Информационное обеспечение коммерческой деятельности в России
Реформирование экономики России, формирование, функционирование и развитие товарных рынков вызвали к жизни различные формы информационного обеспечения коммерческой деятельности.
В ходе исследования деятельности участников информационного рынка выяснилось, что для них наиболее существенное значение имеют:
§ содержание информации;
§ субъекты информационного рынка;
§ способы передачи информации;
§ формы информационного продукта;
§ методы активного продвижения коммерческой информации.
По содержанию преобладает потребность в информации о ценах; закупках и продаже товаров; конъюнктуре товарных рынков в целом; производстве; потребительских качествах и ассортименте товаров; запасах; контрагентах для обеспечения надежности коммерческих связей; показателях и методах диагностики деятельности коммерческих организаций для принятия управленческих решений.
По субъектам рынка наибольший интерес представляют потребители, изготовители, торгово-посреднические организации, кредитно-финансовые организации.
По способам передачи информации лидируют телефакс, газеты, журналы, компьютерные дискеты, почта, телефон, радио, телевидение. Затем идут аудио- и видеокассеты.
По формам информационного продукта предпочтение отдается конъюнктурным обзорам, газетным и журнальным статьям, данным статистическо-бухгалтерского и оперативного учета, радио- и телеинтервью, книгам, брошюрам, научно-популярным и документальным фильмам, заседаниям круглых столов.
Недостающая потребность в коммерческой информации требует применения методов ее активного продвижения. Среди них: адресное предложение коммерческих изданий (метод прямого маркетинга); предоставление ценовых льгот постоянным пользователям информации; компенсация информационных услуг собственным информационным продуктом. Важна ориентация коммерческой информации на деловую компетентность. Необходимо применение выгодных нововведений путем квалифицированных комментариев и практических советов.
Целесообразно периодически организовывать российские, региональные и межрегиональные ярмарки коммерческой информации, на которых можно было бы продать и купить необходимую информацию на соответствующих носителях или заключать договоры о приеме предприятия-заказчика на абонентское информационное обслуживание. Исключительно важное значение имеет формирование национальной системы информационного обеспечения коммерческой деятельности.
Оценка эффективности затрат на коммерческую информацию отличается от традиционных подходов к оценке эффективности других экономических явлений, когда затраты сопоставляются с прибылью за единицу времени. Дать или получить максимум информации в единицу времени, компенсируемой соответствующей прибылью, - не в этом эффективность коммерческой информации. Эффективность - в извлечении из информации таких выводов для принятия управленческих решений, которые не ограничиваются получением прибыли, а нацелены на развитие коммерческого дела, обеспечение долговременной перспективы роста на конкурентном рынке, удовлетворение общественных потребностей, личных интересов руководителей и работников, роста их престижа, квалификации, уверенности в себе и благополучия.
Специальное исследование позволило оценить долю издержек производства и обращения, которая затрачивается участниками российского рынка на информацию.
Из приведенных в табл. 8.1 данных видно, что лишь 5-6% издержек производства и обращения приходится на информацию. Причем 80-82% из них отводится рекламе и лишь 18-20% - другим информационным нуждам. Эти остаточные средства (после затрат на рекламу) расходуются на Интернет, Госкомстат РФ, научно-исследовательные и проектно-конструкторские работы, книги, брошюры, центральную и региональную деловую прессу.
Обращает на себя внимание, что расходы на центральную и региональную деловую прессу равны и имеют тенденцию к уменьшению. Расходы на Интернет значительно превышают затраты на деловую прессу и имеют тенденции к росту.
Таблица 8.1
Доля затрат на информацию торгово-посреднических и производственных организаций и предприятий (в процентах к общей сумме дохода)
Затраты на информацию | 1997 г. | 1998 г. |
Всего | 5,0 | 6,0 |
В том числе: реклама центральная деловая пресса региональная деловая пресса книги, брошюры радио телевидение Госкомитет Интернет | 80,0 2,0 2,0 1,5 1,0 6,0 1,0 5,0 | 80,0 1,0 1,0 1,5 0,5 5,0 0,5 6,0 |
Заказы научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ | 3,0 | 3,0 |
Из них: изучение конъюнктуры товарных рынков совершенствование организации и методов работы совершенствование экономического механизма | 80,0 10,0 10,0 | 85,0 8,0 7,0 |
В заказах организаций и предприятий на научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы преобладают расходы на изучение конъюнктуры товарных рынков (80-85%). Остальные средства направляются на научно-исследовательские работы по совершенствованию организации и методов работы, на совершенствование экономического механизма.
Еще более скромными выглядят данные о доле дохода, получаемого торгово-посредническими и производственными организациями и предприятиями за счет реализации предоставляемых ими информационных услуг (табл. 8.2).
Таблица 8.2
Доля дохода, получаемого торгово-посредническими и производственными организациями и предприятиями от реализации предоставляемых ими информационных услуг (в процентах к общей сумме дохода)
Доход от реализации информационных услуг | 1997 г. | 1998 г. |
Всего | 10,0 | 15,0 |
В том числе: каталоги информация о конъюнктуре товарных рынков информационные бюллетени о деятельности организации | 10,0 — 90,0 | 10,0 — 90,0 |
Всего доля дохода, получаемого торгово-посредническими и производственными организациями и предприятиями от реализации информационных услуг, в общем объеме дохода составляет 10-15%. Эти доходы получаются в основном от подготовки и реализации информационных бюллетеней о деятельности организации (90%) и лишь 10% от информационных услуг приходится на каталоги. Доходы от информации о конъюнктуре товарных рынков, проведения покупательских конференций и предоставления других информационных услуг коммерческого характера не показаны.
Полученные данные свидетельствуют о том, что участники рынка еще недостаточно четко представляют себе значение информационных услуг коммерческого характера в условиях рынка. Поэтому они слабо используют возможности производства и реализации информационных услуг, получения дохода и прибыли от них, несмотря на большую потребность в этих услугах.