Демографические изменения, классификация по демографическим признакам и социальным классам
1. Демографические изменения могут оказывать существенное влияние на маркетинговую коммуникацию, поскольку нередко они приводят к изменениям в поведении потребителей.
2. Классификация населения по группам на основе таких демографических показателей, как численность, возраст, социально-экономические особенности и разделяемые культурные ценности, представляет значительный интерес для специалистов по маркетинговым коммуникациям, поскольку нередко эти группы становятся рыночными сегментами.
3. Понятие социального класса отражает положение, занимаемое человеком на социальной лестнице в соответствии с такими характеристиками, как профессия, образование и уровень доходов, или же в соответствии с субъективной оценкой. Если различия между социальными классами приводят к различию в покупательском поведении их представителей, специалисты по маркетинговым коммуникациям должны разрабатывать стратегии, подходящие каждой целевой группе.
Следующий пример, представляющий особенный интерес для менеджеров службы коммуникаций, касается различий в отношении к СМИ. Оказывается, что потребители из низшего класса в большей степени зависят от радио и телевидения, передающих новости и результаты спортивных соревнований и любят смотреть развлекательные телепередачи. В то же время зрительская аудитория телепередач, показываемых в позднее время, в основном состоит из представителей высшего класса. Эти зрители охотно смотрят программы, посвященные вопросам государственной и общественной жизни, предпочитают слушать радиопередачи на частотах FM, а не AM, читают ежедневные утренние газеты, а также журналы, предназначенные для представителей высших слоев общества.20
Группы влияния
Группой могут считаться два и более человек, осуществляющих взаимодействие с целью достижения личных или совместных целей. С точки зрения маркетологов существует два типа групп, оказывающих серьезное воздействие на поведение покупателей: семьи и так называемые референтные группы. Далее мы познакомимся с каждой из них подробнее.
Референтные группы и особенности их влияния
Референтной группой является любое лицо или группа лиц, служащие в качестве объекта сравнения для отдельного человека, занятого выработкой общих или специфических ценностей, отношении или поведения.21 Хотя все референтные группы, имеют, как правило, свои многочисленные специфические особенности, для решения практических задач деятели рынка обычно выделяют группы четырех основных типов, контрактные, желаемые, отвергаемые и нежелаемыеКонтрактной референтной группой называется группа людей, являющихся ее членами или имеющих с ней регулярные контакты, а также разделяющих ее предпочтения, ценности и стандарты (например семья, друзья, соседи, сотрудники). Семья и друзья выступают в качестве референтной группы, упоминаемой во многих маркетинговых коммуникационных обращениях.
Реклама, нацеленная на контрактную референтную группу — большую американскую семью (имеющую собаку)
Желаемой референтной группой называется такая группа, в которую стремится попасть человек, не являющийся в данный момент ее членом и не поддерживающей с ней личных контактов. Данный тип группы часто оказывает положительное влияние на предпочтения и поведение индивидуума Большинство студентов учится и посещает занятия потому, что стремится стать членами профессиональной референтной группы.Отвергаемой называется такая группа, в которой человек, являющийся ее членом и имеющий постоянные контакты с другими ее представителями, не разделяет характерных для нее ценностей, предпочтений и особенностей поведения. Например, кампания под девизом «не пей за рулем» стимулирует непьющих подростков меньше бывать в обществе их сверстников, употребляющих алкогольные напитки. Наконец нежелаемой для человека будет такая группа, в которой он не состоит лично, с которой не поддерживает прямых отношений и чьи ценности, предпочтения и характер поведения он не одобряет. В качестве примера такой группы можно привести студентов, избегающих контактов со своими однокурсниками, не сдавшими сессию
Хотя мы можем одновременно при надлежать сразу к нескольким группам, в каждой конкретной ситуации мы используем в качестве точки отсчета только одну из них. Так, для студента колледжа основной референтной группой будут его однокурсники. Референтные группы имеют разнообразное в таяние на индивидуума, а значит, и на его поведение в качестве покупателя.
Референтные группы влияют друг на друга посредством норм, ротей и соответствий. Каждая референтная группа имеет своинормы, то есть представления о приемлемых формах поведения Ролью называется предписанный способ поведения, основывающийся на позиции члена группы в конкретной ситуации.Соответствие подразумевает подчинение нормам и правилам группы. Например, многие колледжи и университеты требуют, чтобы их студенты обязательно имели ноутбук. Таким образом, его наличие становится нормой, персональная ответственность за его покупку при поступлении на первый курс — ролью, а подчинение правилам означает соответствие студента нормам и правилам учебного заведения.