Классификация видов цен

Взаимоотношения между предприятиями обслуживает сис­тема взаимосвязанных и взаимозависимых цен, уровень одних из которых оказывает влияние на уровень других. Взаимосвязь всех цен в национальной экономике предопределяется взаимос­вязью предприятий, производств и отраслей народного хозяй­ства, а также взаимодействием элементов рыночной экономики (конкуренцией, формами собственности и др.).

Система цен очень подвижна и состоит из ряда их видов и разновидностей, соотношения между которыми постоянно ме­няются соответственно меняющейся силе действия факторов ценообразования. Используемые в настоящее время виды и раз­новидности цен можно классифицировать по ряду признаков.

Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от стадии товародвиже­ния,на которой они формируются. Обычно товар проходит три стадии товародвижения, на которых устанавливаются различ­ные виды цен.

Отпускная цена предприятия-изготовителя – цена, при­меняе-мая на республиканском рынке в расчетах между пред­приятием – про-изводителем продукции и другими предприятия­ми-покупателями, за исключением населения. Она устанавли­вается с учетом качества продукции, конъюнктуры рынка, зат­рат на производство, сезонности спроса, условий поставки и других рыночных факторов. Отпускная цена предприятия-из­готовителя может служить ценой приобретения продукции для оптового предприятия для последующей перепродажи.

Оптовая цена формируется при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупате­лям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптово­го предприятия одновременно является ценой приобретения то­вара для розничной торговой организации.

Розничная цена – цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий любых форм собственности, на рынках. Она является ценой конечного пот­ребления.

Каждый из последующих видов цен в этой цепочке включа­ет в качестве составной части предыдущий вид. Так, отпускная цена оптового предприятия включает отпускную цену предпри­ятия-изготовителя, а розничная цена – отпускную цену опто­вого предприятия.

По способу установленияразличают регулируемые и сво­бодные (договорные) цены. Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны центральных органов уп­равления и местных исполнительных и распорядительных ор­ганов. Ограничения неизбежны в условиях переходного периода и при­меняются на важнейшую структурообразующую продукцию (нефть, газ, нефтепродукты, электроэнергию), продукцию пред­приятий-монополистов, оборонного значения, товары и услуги особой социальной значимости и некоторые другие. Ряд видов продукции и услуг, на которые регулируемые цены установле­ны ниже экономически обоснованного их уровня, убыточны для предприятий, и государство вынуждено их дотировать за счет бюджетных средств (квартплата, тарифы электроэнергии и коммунального хозяйства для населения).

Свободные (договорные) цены устанавливаются по согла­шению сторон – продавцов и покупателей. Они определяются также на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены фор­мируются в первую очередь под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответ­ствуют рыночной экономике.

Границы между регулируемыми и свободными ценами очень подвижны и постоянно меняются в зависимости от скла­дывающейся экономической ситуации. Общей тенденцией по мере формирования рыночной среды является постоянное уве­личение доли свободных цен по сравнению с регулируемыми.

В зависимости от принадлежности товара к определен­ной отрасли в сфере народного хозяйства различают:

• оптово-отпускные цены на промышленную продукцию;

• закупоч­ные цены на сельскохозяйственную продукцию;

• сметные це­ны в строительстве;

• тарифы на различные производствен­ные (транспортные, энергетического хозяйства, ремонтные и др.) и непроизводственные (фотографии, медицинские, юридические и др.) услуги.

Закупочные цены устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию. Это цены, по которым перерабатывающие предприятия и заготовители закупают сельскохозяйственную продукцию у сельскохозяйственных предприятий и фермеров в счет госзаказа и помимо него.

В отечественной практике хозяйствования широкое рас­простра-нение получили виды цен с учетом условий поставки.Традиционно в зависимости от доли включаемых в цены разме­ров транспортных расходов используются различные виды цен «франко».

Цены могут различаться с учетом их территориального распространения.При этом выделяют единые республикан­ские и местные цены. Единые цены,т. е. цены одного уровня, действуют по всей территории республики. Они устанавливают­ся и контролируются центральными органами управления (электроэнергия, тарифы на грузовые перевозки железнодо­рожным транспортом, квартирная плата и др.).

Местные ценыформируются по определенным территори­ям (областям, районам) как под воздействием рыночных факторов, так и под влиянием регулирования со стороны местных ор­ганов власти.

Отдельный блок в системе цен представляют цены, использу­емые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии и в статистике:планово-расчетные, учетные, цены производителей, текущие и сопо­ставимые. Планово-расчетные цены используются во внутри­производственном планировании на крупных предприятиях в расчетах между цехами и подразделениями предприятия. Они являются элементом внутрипроизводственного хозрасчета.

Учетные ценыприменяются для оценки движения продук­ции на предприятии. В зависимости от выбранной и оговоренной в приказе предприятия учетной политики в учете товаров могут использоваться покупные или продажныецены.

Цены производителейпродукции характеризуют измене­ние стоимости продукции непосредственно на производ­стве. Они не используются в расчетах между предприятиями. Цена производителя состоит только из себестоимости и прибы­ли предприятия без учета косвенных налогов и неналоговых платежей.

Для анализа стоимостных показателей на всех уровнях уп­равления широко используются текущие цены,т. е. цены на теку­щий период, и сопоставимые. Сопоставимые (или неизменные) цены применяются как в статистике, так и в пла­нировании в течение ряда лет для оценки стоимостных показа­телей и их динамики, они позволяют исключить влияние изме­нения цен.

В зависимости от рынка, на который поставляется про­дукция,выделяют цены для внутреннего (республиканско­го) рынка и цены для внешнего рынка(на экспортируемые то­вары). Движение потоков во внешней торговлележит в осно­ве деления цен на цены на импортируемые и цены на экспор­тируемые товары.

