Пример составления конкурентной карты рынка
Относительный уровень рентабельности | ||||||
Относительная доля рынка | низкий | средний | высокий | |||
низкая | ||||||
средняя | ||||||
высокая | |
Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от конкурентоспособности оказываемых им услуг.
Конкурентоспособность услуги - это относительная обобщающая характеристика этой услуги, выражающая ее выгодное отличие от услуги конкурента по степени удовлетворения потребностей клиента и по произведенным затратам.
Оценка конкурентоспособности услуг основывается на исследовании потребностей клиента и требований рынка. Чтобы услуга удовлетворяла потребности клиента, она должна соответствовать определенным параметрам: технологическим, нормативным, экономическим. Для оценки конкурентоспособности услуг предприятия необходимо сопоставить, например, их технологические и экономические параметры и сравнить полученный результат с конкурентами.
В качестве экономических параметров чаще всего выступает цена, себестоимость или рентабельность услуг. Значение этих параметров можно выразить с помощью аналитических показателей.
Технологические характеристики отражают степень эффективности технологического процесса, поэтому основным количественным показателем в данном случае могут являться затраты времени на оказание услуги (время исполнения заказа). Прогрессивность технологических процессов определяется на основе прогрессивности применяемого оборудования, степени его загрузки, расхода материалов и других ресурсов, квалификации персонала. Чтобы привести эти показатели к единому базису, можно использовать систему рейтинговой оценки.
Для оценки конкурентоспособности услуг также можно использовать матричный метод. Сущность его состоит в построении матрицы, в которой по вертикали отражаются темпы роста объема продаж всех или основных конкурентов, а по горизонтали указывается доля рынка, контролируемая данным предприятием. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность услуг предприятия на данном рынке, и наоборот.
Вопросы для самоконтроля
1. Дать краткую характеристику различных типов рынков, на которых могут действовать предприятия. Какие показатели применяются для анализа рынка?
2. Привести характеристики основных методов анализа рынка услуг.
3. Что представляет собой анализ спроса на услуги? В каком случае возникает ситуация отсутствия спроса на услуги?
4. Какие факторы оказывают основное влияние на формирование цен на услуги? Привести факторы, оказывающие повышающее и понижающие воздействие на цены.
5. Какие ценовые стратегии может использовать предприятия на разных стадиях жизненного цикла услуги?
6. Перечислить и дать краткую характеристику основных методов анализа конкурентов.
7. Что представляет собой анализ конкурентоспособности предприятий и услуг?