Практическое применение методологии
Организационная характеристика предприятия «Байрам»
Торговая сеть магазинов «Байрам» входит в Группу компаний «Батыр», в составе которой также успешно действуют супермаркеты «Сабантуй», сеть детских магазинов «Ежик» и оптово-логистическая компания ЗАО «Башбакалея».
В начале 2013 года сеть магазинов «Байрам» вошла в «Союз торговых предприятий независимых сетей» – единственное в России эффективно действующее объединение ритейлеров, независимых от крупного транснационального, промышленного и банковского капитала, занимающее 5-е место на национальном рынке розничной торговли. Главная задача Союза – создавать условия для развития бизнес-инициатив и торговых технологий XXI века.
Магазины торговой сети «Байрам» – это магазины эконом-класса «у дома», по ассортименту и уровню обслуживания они максимально приближены к ожиданиям и потребностям основного населения республики. При формировании ассортимента магазинов «Байрам» главное внимание уделяется высококачественной продукции местных товаропроизводителей, что гарантированно обеспечивает наиболее низкую для покупателей цену большинства предлагаемых продуктов и прямую ответственность торговой сети и поставщиков за качество товаров. В ассортименте магазинов торговой сети «Байрам» не менее 50 процентов продуктов питания – местного производства. Кроме того, поддержка местных товаропроизводителей продуктов питания выражается также в постоянно действующей акции «Выбирай свое – покупай родное!» и продвижении зонтичного бренда «Продукт Башкортостана».
Методы маркетинговых исследований применяемые в магазине «Байрам» и его недостатки
В торговой сети «Байрам» применяются маркетинговые исследования такие как анализ популярного товара, для того чтобы знать на какой товар можно делать акцент, и для того что бы знать сколько делать закупку в следующем месяце.
Проводятся анкетирование покупателей, для выявления нужной информации. Пример анкеты:
Анкета
Мы проводим исследование, конечной целью которого является выявление эффективности и популярности отдельных рекламных средств. Хотелось бы узнать Вашу точку зрения по некоторым вопросам в рамках проводимого нами исследования. Опрос займет 5-10 минут.
Данное анкетирование проводиться анонимно. Вам необходимо выбрать и обвести определенный вариант ответа (нужное следует подчеркнуть).
1.Ваш пол:
а) мужской
б) женский
2.Ваш возраст:
а) до 14 лет
б) от 18-25
в) от 25-35
г) от 35 и более
3.Ваш род занятий:
а) учащийся
б) рабочий
в) служащий
г) на пенсии
4.Ваше семейное положение:
а) женат/ замужем
б) разведен/разведена
в) не замужем/ не женат
Какое влияние на вас оказывает наружная реклама?
а) нейтральное
б) в зависимости от рекламы
в) значительное
Что привлекает Вас в телевизионной рекламе?
а) креативность рекламы
б) запоминающийся слогон (детали)
в) звуковое сопровождение
г) повторение рекламного ролика
Вы часто слушаете радио?
а) да
б) нет
в) редко
Покупаете ли вы газеты?
а) да
б) нет
Обращаете ли вы внимание на наружную рекламу?
а) всегда обращаю
б) не обращаю внимания
в) редко
г) часто
Какая реклама для вас более привлекательна?
а) телевизионная реклама
б) реклама на радио
в) наружная реклама
г) реклама на и в общественном транспорте
д) интернет реклама
Благодарим за участие в анкетировании!
Рекомендации
У магазина «Байрам» практически нет недостатков. У нее жестко сформулированная маркетинговая стратегия, которой магазин следует уже многие годы и которая приносит хороший денежный доход. Однако магазину можно посоветовать определиться с приемами маркетинга, которые необходимо использовать в торговых точках, так как более 90%
всех продаж совершаются в торговых точках, - этими проблемами занимается мерчандайзинг.
К общим целям мерчандайзинга можно отнести:
- увеличение объема продаж;
- формирование приверженности магазинам и отдельным маркам, увеличение числа лояльных покупателей и завоевание новых;
- создание конкурентного преимущества магазина и отдельных марок;
- эффективное представление товаров перед покупателем;
- привлечение внимания покупателя к товарам, обращая внимание на новые продукты и специальное предложение;
- закрепление в сознании покупателей отличительных черт марок;
- обеспечение покупателя необходимой информацией;
- влияние на поведение потребителей, соблюдая рамки этики и законности;
- повышение уровня принятия решений покупателем непосредственно в магазине, увеличение времени пребывания покупателя в магазине и числа покупок.
Ориентация на потребителя позволяет сместить акцент с прибыли, получаемой от одной покупки, к долгосрочной прибыли, основанной на лояльности клиента к магазину и привлечении им новых покупателей через рекомендации знакомым и родственникам.
