Организация контроля в управлении ООО «Аквапарк-Сувар»
Функции отдела маркетинга – это разработка эффективной стратегии развития предприятия во всех направлениях бизнеса. В том числе в сфере контроля и управления. Реализация грамотного маркетинга невозможна без тщательного планирования. Причем оно должно быть не только стратегическим, то есть составленным на будущее, но и оперативным.
Сущность управления в маркетинге состоит и в постоянном анализе результативности деятельности организации. Следует прослеживать все цепочки работы, начиная непосредственно от производства и заканчивая получением оплаты за товар. Принципы, используемые для маркетинга, учитывают данный момент деятельности фирмы. Организация контроля над всеми принимаемыми решениями – один из заключительных, при этом очень важных моментов. Лишь проследив все реализуемые планы и проанализировав их эффективность, можно говорить о качестве проводимой политики бизнеса. Основные принципы и функции маркетинга реализуются в планировании и освоении на практике различных идей, продвижения продукции таким образом, чтобы это было выгодно и эффективно для развития компании.
Актуальными проблемами ООО «Аквапарк - Сувар» являются определение эффективности маркетинговой кампании, как важного контролирующего элемента конкурентоспособности предприятия, и разработка комплекса мер по её совершенствованию.
Основные типы организационной структуры маркетингового подразделения - функциональная, дивизионная и матричная: функциональная структура - организационная структура управления, в которой деятельность специалистов в подразделениях маркетинговой деятельности организована, исходя из функций маркетинговой деятельности, которые они выполняют.
Данная структура предусматривает закрепление определенных функций, таких как реклама, стимулирование сбыта, ценообразование, маркетинговые исследования и маркетинговое планирование, за отдельными подразделениями, рабочими группами или сотрудниками. Главное достоинство функциональной структуры управления - это простота в управлении, быстрые и экономические формы принятия решений, четкое разделение ответственности и компетенции; простота контроля.
К недостаткам функциональной организации маркетинговой деятельности можно отнести: отсутствие специализированных подразделений по продукту; высокие профессиональные требования к руководителям; сложные коммуникации между исполнителями (конфликты); ярко выраженный авторитарный стиль руководства; затрудненность связи и контроля за процессом разработки идей товаров и услуг, его создания и внедрения на рынок приводит к замедлению инноваций; из-за отсутствия специальных служб по регионам не учитывается их специфика или возникают трудности с внедрением продукта на определенные рынки.
Дивизиональное структурирование маркетинговой деятельности предприятия выделяет отдельные направления деятельности:
-продуктовая (товарная) организация - организационная структура управления маркетинговой деятельностью, в которой за разработку и реализацию стратегий и текущих планов маркетинговой деятельности для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом, у которого в подчинении находятся сотрудники, выполняющие все необходимые для данного продукта функции маркетинговой деятельности;
-функционально-продуктовая - это организационная структура управления маркетинговой деятельностью, в которой функциональные маркетинговые службы организации вырабатывают и координируют реализацию некоторых единых для организации целей и задач маркетинговой деятельности, а также выполняют отдельные виды работ по заказам продуктовых управляющих.
Преимущества данного типа организационной структуры управления выявляются в следующем: управляющий, занимающийся определенным товаром, имеет возможность координировать различные маркетинговые затраты по данному товару; управляющий может быстро реагировать на требования рынка; в поле зрения управляющего постоянно находятся все модели товаров и услуг, как пользующие повышенным спросом, так и менее популярные у покупателей.
Однако данному типу организационной структуры присущи и определенные недостатки: управляющий, ответственный за определенный товар, не наделен полномочиями, которые соответствовали бы его деятельности; товарная организация часто требует больших затрат, чем ожидалось (первоначально управляющие назначаются ответственными за основной товар; однако вскоре в структуре предприятия появляются управляющие, ответственные за менее важный товар, каждый из которых имеет свой штат помощников).