В зависимости от сроков действиямогут использоваться постоянные (долговременные), скользящие, ступенчатые, сезонные цены. Постоянные (долговременные) цены устанавливаются без ограничения срока их действия на большинство товаров массового спроса.

Скользящие ценымогут использоваться в долгосрочных до­говорах на поставку продукции или выполнение заказа, в тече­ние срока исполнения которых могут существенно измениться экономические условия производства и сбыта, а также в перио­ды высокой инфляции. Первоначально согласованная цена к моменту исполнения договора может быть скорректирована с учетом изменения цен на материалы, ставок заработной платы или других факторов. Такие цены применяются с целью стра­хования продавцов от ценовых рисков.

Ступенчатые ценыможно устанавливать на продукцию, подверженную быстрому моральному старению с учетом фаз ее жизненного цикла. Цены первой ступени обеспечивают пред­приятию повышенную прибыльность, а последней – могут лишь возмещать затраты на производство или их часть.

Сезон­ные ценыопределяются дифференцированно по сезонам (пери­одам) года и обусловливаются сезонностью производства или реализации продукции, услуг.

Во внешней торговле используются следующие виды внешнеторговых цен.

Контрактные цены – это цены, которые согласовали между собой продавцы и покупатели в ходе переговоров. Они сохраняют­ся на протяжении всего периода действия контракта, если в ходе выполнения внешнеторговых поставок по соглашению сторон контрактные цены не пересматриваются.

Контрактные цены обычно подразделяются на следующие подвиды: твердая фиксированная цена; твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки; цена с пос­ледующей фиксацией; скользящая цена; смешанная цена.

Суть твердой фиксированной цены состоит в том, что она ус­танав-ливается на дату подписания контракта и не изменяется до окончания его исполнения. Как правило, такие цены использу­ются в ситуации, когда сроки реализации контрактов непродол­жительны и в этот период не ожидается каких-либо существен­ных скачков цен. Такого рода цены на практике выгодны про­давцам в ситуации, когда есть предпосылки для понижения цен на данные товары на рынке.

Использование твердой фиксированной цены с возможностью последующей корректировки связано с оговариванием условий корректировки цен с учетом возможных ценовых изменений на рынке (в частности, могут измениться цены на сырье и комп­лектующие изделия, из которых производится данная продукция).

Использование цен с последующей фиксацией связано с тем, что в контракте устанавливаются соответствующий принцип опре­деления цен, а также источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются. Такого рода цены целесообразно применять тогда, когда в период исполнения контракта на рынке ожидается существенное повышение цен, масштабы которого оценить точно представляется достаточно сложным. Этот спо­соб ценообразования наиболее подходит также для долгосроч­ных контрактов, когда в течение ряда лет будут осуществляться периодические поставки товара.

Использование скользящих цен связано с осуществлением про­давцами и покупателями соответствующих расчетов по принятой в контракте формуле, первую часть которой составляет ба­зовая цена, аналогичная по своей сути твердой фиксированной цене, а вторая часть представляет собой соотношение долей основных видов издержек по производству товара. Особое значение при­обретает учет в формуле именно тех издержек, по которым в пе­риод исполнения контракта возможны существенные изменения. Как правило, скользящие цены используются в контрактах, свя­занных с поставкой сложных и уникальных товаров, имеющих продолжительный цикл изготовления.

Смешанная цена представляет собой комбинированный вариант цены, когда одна ее часть является твердой фиксированной це­ной, а другая – скользящей ценой.

Контрактные цены являются коммерческой тайной и поэтому не публикуются. Однако на практике контрактные цены на оп­ределенный товар в конкретном регионе и при наличии ограни­ченного круга продавцов и покупателей бывают известны. Поэтому практической задачей для всех внешнеторговых фирм является сбор ценовой информации и создание соответствующего банка данных.

Весьма существенную роль в практике ценообразования в меж­дународной торговле играют ценовые скидки,которые представ­ляют собой сознательное и согласованное продавцами и поку­пателями уменьшение цены (фактически это так называемое «уторговывание» цены с учетом состояния рынка и условий за­ключаемых контрактов).

Справочные цены – цены продавца, публикуемые в специ­ализи-рованных изданиях, бюллетенях и т. д., распространяемые по каналам компь­ютерной информации. Существенное значение здесь имеют спе­циальные ценовые справочники. Широкое развитие в последние годы получил рынок электронных информационных услуг. Со­временные информационные технологии позволяют получать доступ практически ко всем видам информации о ценах, кото­рая накапливается в автоматизированных базах данных. Однако между ценами в справочниках (справочными ценами) и факти­ческими ценами внешнеторговых сделок всегда существует определенная разница, масштабы которой зависят от соответству­ющих реальных обстоятельств.

Биржевые цены (биржевые котировки) – цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. В основном это относится к торговле сырьем и полуфабрикатами. Биржевые цены очень оперативно отражают изменения, происходящие на рынке данного товара, поскольку биржевые котировки являют­ся фактически ценами сделок именно в данный момент време­ни.

В международной внешнеторговой практике специалисты ори­ентируются на котировки наиболее известных, хорошо зарекомен­довавших себя бирж.

Цены аукционов – цены, складывающиеся в результате аук­цион-ных торгов. Данный вид международной торговли достаточно специфичен – он связан с торговлей пушниной, чаем, цветами, предметами искусства.

Статистические цены (цены статистики внешней тор­говли) – усредненные цены, публикуемые в различных нацио­нальных и международных справочниках. Эти цены определяются делением стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистичес­ких расчетов.

Наши рекомендации