Вопрос 1: Определение, социальные основы, исторические этапы формирования маркетинга

Переход к рыночной экономике и коренные изменения хозяйственных отношений заставляют предприятия работать по-новому, приспосабливаться к рыночной ситуации и запросам потребителя. Специалистам предприятия необходимо знать, как оценить нужды и предпочтения потребителей, как испытать новый товар, как посредством цены донести до потребителя ценность этого товара, другим словом им необходимо освоить ту область деятельности, которая называется «маркетинг».

Маркетинг необходимо осваивать и внедрять. В нашей стране должна быть создана своя отечественная школа маркетинга, учитывающая и трудности переходного периода, и национальные особенности, и структурное устройство государства, и перспективы экономического развития и т.д.

Маркетинг – вид деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена.

Нужда – чувство нехватки чего-либо.

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены, поэтому будут выбирать те товары, которые доставят ему большее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.

Запрос – потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Товар – все то, что может удовлетворить потребность или нужду, предлагаемое рынку с целью привлечения внимания, приобретения или потребления.

Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта (товара, услуги) с предложением чего-либо взамен. Для обмена необходимо соблюдение условий:

сторон должно быть как минимум две;

каждая из сторон должна располагать чем либо, что имеет ценность для другой стороны;

стороны должны быть способны осуществлять доставку своего товара;

каждая сторона должна быть совершенно свободна в принятии или отклонении предложения другой стороны;

каждая сторона должна быть уверена в желании и целесообразности иметь дело с другой стороной.

Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Если предполагается обмен товарами, то это – бартер, если товар обменивается на деньги, то – денежная сделка.

Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей и производителей товара.

Чтобы разобраться в природе рынка, представим примитивное экономическое сообщество из 4-х человек: рыбака, охотника, гончара и фермера. На рис. 1.1 представлены три разных способа удовлетворения людьми своих нужд: самообеспечение, децентрализованный обмен и централизованный обмен.

Способы удовлетворения нужд.

Вопрос 1: Определение, социальные основы, исторические этапы формирования маркетинга - student2.ru

Рис.1.1

: а – самообеспечение; б – децентрализованный обмен; в – централизованный обмен

Термин «маркетинг» (от англ. market - рынок) впервые появился в США в начале ХХ века. Его деятельность первоначально охватывала три основных направления: рекламу, экономическое стимулирование покупателя с помощью кредитования и организацию оптовой или розничной торговли, однако уже в 1960-х гг. маркетинг перерос эти рамки и стал глобальной идеологической платформой и способом осуществления бизнеса.

Английский специалист Джон Болт отмечает, что современный маркетинг является своеобразной «оболочкой», объединяющей все виды деятельности, направленные на выявление и учет потребностей, их выполнение в научных исследованиях и опытно-конструкторских разработках (НИОКР), затем в производстве, стимулирование сбыта и продвижение товара от производителя к потребителю (рис. 1.2)

В 1985 г. на основе анализа и обобщения мирового опыта маркетинговой деятельности было дано определение маркетинга, это – процесс планирования и воплощения замысла продукции, определение ценовой политики, продвижение и реализация идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.

Блок-схема процесса создания нового продукта

Вопрос 1: Определение, социальные основы, исторические этапы формирования маркетинга - student2.ru

Рис. 1.2

Наши рекомендации