Процесс обмена в некоммерческом маркетинге
Некоммерческий маркетинг.
Некоммерческий маркетинг – это деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей, осуществляемая некоммерческой организацией или отдельными лицами, финансирование которой не предполагает стремления к получению прибыли. В связи с этим одной из приоритетных задач некоммерческого маркетинга выступает формирование, поддержание или изменение отношения целевых аудиторий к конкретной некоммерческой организации и ее профессиональной активности.
Объектом предложения некоммерческих организаций являются услуги, убеждения, чувства, вера в идеалы, предоставляемые широкой общественности или ее отдельным сегментам.
К основным особенностям некоммерческого маркетинга в сравнении с маркетингом коммерческих организаций относятся:
- повседневная деятельность не является источником получения доходов некоммерческой организации, ее финансирование определяется формируемым бюджетом организации на основе периодических усилий по сбору денежных средств;
- цели и результаты некоммерческого маркетинга нельзя измерить только в финансовых категориях, они предполагают учитывать также число обслуживаемых клиентов, объем оказываемых услуг и их качество;
- некоммерческий маркетинг предполагает обслуживание экономически невыгодных рыночных сегментов, например, почтовая служба или некоммерческая транспортная компания должна обслуживать клиентов в малонаселенных территориях; это создает преимущества для коммерческих организаций, поскольку они концентрируют свои усилия только на прибыльных сегментах рынка, вытесняя некоммерческие организации из данных сегментов рынка, лишают их дополнительного источника финансирования;
- если коммерческие организации имеют одну основную категорию потребителей, которым она предлагает товары и услуги, то некоммерческие организации нацелены на две категории:
- клиенты, для которых она предлагает членство, помещения, идеи, товары и услуги;
- доноры, от которых она получает ресурсы (время, которое предоставляют добровольцы, деньги из государственных и общественных фондов, а также пожертвования лиц).
- частным некоммерческим организациям предоставляется ряд юридических преимуществ в виде освобождения от различных налогов.
Классификация некоммерческих организаций возможна на основе причин их образования:
- международные и национальные общественные организации, созданные вследствие определенных альтруистических стремлений инициаторов их образования: Общество Красного Креста, различного рода конфессиональные учреждения, церкви, различные организации, службы и фонды милосердия, детские фонды, попечительские учреждения, благотворительные организации;
- государственные, региональные и муниципальные учреждения, созданные вследствие необходимости обеспечения наиболее существенных потребностей общества в области охраны прав и правопорядка, здравоохранения, образования и просвещения, науки и культуры (армия, милиция, службы государственной безопасности, автоинспекция, пожарная служба, больницы, санатории, поликлиники и диспансеры, школы, техникумы и ВУЗы);
- ассоциативные организации, созданные с целью представления и защиты коллективных интересов определенной группы населения (торговые и торгово-промышленные палаты, творческие союзы журналистов, писателей, художников, композиторов, объединения инженеров, ученых, изобретателей и др.).
Эффективность деятельности некоммерческих организаций находится в прямой зависимости от размеров и частоты поступлений финансовых средств. Чем более значительным бюджетом располагает некоммерческая организация, тем более высокий уровень качества и масштаб оказываемых ею услуг. Источники финансирования некоммерческих организаций могут классифицироваться следующим образом:
- членские взносы участников;
- поступления из государственного бюджета и налоговые льготы;
- единовременные сборы за участие в различных мероприятиях;
- выручка от издательской деятельности;
- пожертвования от частных и юридических лиц;
- наследование денег и имущества;
- рабочее время на безвозмездных общественных началах.
Эффективность деятельности и объемы финансирования некоммерческих организаций также зависят от результатов решения задачи формирования общественного мнения. Формирование общественного мнения предполагает:
- выявление потребностей и предпочтений целевой аудитории, ее психологического состояния;
- рациональное использование маркетинговых коммуникаций;
- разработку имиджа и репутации некоммерческой организации;
- разработку и реализацию последовательных маркетинговых программ, направленных на изменение поведения представителей целевых аудиторий общественности в интересах организации, которые изначально совпадают с интересами общества.
Процесс обмена в некоммерческом маркетинге.
Если процессы обмена в рамках коммерческой деятельности могут осуществляться посредством двух основных участников (продавец и покупатель, между которыми иногда выступают посредники) и только в двух формах (товарно-денежная и бартерная), то процессы обмена в некоммерческом маркетинге характеризуются большим количеством участников и большим разнообразием форм.
Рис. Процессы обмена в некоммерческом маркетинге.
Можно выделить три процесса обмена в некоммерческом маркетинге:
- процесс обмена между некоммерческой организацией и ее членами и участниками заключается в том, что некоммерческая организация получает от своих членов и участников взносы, пожертвования, сотрудничество, а предоставляет им услуги (помощь), защиту интересов, чувства удовлетворенности, полноценности, жизнерадостности, социальный престиж;
- процесс обмена между некоммерческой организацией и обществом заключается в том, что некоммерческая организация получает от общества одобрение, пожертвования, доверие, а, в свою очередь, предоставляет помощь в решении и постановке новых общественно значимых задач, информацию для собственного восприятия (формирования образа) общества и т.д.;
- процесс обмена между некоммерческой организацией и государством заключается в том, что некоммерческая организация получает от государства часть средств государственного бюджета, освобождение от налогов, правовую помощь, защиту в той мере, в какой она необходима членам некоммерческой организации и обществу, а предоставляет помощь в исполнении обязанностей, благодарность, голоса избирателей.
Таким образом, некоммерческий маркетинг основан на изучении мотивации и возможностей всех участников процесса обмена, а также определении степени их взаимозависимости.