КЕЙС 1. Concerve («Консерв») - создание новой продукции на основе переработки пластиковых отходов (Индия)
Организация занимается тем, что превращает выброшенные пластиковые пакеты в полезный ресурс для производства широкого набора продукции, отвечающей современной моде и требованиям взыскательных покупателей. Ее социальное назначение состоит в решении сразу двух взаимосвязанных проблем большого города - кризиса переработки мусора и нищеты населения городских окраин, которые составляют сообщества сборщиков мусора. Компания Concerve (в переводе с англ . - охранять, сберегать) была основана в 1998 г. Анитой Ахуджа (Anita Ahuja) в столице Индии Дели как негосударственная компания. Основные цели Concerve - 1) переработка пластиковых отходов в качестве сырья для производства новой продукции и 2) повышение уровня жизни людей из самых бедных слоев населения Дели - городских сборщиков мусора.
Будучи студенткой, Анита участвовала в проекте сбора кухонного мусора из 500 домохозяйств для будущей переработки в компост. Именно тогда она обратила внимание, как много отходов выбрасывают жители города. Это подтолкнуло ее к идее использования мусора для создания новых ресурсов. По подсчетам правительства страны, ежедневно в Индии выбрасывается 4 тыc. тонн различных бытовых отходов, из которых 15 % составляют изделия из пластика. При этом Нью-Дели является крупнейшим «производителем» мусора в стране. Объем «производимого» мусора намного превышает то количество, которое город может переработать и удалить. Однако в связи со стремительным удешевлением производства нового пластикового сырья и полиэтилена промышленная переработка пластиковых отходов для нового производства экономически невыгодна.
Для решения проблемы распространения мусора муниципалитеты Индии прибегают к помощи частных компаний, которые нанимают сборщиков мусора. Те сдают пластик мелким скупщикам, а они перепродают его крупным торговцам, которые тем или иным образом используют пластиковые отходы. В среднем сборщики мусора зарабатывают 25 долл. в месяц, что является основным источником их дохода. Через руки мусорщиков ежедневно проходит 20 % всего мусора в Дели. В Нью-Дели проживают около 80 тыс. сборщиков мусора, большинство из которых приехали из индийских деревень, либо близлежащих стран, таких как Бангладеш - одной из беднейших стран континента. Они часто не имеют образования и каких-либо профессиональных навыков, поэтому обычно работают в опасных и антисанитарных условиях, живут в трущобах, которые власти периодически сносят под строительство новых объектов. Таким образом, нищета и безработица жителей городских окраин и трущоб является еще одной, уже не экологической, а гуманитарной стороной проблемы повседневной жизни большого города, которую решает компания Аниты. Она предложила бизнес-модель, выполняющую как социальную, так и экономическую функции: обеспечивает надежный заработок сборщикам мусора (в среднем в 3 раза выше, чем их стандартный заработок, поскольку они фактически участвуют в производстве сырья для нового производства) и создает коммерчески успешный продукт из переработанного пластика. Предложенная Анитой идея нова и проста одновременно: с помощью несложной технологии ручной переработки (сначала пластик моют, потом сушат и сдавливают в листы разной толщины) старые пластиковые пакеты превращаются в разноцветный крепкий материал - «handmade recycled plastic». Этот материал используется компанией для производства широкого ассортимента продукции: сумок, плащей и зонтов, ремней, бумажников, дневников. В результате соединения кусочков из разноцветных пластиковых листов каждый раз возникает уникальный дизайн, не требующий дополнительной окраски. Со временем в компании научились получать также производственное сырье из резиновых шин, которое является хорошей заменой кожи, а также шить сумки из старого денима.
Сумки «Conserve» продаются в нескольких магазинах Лондона и в европейских магазинах для среднего класса наравне с такими широко известными брендами, как «Benetton». Вслед за европейским успехом компания вышла и на отечественный индийский рынок, где сумки также стали модными. Первоначально на индийском рынке продукция компании была встречена настороженно, многие покупатели не были готовы принять продукт как качественный, если он получен из мусора. Но сейчас наблюдается изменение в общественном отношении к этой продукции. На четвертый год своего производства, в 2007 г., компания уже производила и продавала четыре тысячи сумок в месяц с ожидаемым товарооборотом свыше 392 млн долл. Отдельно от мира моды компания реализует папки, элементы для холодильных шкафов, различные подставки (для обуви и т. д.). На данный момент в компании работают 300 сборщиков мусора, у каждого зарплата примерно 70 долл. в месяц. Есть отдел продаж, отдел проверки качества. Компания активно привлекает молодых специалистов на стажировки. Дизайн продукции разрабатывается также самостоятельно. Важной социальной составляющей работы компании является обучение персонала, который до работы в ней в основном не имел образования. Обучение позволяет работникам начать собственное дело по производству пластиковых листов с последующим гарантированным выкупом продукции компанией Conserve. Компания предоставляет своим работникам и социальные услуги - медицинское обслуживание в собственной клинике компании, кроме того, она финансирует школы для детей (порой находятся прямо в трущобах). Организация рассчитывает расширять производственные мощности. В будущем планируется строительство нового завода и увеличение выпуска продукции до объема 1 млн кв. м пластиковых листов в год, использовав для этого 300 тонн пластика и создав 500 новых рабочих мест. Для этого уже подобраны покупатели и ведутся переговоры с иностранными инвесторами. Хотя Conserve - растущая компания, она не может предоставить работу всем сборщикам мусора Дели, поэтому наряду с собственным производством ведет большую работу по содействию улучшения жизни этих людей и легализации их деятельности. На сайте компании любой желающий может подписаться под письмом в правительство Дели с просьбой о справедливой оплате труда для сборщиков мусора. Анита планирует применить модель и в других районах Индии, для этого она ведет переговоры с международными инвесторами, а также пытается достичь договоренностей с европейскими торговыми сетями о возможностях реализации продукции. Компания Conserve входит в общественное движение — организацию справедливой торговли (Fair Trade Organization), членами которой являются ее основные клиенты и партнеры. Анита Ахуджа не только активный социальный предприниматель, но и человек с ответственной гражданской позицией. Когда дела организации пошли в гору, к ней стали поступать предложения от зарубежных партнеров на поставки нового пластикового сырья, которые она отвергла. Ведь социальный смысл ее работы состоит в переработке мусора. Она также дистанцируется и от индийских производителей пластмасс, причина - экологический вред, который наносит природе их производство, и она борется с ним своим способом — используя в производстве только вторичное сырье ручной переработки. Анита очень признательна своему отцу, бывшему борцу за независимость Индии, который воспитал ее в духе социальной справедливости и свободы. По мнению Аниты, именно это подтолкнуло ее к социальному предпринимательству.
