Организация работы персонала

Принцип построения кадровой политики фирмы является важным направлением при анализе функционирования предприятия. Инвесторы склонны обращать на этот раздел бизнес-плана пристальное внимание. Как известно, «Кадры решают все!».

Внешний кредитор будет принимать решение о выделении вам денег в зависимости от знаний и опыта вашего управленческого персонала. Продуктивность фирмы полностью зависит от умения стоящего во главе менеджера сформировать команду квалифицированных специалистов и правильно организовать их деятельность. Устраиваясь на работу, каждый из нас описывает свой опыт и квалификацию — «продает себя как товар». Персонал сервисной компании — это актив, который покупает инвестор, вкладывающий деньги в ваш бизнес. Известно, что многие клиенты приезжают на обслуживание к определенному мастеру независимо от места его работы.

Основными моментами, на которые следует обратить внимание при написаний плана по персоналу, являются:

■ штатное расписание;

■ организационная структура;

■ заработная плата и социальный пакет.

Штатное расписание

Этот раздел плана определяет должности и их функции (табл. 3), которые необходимы для достижения целей фирмы с минимальными затратами на персонал. На основании штатного расписания пишутся должностные инструкции, определяется размер заработной платы и потребность в персонале.

Подбор персонала осуществляется на основе составленных управляющим квалификационных моделей по каждой вакансии. Под квалификационной моделью подразумевается набор требований к кандидату на должность, облегчающих поиск необходимого сотрудника.

Таблица 3 - Функции по обслуживанию предприятия автосервиса

Функциональная группа Вид работы Наименование профессии вспомогательных рабочих
Организационно-технологическая Обслуживание кислородных, ацетиленовых, маслоочистных установок Обеспечение производства кислородом, ацетиленом и маслом   Машинная обработка доку­ментации Прием заказов Заправщик ацетиленового генератора Заправщик ГСМ Аппаратчик кислородных установок, Генераторщик ацетиленовых установок , Машинист компрессорной установки Оператор ЭВМ   Приемщик заказов
Подсобно-технологическая Комплектация заказов запасными частями, узлами агрегатами Обеспечение рабочих мест инструментом Продавцы запчастей   Комплектовщик
Поддержание в рабочем состоянии оборудования, ме­ханизмов, аппаратуры Текущий ремонт Межремонтное обслуживание различных типов оборудования Слесарь-ремонтник Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования Слесарь по ремонту кон­трольно-измерительных приборов
Изготовление и поддержание в рабочем состоянии технологической оснастки Слесарно-инструментальные работы по изготовлению, ремонту и восстановлению инструмента и приспособлений Токарь Фрезеровщик Токарь-расточник Слесарь-инструментальщик
Поддержание в ра­бочем состоянии зданий и сооружений Ремонт производственных зданий и сооружений Каменщик, штукатур, маляр, столяр, плотник Слесарь-сантехник Слесарь по лифтам Художник Уборщик Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования
Контрольная Контроль и приемка по государственным стандартам или техническим условиям отремонтированных или обслуживаемых автомобилей Контролер ОТК
Транспортная и погрузочно-разгрузочная Эксплуатация транспорта Перемещение, транспортировка, погрузка и разгрузка грузов Водители-гонщики Водители электротележек Подсобные (транспортные) рабочие Водители авто- (электро) погрузчиков
Приемки, хранения, выдачи материальных ценностей Приемка, укладка, хранение, выдача и учет различных материальных ценностей Старшие кладовщики Кладовщики
Энергоснабжения Обеспечение энергией Обслуживание и ремонт энергосистем и коммуникаций Электромонтер по обслуживанию электрооборудования
Обеспечение охраны труда и промсанитарии Поддержание в рабочем состоянии вентиляционных систем Обеспечение дегазации Ремонт оборудования Слесарь по ремонту промышленной вентиляции и отопления Машинист по стирке спецодежды
Подготовка и со­вершенствование будущего произ­водства Совершенствование техноло­гических процессов Все профессии рабочих экспериментальных цехов
Управление ком­панией Обеспечение конкурентоспособности производства Анализ хозяйственной деятельности и финансовых результатов Развитие и стратегия Генеральный директор Главный бухгалтер Бухгалтер
Осуществление производственного процесса Оказание услуг по обслуживанию и ремонту ТС Контроль качества и технологии производства Технологическая проектировка автосервиса Анализ жалоб и рекламаций Начальник сервиса Главный мастер Слесари по ремонту ав­томобилей и другие ра­ботники сервиса
Работа, с клиентурой/поставщиками (маркетинг и логистика) Торговля автомобилями, запчастями Продвижение услуг Материальное обеспечение СТО Доставка запчастей Обеспечение конкурентоспособности СТО Удовлетворение потребностей клиентуры Директор по маркетингу автосервиса, автосалона Продавцы-консультанты запчастей и автосалона Работники отдела маркетинга и логистики


Определение потребности в кадрах происходит в соответствии с финансовыми возможностями предприятия и нормативами численности продуктивных и непродуктивных работников для предприятий автосервиса. Необходимые справочные данные публикуются в отраслевых справочниках. Немаловажным фактором в определении потребности в кадрах является также опыт руководителя предприятия и конъюнктура спроса на услуги. Структура продуктивного персонала представлена на рис. 1.

организация работы персонала - student2.ru

Рис. 1. Структура продуктивного персонала автосервисного предприятия

Среди внешних факторов, определяющих качественно и количественно структуру персонала СТО, следует указать экономические условия, конъюнктуру рынка, структуру парка автомобилей, в том числе по возрасту, конкуренцию, спрос и его структуру, законодательную базу.

Например, в настоящее время, когда средний возраст автомобиля 8-10 лет, увеличивается удельный вес ремонтных, рихтовочных и сварочных работ. Одновременно появление большого числа дорогих престижных автомобилей приводит к увеличению моечных работ и работ по уборке и химической чистке салона.

Удельный вес руководителей и специалистов обычно близок к 30%. Увеличение числа рабочих мест и мощности станции не очень изменяет этот удельный показатель, так как функция обслуживания клиентуры является технологической операцией. На СТО в большинстве индустриально развитых стран соотношение продуктивного и непродуктивного персонала равно 50:50.

Фирменные станции, которые имеют автосалоны, осуществляют продажу запасных частей, могут иметь 20-25% продуктивных работников. Непродуктивными работниками являются сотрудники бухгалтерии, отдела оформления и регистрации клиентов, отдела маркетинга, кассиры, охрана, вспомогательные работники и т.д.

Наши рекомендации