Вещей, которые надо сделать, чтобы стать лучше
Действие не всегда приносит счастье;
но не бывает счастья без действия.
Бенджамин Дизраели
Я не думаю, что где-то существует полный список свойств и качеств, которыми должен обладать хороший менеджер по маркетингу. Мы все такие разные. Каждый имеет сильные и слабые стороны. У каждого своя специфика бизнеса.
На моем пути попадались самые разные менеджеры по маркетингу. Хорошие менеджеры.
Мужчины и женщины.
Зрелые и юные.
Динамичные и не очень.
С чувством юмора и без.
Со специальным образованием и самоучки.
Те, у кого была степень MB А и те, у кого не было даже законченного высшего образования.
Я видел тех, кто в чем-то превосходил меня (и я пытался их догнать и стать лучше, чем они).
Но нет, нет универсального совета по тому, как стать лучше. Совершенствование — это бесконечный процесс, который
состоит из множества вещей, которые надо улучшать, улучшать и улучшать.
Одно могу с уверенностью сказать: никто лучше вас не сможет определить, что вы должны сделать, чтобы стать лучше.
Возьмите чистый лист бумаги и напишите десять вещей, которым вам нужно научится. То, что вам нужно освоить с «нуля» или что вам нужно усовершенствовать.
Это может быть: изучение иностранного языка, получение дополнительного образования или степени, освоение нового программного обеспечения, улучшение коммуникативных навыков, умения произносить речи и делать презентации, организовывать и планировать свое время. Список может быть бесконечным. Выберите самое важное для вас.
В этом вам смогут помочь ваш начальник, наставник, друзья или коллеги.
Вспомните тех менеджеров по маркетингу, которые являются для вас примером.
Еще раз просмотрите эту книгу.
Помните слова: «Лучшая благодарность ученика по отношению к учителю — это превзойти наставника». Если перефразировать их, то лучшая благодарность длся автора книги, если читатель сможет воспользоваться ее советами и рекомендациями, стать лучше и превзойти самого автора.
Работайте со своим списком.
Постоянно обновляйте его.
Записывайте.
Вычеркивайте.
Снова записывайте.
Действуйте!
Маркетинговые миниатюры
В предшествующих главах я уже неоднократно повторял, что коллекционирование своих и чужих мыслей — один из лучших путей к плодотворным рабочим идеям, а значит, к профессиональному успеху.
Сам я собираю свою кол лекцию не первый год (можно сказать, что с прошлого века), многие ее «экспонаты» не раз опробованы на практике, адаптированы к российской действительности и к тому бизнесу, в котором они применялись. Другие все еще ждут своего часа.
Частично идеи и мысли из моей коллекции вошли в предыдущие главы, частично — остались неклассифицированными. Среди последних остались те, которые могут и должны быть использованы хорошим менеджером по маркетингу (скажу честно, и не только им).
Я долго думал, в какой форме мог бы поделиться своей коллекцией с вами. И решил, не усложняя задачи, представить их в виде мини-энциклопедии «мудрых мыслей». Возможно, столь сжатое изложение усложнит их восприятие, из-за чего вы можете легко «проскочить» некоторые из них.
И все же, если идея не «зацепит» ваше внимание, задержитесь на ней. Задумайтесь.
А лучше попробуйте применить ее завтра.
Или прямо сейчас.
Ценность важнее цены
Очень часто для клиента важнее ценность, а не цена.
Когда я работал на фоторынке, то мы нередко использовали этот фактор, всячески стараясь избежать прямой ценовой конкуренции с другими дилерами Копка.
Мы предлагали множество дополнительных услуг для наших клиентов (с некоторыми из них можно ознакомиться в «Приложениях с комментариями»).
Иногда, когда рациональное объяснение уже не срабатывало, то нам удавалось просто эмоционально убедить потенциального клиента, что ему следует купить новую мини-фотолабораторию, а не подержанную (б/у), или приобрести мини-фотолабораторию у нас (Котса), а не, скажем, какого-либо производителя, чья цена была меньше.
Это очень часто срабатывало.
Вот цитаты, которые мы использовали в таких случаях, чтобы подчеркнуть опасность низких цен:
♦ «горечь плохого качества ощущается даже тогда, когда сладость низкой цены давно забыта»;
♦ один из американских астронавтов как-то сказал: «Вот что действительно заставляет задуматься, так это то, что ты летишь в открытом космосе на корабле, постро-
ном из материалов, закупленных в тендерах по самым
низким ценам».
Помните, что очень многие клиенты покупают, действуя эмоционально. Найдите прави-льный аргумент для таких клиентов.
Тройной удар
Один из моих руководителей любил говорить, что когда вы теряете клиента, вы в убытке дважды:
♦ вы не заработали его деньги;
♦ ваши конкуренты получают деньги вашего клиента.
Я бы добавил, что помимо денег ваш конкурент получает еще одно преимущество. Если он правильно распознает причину и сумеет прореагировать на нее правильно, то у него появится козырь в конкурентной борьбе с вами.
Этот аргумент звучит сильно: «Их клиенты покупают у нас».