Задание:
1. Коротко расскажите суть самой идеи социального предпринимательства, изложенной в кейсе.
2. Охарактеризуйте выбранные компанией целевой рынок, сегмент и рыночную нишу.
3. Проведите SWOT-анализ реализации данного вида бизнеса.
4. Определите возможность реализации данной идеи в России / Калужской области.
ЗАДАНИЕ 4
Разработка системы сбыта продукции для Калужского завода железобетонных изделий (КЗЖБИ). Источник: http://kalugagbi.ru/ - официальный сайт ОАО "КЗЖБИ".
ОАО "КЗЖБИ" - это отечественный производитель, использующий отечественное сырье и торгующий без посредников. ОАО "КЗЖБИ" - это компетентный и надежный партнер всех строителей. ОАО "КЗЖБИ" - это 60 лет производства строительных конструкций и материалов. Завод производит более 4 000 наименований, среди которых плиты пустотные, колонны, ригели, диафрагмы, фундаментные балки и блоки, фермы, балки строительные, опоры ЛЭП, сваи, прогоны, перемычки, лестничные марши и площадки, стеновые панели, лотки и многое другое. Завод специализируется на изготовлении железобетонных, керамзитобетонных, бетонных изделий, бетонных смесей, кладочных и штукатурных растворов (в том числе с противоморозными добавками) для гражданского и промышленного строительства. ОАО «КЗЖБИ» имеет возможность изготовить индивидуальные конструкции по чертежам заказчика. Наши специалисты дадут Вам консультацию о конструкциях и материалах. Мы всегда готовы рассмотреть Ваши предложения по размещению заказов на нашем заводе. С большим интересом рассмотрим перечень Вашей продукции и, если условия поставки окажутся взаимовыгодными, будем рады сотрудничать с Вами. Лицензия Г 074344 рег. N КЖС 022 от 23.03.01.
В начале 2007 г. ОАО «Калужский завод ЖБИ» начал производство пустотных плит перекрытий непрерывной безопалубочной формовки на оборудовании и по технологии бельгийской компании Echo Engineering – многолетнего лидера по выпуску пустотных плит перекрытий и оборудования для их производства. Новейшая технология позволяет получить плиту длиной до 15 метров и с нагрузкой до 21 500 кгс/м2. Возможна специальная обработка верхней части плиты для получения шероховатой поверхности. Кроме того, технология предусматривает обработку поверхности свежеизготовленной плиты специальным химическим раствором, что позволяет уменьшить вероятность растрескивания плиты, улучшить прилипание верхнего слоя бетона, увеличить прочность на сжатие бетона, а также обеспечить постоянный защитный слой плиты. По индивидуальному заказу торцевой срез плиты может быть сделан под любым углом с точностью до 1°. Все это дает широкие возможности при проектировании жилых и промышленных помещений. Для изготовления пустотных плит перекрытий используется бетон, производимый высокотехнологичной бетоносмесительной установкой немецкой фирмы TEKA. Данная установка работает в автоматическом режиме, а управляющая процессом компьютерная программа обеспечивает идеальное соотношение компонентов бетонной смеси, что является гарантом высокого качества бетона. Производственная мощность линии составляет 46 000 м3 или 210 000 м2 в год. Действует гибкая система скидок, гарантия высокого качества продукции.
Каталог продукции включает: многопустотные плиты перекрытий, плиты перекрытий ребристые, плиты лоджий, плиты балконов, парапетные плиты, карнизные плиты, плиты ленточных фундаментов, блоки бетонные для стен подвалов, лотки и плиты для ж/бетонных каналов, плиты теплотрасс с отверстиями, железобетонные прогоны, опорные плиты, перемычки брусковые железобетонные, ступени железобетонные, марши лестничные, лестничные площадки, плита доборная для лестничной площадки, фундаментные балки, подкрановые балки, фундаменты, диафрагмы жесткости, изделия из керамзитобетона, колонны, плиты перекрытий пустотные, блоки стен подвала, бетон, керамзитобетон, раствор, днища колодцев, крышки колодцев, кольцо стеновое, перемычки, сваи, плиты покрытий, плиты дорожные, плиты опорные, опоры ЛЭП, камни стеновые, площадки лестничные, плиты теплотрасс, ригели и др.
· Вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте деятельность ОАО "КЗЖБИ".