Классификация розничной торговли
Классификацию розничных торговых предприятий можно провести на основе различных признаков.
1. По признаку «предлагаемый товарный ассортимент» различают следующие типы розничных торговых предприятий:
· супермаркеты – магазины, которые торгуют по низким ценам. Имеют в среднем от 3 до 6 тыс. ассортиментных наименований продукции, как продукты питания, так и товары ежедневной потребности. Минимальная площадь – 400 кв. м. и выше;
· суперсторы. В среднем имеют 3-5 тыс. кв. м. торговой площади. Предлагают вдвое больше наименований продукции и почти вдвое больше среднего супермаркета, широко используют смешанную торговлю и оказывают определенные виды услуг;
· гипермаркеты. Занимают от 10 до 25 тыс. кв. м. площади. Объединяет принципы супермаркета, магазина сниженных цен и оптовой торговли. Они предлагают большой выбор продовольственных товаров, а также некоторые виды непродовольственных товаров (хозтовары, автопринадлежности, одежда и др.). «Wal-Mart», «Рамстор»;
· магазины Cash & Carry.Площадь более 400 кв. м. За счет экономии затрат на рабочей силе они могут продавать товары по более низкой цене. Предлагают преимущественно продукты питания;
· специализированные магазины, которые предлагают узкий ассортимент товаров значительной насыщенности;
· универмаги, предлагающие несколько ассортиментных групп товаров – обычно одежду, хозяйственные товары;
· универсамы – крупное предприятие самообслуживания с большим объемом продаж, рассчитанное на полное удовлетворение нужд потребителей в продуктах питания, стирально-моющих средствах, в товарах по уходу за домом;
· магазины товаров повседневного спроса – например, продовольственный магазин сравнительно невелик по размерам, находится вблизи от жилого района, ограниченный ассортимент и т.д.;
· комбинированные универсамы – это разновидность универсама с расширенным ассортиментом за счет включения в него лекарств, т.е. универсам и аптека;
· универсам широкого профиля превышает обычный универсам по размерам площади и кроме потребительских товаров, предлагают услуги, такие, как химчистка, ремонт обуви, одежда, буфет, прачечная. В них цены обычно выше, чем в обычных универсамах;
· торговый комплекс может включать в себя универсам, магазин сниженных цен и розничный склад-магазин. Разнообразие ассортимента, могут быть ниже цены за счет поступления товара непосредственно в комплекс.
1. В соответствии с признаком «по ценам» розничные торговые предприятия классифицируются на следующие типы:
· дисконтные магазины предлагают широкий выбор товаров по самым низким ценам на основе самообслуживания. Торгуют стандартными товарами по более низким ценам за счет снижения нормы прибыли и увеличения объема сбыта;
· складские клубы. Это – дисконтные магазины, организованные по принципу самообслуживания в обстановке, напоминающей складские помещения. Потребители являются членами клуба и платят членские взносы. Цель - продажа больших объемов товаров по низким ценам, ограниченный объем услуг;
· магазины – демонстрационные залы, торгующие по каталогам.
2. По признаку «характер торгового помещения» или по форме обслуживания различают следующие типы розничных торговых предприятий:
· розничная торговля с заказом товара по почте или по телефону;
· торговые автоматы;
· служба заказов со скидкой;
· торговля вразнос.
3. Типы розничных торговых предприятий по признаку «принадлежности магазина» или форме собственности:
· корпоративная сеть - два или более розничных торговцев находятся под общим владением. Корпоративные сети, как правило, охватывают универмаги и специализированные магазины;
· добровольная сеть - союз магазинов розничной торговли под известной торговой маркой. Создается в целях увеличения объемов закупок и торговли;
· розничные торговцы;
· кооператив розничных торговцев. На общие деньги кооператива открывают собственный магазин.
5. Типы торговых предприятий по признаку «разновидность концентрации магазинов»:
· центрально-деловой район;
· региональный торговый центр;
· районный торговый центр;
· торговый центр микрорайона.
Внемагазинная розничная торговля
1. Прямой маркетинг – это реализация товаров и услуг с использованием современных средств массовой информации и новых технологий. При его использовании продавец отходит на второй план. Чаще этим методом приобретаются книги, продукция текстильной промышленности, электробытовые приборы, и др. Различают следующие формы торговли по прямому маркетингу:
· розничная торговля с заказом товара по почте или по телефону– это деятельность по сбыту с использованием почтовых каналов или телефонных линий для сбора заказов и/или содействия в доставке проданных товаров.
· торговля с заказом по каталогу. Продавцы обычно рассылают каталоги избранному контингенту клиентов или представляют возможность получить их в своих торговых помещениях либо бесплатно, либо по номинальной цене.
2. Личная продажа имеет следующие разновидности:
· торговля вразнос. Продажа на дому в ходе “торговых встреч” связана с особенностями некоторых товаров. Торговый агент демонстрирует товар, а хозяин дома получает вознаграждение. Осуществляется необходимая демонстрация товара и его продажа;
· многоуровневый (сетевой) маркетинг. Это «пирамидальный вариант» личной продажи. Например, этот способ стали использовать в г. Алматы торговцы посудой “Цептер”, косметикой “Mary Kay”, компания «Amway».
3. Торговля посредством рекламных объявлений. Деятель прямого маркетинга иногда помещает объявление в газете, журнале, по радио или телевидению с описанием какого-либо товара, тут же даются координаты заказа.
По оценкам ряда специалистов к концу века на долю внемагазинной розницы будет приходиться одна треть всей розничной торговли товарами смешанного ассортимента.
12 Дайте определение понятия «реклама». Опишите этапы планирования рекламной деятельности.
Обоснуйте метод планирования рекламного бюджета, используемый на фирме если, маркетинговый бюджет фирмы в текущем году составляет 10000 у.е. В следующем году фирма увеличит его на 15%.
Спроектируйте рекламу – предложение. Расфасованные макаронные изделия отправляются в торговую сеть в коробках вмещающих 20 пачек по 450 граммов. Гражданином Ивановым был предложен способ укладки 22 пачек как ноу-хау, решил вступить в конкурентную борьбу с соседней фирмой, создав собственное производство.
Реклама- это оплаченная форма продвижения товаров.