Организация работы персонала
Принцип построения кадровой политики фирмы является важным направлением при анализе функционирования предприятия. Инвесторы склонны обращать на этот раздел бизнес-плана пристальное внимание. Как известно, «Кадры решают все!».
Внешний кредитор будет принимать решение о выделении вам денег в зависимости от знаний и опыта вашего управленческого персонала. Продуктивность фирмы полностью зависит от умения стоящего во главе менеджера сформировать команду квалифицированных специалистов и правильно организовать их деятельность. Устраиваясь на работу, каждый из нас описывает свой опыт и квалификацию — «продает себя как товар». Персонал сервисной компании — это актив, который покупает инвестор, вкладывающий деньги в ваш бизнес. Известно, что многие клиенты приезжают на обслуживание к определенному мастеру независимо от места его работы.
Основными моментами, на которые следует обратить внимание при написаний плана по персоналу, являются:
■ штатное расписание;
■ организационная структура;
■ заработная плата и социальный пакет.
Штатное расписание
Этот раздел плана определяет должности и их функции (табл. 3), которые необходимы для достижения целей фирмы с минимальными затратами на персонал. На основании штатного расписания пишутся должностные инструкции, определяется размер заработной платы и потребность в персонале.
Подбор персонала осуществляется на основе составленных управляющим квалификационных моделей по каждой вакансии. Под квалификационной моделью подразумевается набор требований к кандидату на должность, облегчающих поиск необходимого сотрудника.
Таблица 3 - Функции по обслуживанию предприятия автосервиса
Функциональная группа | Вид работы | Наименование профессии вспомогательных рабочих |
Организационно-технологическая | Обслуживание кислородных, ацетиленовых, маслоочистных установок Обеспечение производства кислородом, ацетиленом и маслом Машинная обработка документации Прием заказов | Заправщик ацетиленового генератора Заправщик ГСМ Аппаратчик кислородных установок, Генераторщик ацетиленовых установок , Машинист компрессорной установки Оператор ЭВМ Приемщик заказов |
Подсобно-технологическая | Комплектация заказов запасными частями, узлами агрегатами Обеспечение рабочих мест инструментом | Продавцы запчастей Комплектовщик |
Поддержание в рабочем состоянии оборудования, механизмов, аппаратуры | Текущий ремонт Межремонтное обслуживание различных типов оборудования | Слесарь-ремонтник Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования Слесарь по ремонту контрольно-измерительных приборов |
Изготовление и поддержание в рабочем состоянии технологической оснастки | Слесарно-инструментальные работы по изготовлению, ремонту и восстановлению инструмента и приспособлений | Токарь Фрезеровщик Токарь-расточник Слесарь-инструментальщик |
Поддержание в рабочем состоянии зданий и сооружений | Ремонт производственных зданий и сооружений | Каменщик, штукатур, маляр, столяр, плотник Слесарь-сантехник Слесарь по лифтам Художник Уборщик Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования |
Контрольная | Контроль и приемка по государственным стандартам или техническим условиям отремонтированных или обслуживаемых автомобилей | Контролер ОТК |
Транспортная и погрузочно-разгрузочная | Эксплуатация транспорта Перемещение, транспортировка, погрузка и разгрузка грузов | Водители-гонщики Водители электротележек Подсобные (транспортные) рабочие Водители авто- (электро) погрузчиков |
Приемки, хранения, выдачи материальных ценностей | Приемка, укладка, хранение, выдача и учет различных материальных ценностей | Старшие кладовщики Кладовщики |
Энергоснабжения | Обеспечение энергией Обслуживание и ремонт энергосистем и коммуникаций | Электромонтер по обслуживанию электрооборудования |
Обеспечение охраны труда и промсанитарии | Поддержание в рабочем состоянии вентиляционных систем Обеспечение дегазации Ремонт оборудования | Слесарь по ремонту промышленной вентиляции и отопления Машинист по стирке спецодежды |
Подготовка и совершенствование будущего производства | Совершенствование технологических процессов | Все профессии рабочих экспериментальных цехов |
Управление компанией | Обеспечение конкурентоспособности производства Анализ хозяйственной деятельности и финансовых результатов Развитие и стратегия | Генеральный директор Главный бухгалтер Бухгалтер |
Осуществление производственного процесса | Оказание услуг по обслуживанию и ремонту ТС Контроль качества и технологии производства Технологическая проектировка автосервиса Анализ жалоб и рекламаций | Начальник сервиса Главный мастер Слесари по ремонту автомобилей и другие работники сервиса |
Работа, с клиентурой/поставщиками (маркетинг и логистика) | Торговля автомобилями, запчастями Продвижение услуг Материальное обеспечение СТО Доставка запчастей Обеспечение конкурентоспособности СТО Удовлетворение потребностей клиентуры | Директор по маркетингу автосервиса, автосалона Продавцы-консультанты запчастей и автосалона Работники отдела маркетинга и логистики |
Определение потребности в кадрах происходит в соответствии с финансовыми возможностями предприятия и нормативами численности продуктивных и непродуктивных работников для предприятий автосервиса. Необходимые справочные данные публикуются в отраслевых справочниках. Немаловажным фактором в определении потребности в кадрах является также опыт руководителя предприятия и конъюнктура спроса на услуги. Структура продуктивного персонала представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структура продуктивного персонала автосервисного предприятия
Среди внешних факторов, определяющих качественно и количественно структуру персонала СТО, следует указать экономические условия, конъюнктуру рынка, структуру парка автомобилей, в том числе по возрасту, конкуренцию, спрос и его структуру, законодательную базу.
Например, в настоящее время, когда средний возраст автомобиля 8-10 лет, увеличивается удельный вес ремонтных, рихтовочных и сварочных работ. Одновременно появление большого числа дорогих престижных автомобилей приводит к увеличению моечных работ и работ по уборке и химической чистке салона.
Удельный вес руководителей и специалистов обычно близок к 30%. Увеличение числа рабочих мест и мощности станции не очень изменяет этот удельный показатель, так как функция обслуживания клиентуры является технологической операцией. На СТО в большинстве индустриально развитых стран соотношение продуктивного и непродуктивного персонала равно 50:50.
Фирменные станции, которые имеют автосалоны, осуществляют продажу запасных частей, могут иметь 20-25% продуктивных работников. Непродуктивными работниками являются сотрудники бухгалтерии, отдела оформления и регистрации клиентов, отдела маркетинга, кассиры, охрана, вспомогательные работники и т.д.