Оценка конкурентоспособности продукции
Важнейшей характеристикой продукции является ее качество. Произвести оценку конкурентоспособности продукции можно по коэффициенту, учитывающему соотношение основных качественных характеристик продукции (потребительских свойств) и цен реализации по формуле [3]:
(3.1)
где Кij – коэффициент конкурентоспособности;
Тi и Тj – основные качественные характеристики продукции соответственно i-й и j-й фирм;
Цi и Цj – цены реализации продукции i-й и j-й фирм.
Рассмотрим оценку конкурентоспособности продукции четырех фирм-производителей строительного кирпича. В качестве значений j принимаются стандарты по ГОСТ 530-95 для марок кирпича 100, 125, 150.
Табл. 3.1 – Стандарты марок кирпича по ГОСТ 530-95
Показатели | Марки | ||
Прочность, МПа(1) | 10,0 | 12,5 | 15,0 |
Водопоглощение, % (2) | должно быть меньше 6% | ||
Масса, кг.(3) | должно быть не более 4,3 кг. | ||
Средняя рыночная цена, р /1000 шт. | 2500,0 | 2600,0 | 2700,0 |
Таблица 3.2 - Исходные данные для определения конкурентоспособности продукции - кирпича строительного
Фирмы | Показатели | |||||||
Цена, р./1000 шт. | Прочность, МПа | Водопоглощение, % | Масса, кг | |||||
марка100 | марка | марка | марка | марка | марка | |||
1.ОАО «Стройкерамика» | 10.0 | 12,5 | 15,0 | 5,7 | 4,2 | |||
2. ОАО «ЗСМ - 7» | 9.0 | 12,0 | 14,0 | 5.8 | 4,3 | |||
3. ЗАО «Кирпичный завод р.п.Маслянино» | 9,5 | 12,6 | 14,5 | 6.2 | 4,1 | |||
4. ОАО «Черепановский ЗСМ» | 9,7 | 12,0 | 13.5 | 6,1 | 4,4 |
Рассчитаем коэффициент конкурентоспособности четырех предприятий по каждой марке кирпича.
Таблица 3.3 - Коэффициент конкурентоспособности продукции ОАО «Стройкерамика» по маркам кирпича 100, 125, 150
Прочность | Водопоглощение | Масса | |
Марка 100 | |||
Марка 125 | |||
Марка 150 |
Таблица 3.4 - Коэффициент конкурентоспособности продукции
ОАО «ЗСМ – 7» по маркам кирпича 100, 125, 150
Прочность | Водопоглощение | Масса | |
Марка 100 | |||
Марка 125 | |||
Марка 150 |
Таблица 3.5 - Коэффициент конкурентоспособности продукции ЗАО «Кирпичный завод р.п. Маслянино» по маркам кирпича 100, 125, 150
Прочность | Водопоглощение | Масса | |
Марка 100 | |||
Марка 125 | |||
Марка 150 |
Таблица 3.6 - Коэффициент конкурентоспособности продукции ОАО «Черепановский ЗСМ» по маркам кирпича 100, 125, 150
Прочность | Водопоглощение | Масса | |
Марка 100 | |||
Марка 125 | |||
Марка 150 |
Результаты расчетов объединим в общую таблицу.
Таблица 3.7 – Коэффициенты конкурентоспособности продукции
Фирма | Марка | Прочность | Водопоглощение | Масса |
ОАО «Стройкерамика» | марка 100 | 1,02 | 1,03 | |
марка 125 | 1,03 | 1,01 | 0,99 | |
марка 150 | 1,02 | 1,03 | ||
ОАО «ЗСМ-7» | марка 100 | 0,88 | 1.01 | 1,018 |
марка 125 | 0.94 | 1,02 | ||
марка 150 | 0,9 | 1,03 | ||
ЗАО «Кирпичный завод» | марка 100 | 0,9 | 0.93 | 1.01 |
марка 125 | 0,96 | 0.91 | ||
марка 150 | 0,9 | 0.88 | 0,96 | |
ОАО «Черепановский ЗСМ» | марка 100 | 0,95 | 0,96 | 0,96 |
марка 125 | 0.9 | 0,93 | 0.93 | |
марка 150 | 0,82 | 0,89 | 0.89 |
По данным таблицы можно сделать следующие выводы:
1. Больше всего показателей со значением больше единицы, а, следовательно, продукция более конкурентоспособна, у ОАО «Стройкерамика» (8 показателей по всем маркам);
2. Так как для ОАО «ЗСМ-7» значений К>1 (6 показателей по всем маркам), то продукция этой фирмы также более конкурентоспособна;
3. У ЗАО «Кирпичный завод р.п. Маслянино» 2 показателя больше единицы по всем маркам.
4. ОАО «Черепановский ЗСМ» уступает своими характеристиками по прочности и водопоглощению.