. Образно говоря, если эти своеобразные фильтры настроены на совершенно разные частоты, то вероятность прохождения информации близка к нулю.
Надо заметить, что «модель привратника» получила широкое распространение не только в теории коммуникации, социологии или маркетинге. Алгоритмы, построенные на включении «привратника» в некоторую информационную систему, активно используются в компьютерных сетях, в протоколах защиты информации и т.д.
Диффузная теория. Данная теория связана с именами многих исследователей, которые изучали распространение новых идей, товаров и услуг в различных сегменты общества. Диффузной эта теория называется потому, что рассматривает идеи никогда не охватывают общество целиком и в один момент. Они постепенно просачиваются (диффундируют) через различные слои населения. каналы коммуникации и т.д. Как показали исследования, часть общества достаточно консервативна, а часть, наоборот, легко включается в новые
процессы. Поэтому нет смысла воздействовать на все общество в целом, а необходимо в
первую очередь убедить наиболее активную инноваторскую (как показывает опыт, обычно это не более 51% любого общества) для достижения которых необходим не менее чем 50%-ный охват аудитории. Однако из «отцов» данной теории Э. Роджерс разделил процесс диффузии на, шестъ этапов:
1) внимание;
2) интерес;
3) оценка;
4) проверка;
5) принятие;
6)подтверждение
Модель Романа Якобсона (лингвистическая)
Якобсон выделяет несколько основных функций словесных коммуникаций.
Эмотивная (или экспрессивная) функция сосредоточена на адресанте с задачей — выражать отношение к той информации, которая передается адресату.
Конативная (лингвистическая) функция сосредоточена на адресате — лингвистическим выражением чего служит повелительная форма, звательный падеж.
Фатическая (коммуникативная) функция направлена на контакт между адресантом и адресатом. Главным становится не передача информации, а поддержание контакта.
Метаязыковая функция — использование языкового кода в передаче информации.
Креативная функция — использование терминов, имеющих обобщенное значение. Например, реклама шоколадных батончиков «Mars» — «Съел и порядок!» Слово «порядок» имеет обобщенное значение.
Модель Густава Шпета (герменевтическая)
На пути к единственности интерпретации сообщения лежит предложенное Густавом Шпетом разграничение значения и смысла. Значением он считает тот многозначный набор, который фиксируется словарями, смысл же он считает в плоскости того единственного понимания, которое возникает в данном речевом контексте. Например, рекламное сообщение в оригинал-макете «С 1 апреля у нас — весенние скидки!» Слово «скидки» имеет одно значение и много смыслов. Шпет четко вычленяет коммуникативный аспект, лежащий в основе герменевтики. «Сообщение — есть та стихия сознания, в которой живет и движется понимание».
Модель Зигмунда Фрейда (психоаналитическая)
Фрейд рассматривал цивилизацию и культуру в аспекте подавления природных инстинктов, которые вытесняются в «бессознательную» часть психики. Бессознательное проявляется только косвенным образом. Коммуникативная модель Фрейда построена на обращении к подсознанию адресата. В маркетинге и рекламе использование этой модели считается наиболее успешной.
Проблематика рекламы неизбежно должна опираться на аксиоматику поведения человека, заложенную на самом глубинном уровне.
Модель Карла Густава Юнга (архетипическая)
Юнг продолжил исследования Фрейда, обосновав существование коллективного бессознательного, понимая под ним не индивидуальную, а всеобщую природу.
Многие представления Юнга могут служить в качестве руководства по построению текстов воздействия на адресат, а ведь именно к этому и стремится реклама. «У человека есть способность, которая для коллектива является наиценнейшей. А для индивида наивреднейшей, — это подражание, в понятие которого входят также внушаемость, суггестивность и духовное заражение».
Модель Пьера Бурдье (социологическая)
Коммуникативная модель Бурдье основана на том, что различные социальные классы «разговаривают на разных языках» и только точное использование социального жаргона адресантом сделает коммуникацию эффективной с точки зрения обратной связи. Такой прием он назвал габитус — это тип «грамматики действий и слов, которые помогают отличить один социальный класс от другого». Даже об одном и том же общественном событии разные газеты пишут по-разному. Статус рекламируемого товара обязывает использовать определенные слова, являющиеся социально обусловленными. В рекламе высокостатусных товаров необходимо использовать слова «престижно», «комфорт», «элегантный» и т.д.
Модель Жана Бодрийяра (вещественная)
Логику воздействия масс-медиа Бодрийяр называет «логикой Деда Мороза». «Это не логика тезиса и доказательства, но логика легенды и вовлеченности в нее». По этому же принципу происходит воздействие рекламы, поскольку человек «верит» рекламе так, как Деду Морозу. «Решающее воздействие на покупателя оказывает не информационный дискурс о достоинствах товара. Индивид чувствителен к мотивам защищенности и дара, к той заботе, с которой его убеждают и уговаривают». Примером такого «коммуникативного вещизма» может служить рекламное обращение «Tefal думает о вас» или «Доверь дом ДЭУ». Реклама «фиксирует потенциал воображаемого и дает ему выход».
Стереотипная модель коммуникации.Это такая модель, в которой в качестве кода сообщения используются стереотипы потребителей. Большой практический опыт рекламной и маркетинговой деятельности показал, что одним из самых эффективных коммуникативных кодов служат стереотипы. Умелое обращение к стереотипам потребителей делает вашу рекламу эффективной. Они играют в нашей жизни огромную роль: упрощают кошмарную сложность жизни, ее запутанность и непонятность и следуют за человеком во всяком проявлении отношения к объекту, к явлению, к предмету. Стереотипы вырабатываются жизненным опытом, религией, семьей, менталитетом... Доведенные до автоматизма, стереотипы позволяют легче жить человеку, легче оценивать и воспринимать информацию. Стереотип в рекламе — это то, что потребитель сам себе доскажет, домыслит, услышав или увидев рекламу. (И. Викентьев) Если вы своим рекламным обращением попали в стереотипы клиента, то ваше реклама сработала, а если не учли стереотип восприятия потребителем вашего товара или услуги — увы, вы проиграли. Именно в этом частая ошибка прямого транслирования западных образцов рекламы: у них другие стереотипы...