Общая статистика такова:
- лояльность потребителей к магазину составляет около 35%;
- выбор потребителя на 20% определяется основными свойствами продукта, на 80% - его окружением (дизайн, цена, марка, сервис, удобство приобретения);
- процент принятия решения о покупке в магазине составляет 65-70%, в кассовой зоне – до 89%.
Эти данные свидетельствуют о необходимости активного взаимодействия с покупателем внутри магазина.
Даже при покупке дорогостоящих товаров окончательный выбор потребитель часто делает в магазине. Продавцу очень важно воздействовать на этот выбор.
Таким образом, можно сформулировать основные постулаты мерчандайзинга:
1. Методами мерчандайзинга можно существенно увеличить прибыль от продаж товара, если свойства товара, его окружение и рыночный потенциал позволяют это сделать.
2. Комбинация методов направленного эмоционального воздействия на покупателя должна применяться дл полного удовлетворения его потребностей и повышения лояльности покупателя к магазину, определенным товарам и маркам, а также для создания благоприятного имиджа производителя. Полное удовлетворение приносит долгосрочную максимальную прибыль. Это относится и к импульсным покупкам – внезапным, незапланированным, осуществляемым под воздействием момента, особой модели покупательского поведения. Концепция долгосрочной прибыли основывается на основе этических принципов взаимоотношения с покупателями.
3. Правильно выбранный ассортимент в сочетании с эффективным использованием выставочной площади и другими факторами комплекса маркетинга ведет к увеличению продаж в магазине.
Заключение.
Проведение маркетинговых исследований — это сложный многоступенчатый процесс, требующий глубокого знания объекта изучения, от точности и своевременности результатов которого во многом зависит успешное функционирование всего предприятия.
К сожалению, российские фирмы еще не полностью используют все преимущества последнего, в РФ также не существует большого количества организаций, специализирующихся на организации маркетинговых исследований. Однако опыт иностранных фирм однозначно свидетельствует о необходимости такого рода затрат, которые при успешном выполнении всегда окупаются увеличением прибыли юридического лица ввиду лучшей организации его производственной и сбытовой деятельности, созданной на комплексном анализе рынка и нацеленной на решение задач по успешной реализации продукции.
Розничная торговля в России в последнее время развивается очень интенсивно. Расширяются отечественные торговые сети, на российский рынок приходят крупные иностранные компании, имеющие опыт розничной торговли по всему миру. Изучение поведения потребителя, его предпочтений, восприятия им различных конкурентных предложений и принципы принятия решения о покупке позволяют компаниям, представленным на розничном рынке, принимать правильные решения, снижая уровень неопределенности и риска. Управление маркетингом должно строиться не на догадках, а на тщательной оценке потребительских предпочтений, организации обратной связи с потребителем.
Деятельность современных магазинов основывается на принципах мерчандайзинга – маркетинга в торговых точках. Основную задачу, которую должен решить магазин, - соблюсти баланс между наиболее полным представлением товарного ассортимента и удобством для покупателя при выборе и совершении покупки. Производитель потребительских товаров не должен оставаться в стороне от розничной торговли. Разработка средств продвижения, мониторинг и контроль розничных продаж, сбор информации об отношении потребителей к товару необходимы для эффективной деятельности производителя. Современная тенденция на розничных рынках такова, что розничные торговцы все чаще становятся производителями товаров, реализуемых в своих магазинах.
В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, а именно: был проведен непосредственный анализ маркетингового исследования в определенных условиях.
Так же были решены следующие задачи:
1. Предоставлены общие характеристики маркетингового исследования.
2. Мы ознакомились с методами маркетинговых исследований
3. Нами были рассмотрены методы маркетингового исследования в магазине «Байрам». И в заключении:
Маркетинговое исследование - это систематизированный сбор, накопление и анализ данных о состоянии и тенденциях изменения рынков, сегментов и отдельных их участников и институтов (потребителей, конкурентов, государственных органов), которые могут оказать влияние на положение компании или отдельных ее продуктов на рынке. На основании этой информации принимаются маркетинговые и управленческие решения. Без маркетинговых исследований руководителям было бы сложно или рискованно, принимать решения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Благаев В.И. Маркетинг в определениях и примерах. - СПб.: Двадцатый трест, 2006. - 301с.
2. Гилберт А. Черчилль, Том Дж. Браун Маркетинговые исследования – 5-е изд. 2007 г – 391с
3. Маркетинг: Учебник / А.М. Годин. - 9-e изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2012. - 227 с.
4. Маркетинг: Учебник / В.П. Федько, Л.А. Чикатуева, Н.В. Третьякова; Под ред. проф. В.П. Федько. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 361
5. Маркетинг: Курс лекций / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 153 с
Приложение