¾ рыночно-функциональная организационная структура - структура управления маркетинговой деятельностью, в которой управляющие отдельными рынками несут ответственность за разработку и реализацию стратегии и планов маркетинговой деятельности на определенных рынках. продукцию, предназначенную для рынков различного типа. Главным достоинством является концентрация на маркетинговой деятельности вокруг потребностей конкретных рыночных сегментов.
Матричная организационная структура - подход, в основе которого лежит ориентация как на предлагаемые компанией товары, так и на обслуживаемые ею рынки. Локализация персонала осуществляется по территориальному принципу, а ориентация на товар поддерживается управляющими товарным направлением.
Матричная структура управления обладает большей гибкостью в сравнении с другими традиционными подходами. Кроме того, она устраняет следующий недостаток, присущий организационной структуре управления по проекту: легко добиться непрерывной загрузки отдельных сотрудников, которые находятся в штатном расписании постоянных структурных звеньев, занимающихся однотипными видами деятельности.
Основной недостаток такого подхода заключается в рассредоточении ответственности и полномочий. Двойственность руководства, присущая организационной структуре управления матричного типа, обусловливает возникновение такого недостатка, как определение ответственности при появлении сложностей в выполнении программы, а также степени контроля в отношении некоторых маркетинговых функций. Тем не менее, популярность матричной структуры свидетельствует о значительном превосходстве ее преимуществ над недостатками.
Выбор организационной структуры обусловлен влиянием рыночных факторов, внешним окружением, характеристиками и потенциалом компании, а также преследуемой компанией маркетинговой стратегией. Оптимальная организационная структура обладает следующими характеристиками.
Организационная структура должна соответствовать целям стратегического маркетингового плана. Так, если план предполагает концентрацию усилий на рынках или товаров и услугах, организационная структура должна учитывать это.
Успешная реализация планов предусматривает координацию деятельности как в рамках комплекса маркетинговых мероприятий, так и в работе разных отделов или подразделений компании. Чем более специализированными становятся различные отделы службы маркетинговой деятельности, тем более вероятны затруднения в координации и взаимодействии между ними.
Специализация в отношении маркетинговых функций способствует большей их эффективности. Организационная структура должна быть создана таким образом, чтобы уровень ответственности управляющего за конечные результаты был пропорционален степени его влияния на них. Хотя подобное условие трудновыполнимо, его следует учитывать при выборе организационной структуры.
При определении стратегий маркетинговой деятельности для отдельных видов товаров и услуг производства у производителя возникает необходимость классифицировать свою продукцию на основе присущих этим товаров и услугам характеристик.
В данном положении можно закрепить основные функции ее главных отделов. Так, отдел сбыта и оперативно-договорной работы может выполнять следующие функции: подготовка предложений по привлечению сторонних специализированных организаций по решению проблем маркетинговой деятельности, изучение спроса на товары, рекламы; разработка стратегии маркетинговой деятельности с учетом потребностей в данной продукции, ёмкости рынка, меняющегося платёжеспособного спроса, проникновения на новые рынки сбыта, конкуренции; разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения маркетинговых мероприятий; организация рекламы при помощи средств массовой информации (газет, телевидения, радио и т.п.); обеспечение наружной, световой, электронной рекламы; организация участия предприятия в центральных и региональных отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах.
Отдел продвижения услуг и создание имиджа предприятия может осуществлять разработку предложений по формированию фирменного стиля, организации рекламы с помощью фирменных изделий (плакатов, буклетов, афиш, экспресс-информации); обеспечивает представителей предприятия маркетинговыми проспектами и другими маркетинговыми материалами; может производить анализ деятельности рекламы, её влияния на сбыт продукции, информированности потребителей о продукции предприятия; может осуществлять разработку предложений по совершенствованию организации рекламы: изучение и использование передового опыта рекламы и стимулирования сбыта, изучение и анализ эффективности форм доставки продукции потребителям