Графический метод определения конкурентоспособности
Графические методы представлены на рис. 33, 34.
На рис. 33 сопоставлены показатели качества образцов сухого белого вина по
пяти характеристикам. Соответственно на каждой из пяти осей с
использованием определенного масштаба измерения отмечаются точки,
соответствующие величине критерия. Линия, проходящая через них, образует
многоугольник (его называют еще «профильной диаграммой»). Из рис. 33
очевидно, что три образца вина идентичны по прозрачности и цвету, но
заметно различаются по таким характеристикам, как букет, вкус и
типичность. Наилучшие показатели качества имеет образец 3, наихудшие —
образец 1.
30. Общая характеристика системы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг. Основные аспекты (технический, экономический и организационный).
Система обеспечения конкурентоспособности (СОК) — это совокупность
объектов и субъектов оценки конкурентоспособности, задействованных по
определенным принципам (правилам) в целях повышения
конкурентоспособности.
Успешная предпринимательская деятельность, проявляющаяся для
организации в получении прибыли, а для потребителей — в повышенном
спросе на товар (услугу), предложенный организацией, зависит от
эффективности сформированной и действующей СОК.
Технический аспект — это комплекс задач и методов их решения,
направленный на совершенствование производства продукции, улучшение
потребительских свойств в целях улучшения ее качества. Механизм
обеспечения качества с помощью методов технических дисциплин
рассматривается в товароведении, технологических и ряде других
инженерных наук.
Экономический аспект — это комплекс задач и методов их решения,
направленных на обеспечение безубыточного и прибыльного производства,
формирование оптимальной цены продукции, продвижение ее на рынок.
Решение этих задач является предметом таких дисциплин, как отраслевые
экономики, цены и тарифы, финансовый менеджмент, маркетинг.
Организационный аспект — это комплекс задач и методов, направленных на
повышение качества управления всеми процессами деятельности
организации. Эти вопросы изучаются в таких дисциплинах, как менеджмент
качества, стратегический и инновационный менеджмент, менеджмент
персонала.
31. Принципы системы обеспеченияконкурентоспособности товаров и услуг, их характеристика (ориентация на потребителя, процессный подход, взаимовыгодные партнерские отношения, постоянное улучшение, бенчмаркинг и бренд-стратегия).
Поскольку проблема конкурентоспособности является комплексной,
междисциплинарной, то СОК должна базироваться на принципах
менеджмента качества, инновационного менеджмента, маркетинга,
финансового менеджмента и пр.
Рассмотрим отдельные принципы, сделав акцент на принципах менеджмента
качества, поскольку они стандартизированы в международных стандартах
ИСО. К ним относятся:
1) ориентация на потребителя;
2) процессный подход;
3) постоянное улучшение;
4) взаимовыгодные партнерские отношения;
5) бенчмаркинг;
6) бренд-стратегия.
1.Ориентация на потребителя. Организация зависит от своих потребителей.
Для бизнеса важнее денег их источник, а таковым является потребитель.
Ha стадии выхода товара на рынок важно сообщить о его конкурентных
преимуществах в форме, доступной потребителю, т.е. оперировать не
техническими характеристиками, а потребительскими свойствами и
показателями качества.
2. Процессный подход. Важнейшим условием процессного подхода является обязательное
измерение результатов процесса.
Результативность процесса отражает степень соответствия готовой
продукции как нового товара проекту (за основу которого были взяты
характеристики аналога-конкурента) и степень реализации
запроектированных показателей качества.
Эффективность процесса показывает, насколько хорошо используются
выделенные ресурсы. Эффективность достигается оптимизацией затрат, уменьшением времени выполнения заказа (скоростью процесса). Если результативность определяет качественную составляющую конкурентоспособности, то эффективность — стоимостную
(ценообразующую).
3. Постоянное улучшение. Организацию, которая перестает совершенствовать свою деятельность, ждет крах. Постоянное улучшение — это, с одной стороны, улучшение качества и ассортимента, с другой — совершенствование менеджмента.
Улучшение качества заключается в основном в модернизации продукции и
обеспечении стабильности качества. Улучшение ассортимента — это прежде
всего его обновление и расширение.
4. Взаимовыгодные партнерские отношения.
Опыт известнейших в стране и за рубежом фирм показывает, что
взаимодействие с поставщиками не должно происходить только по линии
обсуждения сроков и качества поставляемых партий продукции.
Изготовитель готовой продукции должен оказывать им помощь.
5. Бенчмаркинг — прием по непрерывному отслеживанию и анализу
информации о конкурентах.
При бенчмаркинге отслеживается и анализируется не только внешняя
информация (сведения о конкурентах), но и методом самооценки по
критериям национальных и международных премий по качеству определяется место организации относительно лидеров.
Инструментами бенчмаркинга является конкурентная разведка и
промышленный шпионаж.
6. Бренд-стратегия — прием создания долгосрочного покупательского
предпочтения к данному товарному знаку среди конкурирующих товаров.