Брендинг сети пивных ресторанов от Coruna Branding
Coruna Branding завершила проект по брендингу сети пивных ресторанов, который включил в себя разработку концепции ресторана, названия, слогана, логотипа и фирменного стиля.
По итогам аналитики был выявлен ряд особенностей сегмента пивных баров и ресторанов, главными из которых являются высокая насыщенность рынка и преобладание национальной европейской тематики: немецкой, чешской, английской, ирландской.
Исходя из результатов аудита, были сформулированы ключевые характеристики будущей концепции нового ресторана, которые стали основой для отстройки в конкурентной среде. Во-первых, ресторан не должен был иметь выраженной европейской национальной тематики. Во-вторых, на смену традиционным для оформления пивных заведений «тяжелым» материалам, таким как темное дерево, темная кожа, камень пришли легкие «солнечные» натуральные материалы. В-третьих, вместо пафосной элитарности, свойственной некоторым пивным ресторанам, необходимо было сформировать демократичный образ.
На этой основе была разработана концепция образа ресторана, получившая название «Колхоз «Хмельной поросенок». Она подразумевает особый провинциальный колорит в оформлении залов, в меню, в одежде персонала. Стилевой основой концепции интерьера стали произведения художника Любарова. В своих многочисленных работах он сформировал особый стиль «деревенского наива» - простой, ироничный и грубоватый, но в то же время глубоко душевный.
Название сети ресторанов - «Пиворама» - фонетически связано с пилорамой (местом работы хороших трудолюбивых мужиков где-то неподалеку от деревни), а слоган «Согрейся холодненьким» подчеркивает его принадлежность к пивной теме. Логотип выражает главную идею концепции: «кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает».
Сегодня сеть «Пиворама» успешно развивается и включает уже 9 ресторанов,
· Долгое время бренд, был просто именем, названием товара или услуги, но никак не рассматривался с точки зрения ценнейшего актива предприятия, который может приносить немалый доход сам по себе, быть предметом купли-продажи, объектом залога и т. д. Отсутствие оценочной базы, тенденций развития брендов приводит к тому, что большинство российских предприятий просто остается в стороне от главных инвестиционных потоков, хотя они вполне могут соперничать со своими западными аналогами по прибыльности и уникальности накопленного опыта
· Необходимо понять одну важную вещь. Сильные бренды никогда не делаются раз и навсегда. Бренд существует, пока он развивается и обновляется. В конце концов, сильный бренд приведет вас к тому, что нужно открыть сначала второй ресторан, а затем третий и четвертый. Потом, возможно, появятся те, кто захочет купить франшизу. Заметьте, к вам придут не за покупкой ресторана. Они придут за покупкой частички вашего бренда.
Что такое франшиза?
Франши́за (фр. franchise — льгота) может означать следующее:
· Франшиза — объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса. В качестве франшизы могут выступать методы ведения бизнеса, товарный знак, технология со взаимными обязательствами и льготами между передающей (франчайзер) и получающей (франчайзи) сторонами, предоставляемые за плату и оформленные в соответствии с законом об охранеинтеллектуальной собственности[1].
Франшиза – это соглашение между двумя сторонами, которое дает человеку или группе людей (они называются франчайзи) право продавать продукцию или сервис используя торговую марку другого бизнеса (франчайзор).
У франчайзи есть право распространять продукт или услугу используя методы франчайзора. Франчайзи обязан платить франчайзору определенные комиссии и роялти в обмен на эти права. Франчайзор обязан предоставлять эти права и оказывать поддержку франчайзи. В этом смысле франчайзинг – это не бизнес или индустрия, а метод используемый бизнесом для маркетинга и распространения их продуктов или услуг. И франчайзор, и франчайзи очень заинтересованы в успехе бренда и удовлетворении потребителей.
Любая франчайзинговая система основана на успешно функционирующем предприятии франчайзера, что является основополагающим элементом франчайзинга. Если нет такого успешно функционирующего ресторана, то отсутствует фактическая основа для франчайзинга. Сегодня получило широкое распространение использование франчайзинга в ресторанном бизнесе, особенно в ресторанах быстрого питания.
Предприятие франчайзера обязательно должно чем-то выделяться на фоне других заведением, занимающихся подобной предпринимательской деятельностью. Необходима явно выраженная «индивидуализация» ресторана франчайзера. Такой внешне выделенной индивидуализацией франчайзера является «бренд», который представляет собой совокупность всех элементов имиджа франчайзера: торговое наименование, торговую марку, торговые символы, интерьер помещений ресторана, униформа персонала и т. п.
Другой важной отличительной чертой франчайзера является ведение предпринимательской деятельности в соответствии с определенной, известной только франчайзеру, системой. Такую систему зачастую называют ноу-хау. В отличие от бренда, внешне индивидуализирующего франчайзера, отличающего его от других и являющегося открытым и общеизвестным, система или ноу-хау франчайзера, наоборот, является коммерческой тайной франчайзера.
