Вопрос 1. Маркетинговое понимание товара
Маркетинг охватывает не только производство и сбыт товаров или услуг, но и все виды деятельности фирмы — от зарождения идеи до производства и продвижения товара к потребителю, словом, все, что способно удовлетворить разнообразные людские нужды.
Продукт — это конкретный результат исследований, проектных разработок и производства.
Для того чтобы продукт стал товаром, он должен пройти длительный путь, найти своего потребителя и удовлетворить его потребность или нужду.
Продукт как результат производства обладает определенным качеством.
Качество— совокупность характеристик продукта, которые отвечают на вопрос: какой продукт произведен?
Понятие «качество продукта» включает в себя:
технико-экономические характеристики;
технология изготовления (ее собственное качество);
надежность и долговечность;
соответствие предполагаемому назначению;
экологичность (соответствие требованиям сохранения окружающей среды);
этичность (внешняя форма и вид, привлекательность, выразительность);
дизайн (техническое исполнение).
Качество продукта в маркетинговом понимании — это множество совокупностей характеристик, составляющих качество с точки зрения потребителя (Рисунок 3.1).
Качество продукта в маркетинговом понимании
Рисунок 1. Качество в маркетинговом понимании |
Рис. 3.1
А – совокупность характеристик, составляющих качество продукта с точки зрения производителей;
В – совокупность характеристик, составляющих качество продукта с точки зрения потребителей;
В1 – (область пересечения множеств А и В) - характеристики, действительно присутствующие в продукте и замеченные потребителями;
В- В1 – характеристики, отсутствующие, но привнесенные потребителями;
А- В1 – характеристики продукта, действительно присутствующие в нем, но не замеченные потребителями.
Задача маркетинга— формирование «образа» качества продукта для различных потребителей и на различных рынках сбыта.
Поддержка продукта— это комплекс маркетинговых мер, обеспечивающих обслуживание, транспортировку, хранение, безопасное, грамотное и эффективное использование продукта.
Элементы, входящие в группу поддержки продукты:
всё, что помогает сберечь потребительские качества продукта до момента продажи (транспортные услуги, упаковка, маркировка);
меры пообеспечению потребителя документацией на продукт);
сопутствующие продукты и услуги, без которых не может быть успешным использование основного продукта.
Инструменты маркетинга:
грамотная рекламная компания;
налаженный сбыт;
эффективное сервисное обслуживание;
прочные связи с общественностью;
гибкая политика цен.
Понять развитие товара в маркетинге поможет маркетинговая «луковица» товара (Рисунок 3.2).
Маркетинговая луковица товара
Рисунок 3.2.
Товар— это итог деятельности не только инженеров и рабочих, но и маркетологов, заботящихся о том, чтобы «луковица» товара выросла, попала на рынок и нашла свое полезное применение.
В целом формулу товара в маркетинговом понимании можно записать следующим образом( рисунок 3.3, таблица 3.1):
Формула товара
Рис. 3.3
Таблица 3.1
Составляющие понятия «товар на рынке»
Продукт | Поддержка | Инструмент |
Маргарин 80%-й жирности с добавкой соевого и кокосового масел | Упаковка, обеспечивающая сохранность при транспортировке и хранении. Условия хранения и поставки. Срок годности. | Дизайн упаковки. Реклама. Ценовая стратегия (в т.ч и скидки при продажах) |
Маркетинговый подход к товару требует оценки рыночной выгодности вариантов хозяйственного поведения фирмы, базируется на скрупулезном учете ресурсов предприятия, картины потребительского спроса и возможностей продвижения товара на рынок