Тема 4. Сегментация рынка
4.1. Факторы, влияющие на сегментирование рынка.
4.2. Выбор целевых сегментов.
4.3. Позиционирование товара.
Тема 5. Формирование товарной политики и рыночной стратегии
5.1. Подход к этапам жизненного цикла товара.
5.2. Этапы жизненного цикла товара.
5.3. Проблемы жизненного цикла товара.
5.4. Стратегия разработки новых товаров.
Тема 6. Разработка новой ценовой политики
6.1.Установление цен на товары и услуги: задачи и политика ценообразования.
6.2.Ценообразование на различных типах рынков. Постановка
задач ценообразования.
6.3.Подходы к проблеме ценообразования. Инициативное изменение цен.
Реакция фирмы на изменение цен конкурентами.
Тема 7. Формирование спроса и стимулирование сбыта
7.1. Определение спроса. Оценка издержек.
7.2. Анализ цен товаров конкурентов. Выбор метода ценообразования.
7.3. Продвижение товаров: реклама, стимулирование сбыта и пропаганда.
7.4. Розничная и оптовая торговля. Стратегия коммуникации и стимулирования.
Тема 8. Организация деятельности маркетинговой службы
8.1. Структура службы маркетинга ПАТП.
8.2. Основные задачи, решаемый службой маркетинга ПАТП.
3. Теоретические вопросы для выполнения
Контрольной работы
I группа вопросов
1. Роль маркетинга в рыночной экономике: цели, функции и концепции маркетинга.
2. Классификация товаров.
3. Установление цен на товары и услуги: постановка задачи и политика ценообразования.
4. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей: модель покупательского поведения.
5. Виды товаров и их разработка: товары, торговые марки, упаковка, услуги.
6. Подходы к проблеме ценообразования.
7. Факторы, влияющие на сегментирование рынка.
8. Продвижение товаров: реклама, стимулирование сбыта и пропаганда.
9. Предприятие и внешняя среда.
10. Развитие международной торговли автомобилями и оборудованием.
11. Анализ эффективности рекламы и её информационная сущность.
12. Структура службы маркетинга АТП.
13. Рынок товаров промышленного назначения, промежуточных продавцов и государственных учреждений.
14. Планирование новой продукции в автомобильной промышленности.
15. Решения относительно упаковки, маркировки, товарного ассортимента, номенклатуры, услуг для клиентов.
16. Типы маркетинга в зависимости от состояния и развития рыночного спроса.
17. Значение системы товародвижения в маркетинге.
18. Ценообразование на различных типах рынков.
19. Выбор целевых сегментов и позиционирование товара.
20. Подход к этапам жизненного цикла товара: этапы, проблемы, стратегия разработки новых товаров.
21. Инициативное изменение цен: реакция фирмы на изменение цен конкурентами.
22. Розничная и оптовая торговля.
23. Элементы, оказывающие влияние на методы и результаты деятельности предприятия на рынке.
24. Основные задачи, решаемые службой маркетинга АТП.
25. Роль рекламы в организации сбыта товара.
II группа вопросов
1. Анализ рыночных возможностей и прогнозирование рынка автотранспортных услуг.
2. Информационная система и контроль в транспортном маркетинге.
3. Презентация товара: смысл, назначение, содержание.
4. Анализ возможностей сбытовой политики в России: планирование и прогнозирование.
5. Методы аналитического обоснования цен на товары широкого потребления.
6. Методы и средства изучения экономической конъюнктуры рынка в России.
7. Вопросы интеллектуальной защиты собственности.
8. Особенности маркетингового анализа сегментов и секторов рынка.
9. Определение спроса и оценка издержек.
10. Позиционирование и дифференцирования товаров на рынке: принятие решений и их эффективность.
11. Основные методы обоснования объемов продаж.
12. Информационное исследование и прогнозирование конъюнктурных позиций рынка.
13. Современная концепция маркетинга.
14. Особенности маркетингового анализа сегментов и секторов рынка.
15. Концепции маркетинга и их эволюция.
16. Анализ стратегии АТП на рынке услуг.
17. Сервисная и рекламная политика маркетинга.
18. Продвижение товаров: комплекс маркетинговых коммуникаций и стимулирования сбыта.
19. Методы и приемы маркетингового анализа.
20. Особенности тарифной политики АТП.
21. Ассортиментная политика предприятий.
22. Выбор посредника в системе сбыта.
23. Понятие маркетинга: цели, функции и типы в зависимости от развития рыночного спроса.
24. Выбор метода ценообразования.
25. Анализ цен товаров конкурентов.
Методика определения уровня конкурентоспособности АТП
Общие сведения
Для рынка транспортных услуг характерны следующие виды конкуренции:
- конкуренция между автотранспортными предприятиями различных форм собственности (государственной, частной, кооперативной акционерной и др.);
- конкуренция АТП различной ведомственной подчиненности;
- конкуренция АТП при перевозке различных видов грузов (строительных, торговых, сельскохозяйственных и т.д.);
- конкуренция между различными видами транспорта. Наиболее ярко этот вид конкуренции проявляется между автомобильным и железнодорожным транспортом.
Основные способы конкуренции между АТП сводятся к двум видам: ценовым и неценовым.
Ценовой метод предполагает изменение (снижение) тарифов на перевозки, выполняемые одним АТП по сравнению с тарифами, применяемыми другим АТП. Неценовой метод предполагает деятельность АТП, направленная на повышение качества перевозок и услуг, развитие рекламной деятельности, развитие собственной ПТБ, повышение квалификации водителей, ремонтных рабочих, специалистов по управлению.
Выбор способов конкуренции во многом зависит от условий конкурентной среды, в которой работает АТП, а именно:
- наличие большого количества АТП разной специализации и большого количества клиентов, разнообразных и сравнительно больших объемов перевозок грузов. Эти условия характерны для большинства крупных городов и регионов и определяют рынок "чистой" или "неограниченной" конкуренции;
- наличие небольшого количества автотранспортных предприятий и ограниченного количества клиентов, средних объёмов перевозок грузов определенной номенклатуры. Эти условия характерны для средних и небольших городов и регионов и определяют "рынок ограниченной конкуренции";
-большинство перевозок осуществляется, одним автотранспортным предприятием и все клиенты зависят от количества и качества услуг, предлагаемых этим АТП. Эти условия характерны для сельских районов, регионов Сибири и Севера и определяют "чистую монополию".
Основными показателями, влияющими на конкурентоспособность автотранспортного предприятия являются: соотношение предложения и спроса на перевозки грузов; качество транспортного обслуживания; соотношение доходов и расходов на перевозки; количество видов перевозок грузов и услуг, выполняемых АТП; ресурсы АТП.
Данные показатели дают возможность оценить работу АТП со стороны клиента (показатели спроса, качества), а также - способность АТП успешно конкурировать на транспортном рынке за счет своих ресурсов и организации работы (ресурсы, издержки, количество видов перевозок).
Существует ряд других показателей, влияющих на конкурентоспособность АТП, по которым оценка их влияния на конкурентоспособность в случае необходимости может производиться самим автотранспортным предприятием. К таким относятся производительность труда, квалификация производственного и управленческого персонала, которые косвенно влияют на повышение конкурентоспособности АТП.