Эволюция системы маркетинга предприятия
Сущность и задачи организации службы маркетинга на предприятии
Предприятия функционируют в условиях сложной, изменчивой, с высокой степенью неопределенности, маркетинговой среды, поэтому управление маркетинговой деятельностью приобретает для них особую значимость. Только предложение потребителям ценностно значимой продукции может быть залогом выживания в конкурентной борьбе, так как в обмен на произведенные товары и услуги фирма получает средства для своего существования и деятельности.
При этом следует помнить, что принимаемое в рамках предприятия решение должно отвечать не только текущим интересам, но и долговременным целям деятельности. В этом заключается программно-целевой метод решения производственных и сбытовых задач. У предприятия должна существовать стратегическая программа, рассчитанная на перспективу и предусматривающая решение главных задач на предстоящие 10—15 лет.
Такая программа, регулярно корректируемая и уточняемая, вооружает коллектив предприятия четкой перспективой действий, позволяет концентрировать усилия на главных направлениях работы. Благодаря программе становится ясным, какие материальные и иные ресурсы требуются для достижения намеченных целей и решения текущих задач. В итоге она создает основу для динамичного, гибкого реагирования на изменчивость современного рынка.
Процесс выявления и оценки рыночных возможностей обычно порождает множество новых идей. И подлинная задача фирмы заключается в отборе лучших идей, т.е. в выборе идей, которые соответствуют целям и ресурсам фирмы.
Каждую возможность необходимо изучить с точки зрения величины и характера рынка. Процесс этот состоит из четырех этапов: определения и прогнозирования спроса, сегментирования рынка, отбора целевых сегментов и позиционирования товара на рынке.
Далее необходимо детально спланировать комплекс маркетинга. Комплекс маркетинга — набор поддающихся контролю переменных факторов, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
В комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара. Многочисленные возможности можно объединить в четыре основные группы: товар, цена, методы распространения и стимулирования.
Любая фирма должна видеть перспективу. Для этого она использует сразу две системы: систему стратегического планирования и систему планирования маркетинга (тактического планирования).
Применение маркетингового подхода к управлению предприятием предполагает перестройку его организационной структуры управления с выделением в ней специального маркетингового подразделения, организационная структура которого зависит от многих факторов и в частности от:
- числа рынков сбыта;
- динамики потребительского спроса;
- географического расположения предприятия и рынков сбыта;
- сложности продукции по её конструкторско-технологическим и эксплуатационным параметрам;
- длительности стадий жизненного цикла товара;
- степени специализации, кооперирования и диверсификации производства;
- типа производства и характера производственного процесса;
- уровня стандартизации и унификации продукции;
- степени конкуренции и др.
Основные задачи маркетинговой службы:
- комплексное изучение рынка;
- обеспечение устойчивой реализации товара;
- рыночная ориентация производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Эволюция системы маркетинга предприятия
Исторически сложилось так, что первой должностью на предприятии, имевшей определённое отношение к выполнению предшествовавших маркетингу функций, стала должность коммерческого директора (заместителя директора по сбыту, начальника отдела сбыта). С усложнением процесса продаж коммерческий директор обзаводился ассистентом, в функции которого входили:
- планирование продажи путём соответствующего сравнения плана и фактического состояния дел;
- анализ рынка и наблюдения за конкуренцией, подготовительная работа по планированию;
- оценка данных процесса продажи с рекомендациями для плана по разработке рынка.
При этом отдел сбыта постепенно преобразовывался, выполняя отдельные маркетинговые функции, затем породил специализированный отдел маркетинга, управляющий которым сначала подчинялся заместителю директора по сбыту, а позже получил равные с ним права. Однако оба руководителя действовали независимо, несогласованно.
Позднее фирмы переходят от инструментального к концептуальному, стратегическому пониманию роли маркетинга. Маркетинг начинает объединять все функции, связанные с выходом предприятия на рынок. Маркетинговое подразделение разветвляется и начинает включать в себя сбытовые структуры. При этом возникает должность вице-президента (заместителя директора) фирмы по маркетингу или маркетинг-директора, который получает права руководства, в том числе и по сбытовым подразделениям и становится не только главным судьёй, арбитром между фактом продажи и действиями подразделений, влияющих на продажу, но и ответственным за рыночные цели предприятия и пути их достижения, т.е. за все элементы, ведущие к достижению главных целей фирмы.
При сбытовой ориентации фирмы у его руля находятся инженеры, отвечающие за производство продукции и учитывающие прежде всего существенные возможности и потребности самого предприятия. Производится и продаётся то, что относительно легко произвести (при минимальных издержках производства). Ассортимент продукции при этом достаточно узкий, производственный процесс жёсткий, конкурентоспособность товара рассматривается в основном через призму продажной цены, формируется на основе издержек производства.
Маркетинговая ориентация требует, чтобы фирмой руководили экономисты, отвечающие за продажу продукции, у которых на первом месте – учёт запросов покупателей. Поэтому при такой ориентации производится лишь то, что безусловно будет куплено, формируется широкий ассортимент продукции, в производственном процессе закладывается максимум гибкости, конкурентоспособность товара определяется исходя из возможностей покупателя осуществить выбор при покупке; при этом продажная цена подчинена «цене потребителя».