Франчайзи имеет возможность продавать товары по уже отработанной системе, что позволяет избежать ошибок при становлении собственного ресторана и быстрее получить доход от ведения предпринимательской деятельности.
Преимущества и риски франчайзинга для франчайзи
Одним из основных преимуществ франчайзинга для франчайзи является значительное снижение риска нести убытки или стать неплатежеспособным, преждечем он сможет уверенно вести и развивать свою предпринимательскую деятельность.
Снижение риска несения убытков основано на использовании уже опробованных и успевших зарекомендовать себя методов ведения предпринимательской деятельности. Под методами ведения предпринимательской деятельности подразумевается все: начиная от знания наиболее эффективных способов рекламирования своей деятельности, оптимальных условий ведения такой деятельности, необходимого количества наемных работников, и заканчивая знаниями о том, как гибко и своевременно реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Испытанные методы ведения бизнеса приводят к двум основным результатам:
наиболее эффективному использованию денежных средств франчайзи;
получению ожидаемых прибылей в запланированные сроки.
Получение франчайзи ожидаемых прибылей в запланированные сроки связано в первую очередь с тем, что, начав использовать торговое наименование, торговую марку франчайзера, франчайзи косвенно «использует» репутацию (гудвил) франчайзера и привлекает к себе потенциальных посетителей.
Вступая во франчайзинговую сеть, франчайзи получает огромное преимущество от получения различного рода услуг от франчайзера или иных лиц, связанных с ним или доверяющих франчайзеру и его методам ведения предпринимательской деятельности:
поставка торгового или иного оборудования на более выгодных условиях (например, в лизинг или с отсрочкой платежа);
получение кредита в банке на более льготных условиях;
приобретение товаров с большими скидками;
проведение широкомасштабной рекламной кампании при небольших финансовых затратах.
В развитых странах многие банки имеют специальные подразделения, занимающиеся кредитованием франчайзеров. В обязанности таких подразделений входит не только согласование условий кредитного договора, но также предоставле ние текущих консультаций франчайзи и франчайзерам. Некоторые банки публикуют специальные пособия, в которых освещаются типичные проблемы франчайзинговых правоотношений.
Помощь франчайзи в каждодневной деятельности включает в себя постоянные консультации франчайзера, проведение анализа продаж и т. п. Опытный франчайзер первым заметит, что у франчайзи возможны финансовые проблемы. Франчайзер предоставит франчайзи необходимые рекомендации по преодолению трудностей и недопущению таких или подобных проблем в будущем.
Помощь франчайзера
Франчайзи, приобретая право пользования франшизой, значительно снижает обычные риски начинающего предпринимателя, его основным риском является принятое решение: правильно или неправильно выбрана франшиза, т.е. какая из потенциально возможных к приобретению франшиз даст возможность франчайзи быстрее окупить вложенные инвестиции и получить первую прибыль. На правильность выбора франчайзи влияет количество и характер информации, которую он может получить о продаваемой франшизе. В некоторых странах основной аспект государственного регулирования франчайзинговой деятельности сводится к обязыванию франчайзера рассказать как можно больше о продаваемой франшизе.
Риски
Следует также отметить, что к потенциальным рискам франчайзи по франшизе могут быть отнесены:
Недостаточное апробирование франшизы. Приобретая вновь разработанную франшизу, франчайзи рискует, что она не была достаточно опробована и, таким образом, нет веских доказательств ее конкурентоспособности и рентабельности. Можно вывести общее правило: чем «старше» или, как принято говорить, «зрелее» франшиза, тем с большей вероятностью появится рентабельность.
Объективные способности франчайзи вести выбранную им предпринимательскую деятельность. Помочь ему определиться в этом должен франчай зер. Он также заинтересован в выборе «правильного» франчайзи, т. е. лица, лучшие качества которого раскроются при ведении именно такой предпринимательской деятельности.
Недостаточная структурированность франшизы, являющаяся, как правило, доказательством неполной апробации, может повлечь за собой коммерческие и финансовые проблемы не только для отдельного франчайзи, но и в целом для всей франчайзинговой сети.
Недобросовестность франчайзера при предоставлении помощи франчайзи (необходимое количество контрольных и инспекционных проверок, проведение обучающих семинаров и курсов, постоянное совершенствование ноу-хау). Как правило, недобросовестность франчайзера является также следствием незрелости франшизы, т. е. франчайзер не понимает, что он в первую очередь заинтересован в предоставлении своевременной помощи.
Мнение эксперта
Как правило, минимальный срок для развития и опробования франшизы составляет два года. Такой период опробования франшизы реально позволяет франчайзеру сформулировать ответы на большинство вопросов франчайзи об эксплуатации франшизы, а также сформировать ее деловую репутацию. На сегодняшний день на рынке Украины предлагается много российских франшиз. Основным рисковым фактором для них является их незрелость. Именно поэтому многие российские франчайзеры устанавливают большой первый франчайзинговый платеж и незничительное роялти, т. е. главный акцент делается на первый платеж, который в последующем не подлежит возврату в случае прекращения франчайзинговых отношений.