Типология потребителей в соответствии с методикой VALS
Группа потребителей | Характеристика |
Потребители, которыми руководят потребности | Они тратят деньги в связи со своими потребностями, а не предпочтениями. Это беднейшие слои населения, без образования. |
Потребители, которыми руководят внешние факторы | Совершая покупки, эти люди заботятся о том, что подумают об этом другие |
Потребители, которыми руководят внутренние факторы | Для них, прежде всего важны собственные потребности и желания |
«Интегрированные» | Эти потребители составляют самую малочисленную группу. Они представляют индивидуумов, которые сочетают в себе качества двух предыдущих групп. Хотя их число невелико, данная группа может играть важную роль в качестве законодателей мод. |
3. Тип личности Совокупность отличительных психологических характеристик индивида, обусловливающих его относительно постоянные и последовательные реакции на воздействия внешней среды
Психологические факторы
1. Мотивация Комплекс факторов, которые стимулируют человека к каким-либо действиям с целью удовлетворения потребностей. Потребность становится мотивом тогда, когда заставляет индивида действовать, а ее удовлетворение снижает уровень психологического напряжения
Теории мотивации:
З. Фрейда
А. Маслоу
Ф. Герцберга
Мотивирующие поведение потребителей силы
1. Физиологические
2. Социальные (потребность в принадлежности к социальному классу или группе)
3. Символические (потребность в демонстрации успеха, достижения власти)
4. Гедонические (сенсорные ощущения: вкус, аромат)
5. Когнитивные (потребность в знании)
6. Эмпирические (потребность в чувствах, эмоциях, настроении)
2. Восприятие Процесс отбора, организации и интерпретации индивидом поступающей информации и создание значимой картины мира. Процесс восприятия проходит в форме:
Избирательного внимания – реакция только на часть раздражителей, большинство из которых отсеивается
Избирательного искажения – склонности людей трансформировать информацию, придавая ей личностное значение, интерпретировать ее так, чтобы она поддерживала ранее сформированные убеждения
Избирательного запоминания – склонность человека забывать многое, а также лучше запоминать информацию, которая поддерживает его установки и убеждения
3. ОбучениеОпределенные изменения в поведении человека, происходящие по мере накопления им опыта
4. Убеждения Мысленная характеристика индивидом чего-либо. Может основываться на знаниях, мнениях или вере
5. УстановкиУстойчивая положительная или негативная оценка человеком объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных по отношению к ним действий.
Типы покупательского поведения
Высокая степень вовлеченности | Низкая степень вовлеченности | |
Значительные различия между марками | Комплексное покупательское поведение (убеждения-установка-покупка) (компьютер) | Покупательское поведение, ориентированное на широкий выбор продукции (печенье) |
Незначительные различия между марками | Сглаживающее диссонанс покупательское поведение (покупка-убеждение-установка) | Привычное покупательское поведение (зубная паста, кофе, прохладительные напитки) |
Процесс принятия решений покупателем о покупке товара включает следующие этапы:
Понимание проблемы,т.е. ощущение различий между настоящим и желаемым состоянием
Поиск информации,повышенное внимание к товару или активный поиск информации
Оценка альтернатив,с точки зрения удовлетворения потребностей, выгод, совокупности свойств товара
Решение о покупке,намерение приобрести товар с учетом влияния отношения других людей и непредвиденных обстоятельств
Поведение после покупки(удовлетворение или чувство недовольства)
Поведение потребителей в промышленном маркетинге - процесс принятия решений, посредством которого организация определяет потребность в приобретении товаров и услуг и выявляет, оценивает и отбирает конкретные марки товаров и поставщиков
Основные отличия делового рынка от потребительского
Меньшее число покупателей;
Крупные покупатели;
Тесные отношения продавца и потребителя;
Производный характер спроса;
Низкая эластичность спроса на товары промышленного назначения;
Профессионализм агентов по закупкам;
Влияние на решение оказывают большое количество сотрудников компании;
Многократные визиты торговых представителей;
Прямые закупки в отношении технически сложных и дорогих товаров;
Взаимные закупки (организации останавливают свой выбор на поставщиках, приобретающих у них определенную продукцию);
Лизинг
Особенности поведения промышленных потребителей
Характеристика рынка
Характеристика товаров, услуг
Характеристика процесса покупки
Характеристика потребностей
Процесс принятия решений о покупке в промышленном маркетинге