Последовательность проведения маркетингового исследования
Чтобы определить конкретные характеристики внешней среды необходимо проведение маркетинговых исследований. Помимо коммерческих организаций маркетинговые исследования широко применяются за рубежом учебными заведениями, больницами, политическими деятелями.
Выделяют 5 этапов процесса маркетингового исследования:
1) выявление проблем и формулирование целей исследования;
2) разработка плана исследования;
3) сбор информации;
4) анализ собранной информации;
5) представление полученных результатов.
(Первый этап) 3.1. Выявление проблем и формулирование целей исследования
- Идентификация проблемы — первый и очень важный шаг данного этапа, поскольку без определения сущности проблемы невозможно найти выход из сложившейся ситуации. Как правило, проблема обнаруживается фирмой на основании проявления некоторых симптомов: не достигнуты запланированные цели, скажем, объемы продаж ниже намеченных к данному сроку, доля рынка сократилась в отличие от ожидаемого состояния, не достигнуто соглашение со значимым покупателем и т. д. Проявление симптомов может быть вызвано разными причинами, поэтому идентификация проблемы помогает определиться со сферой проведения исследования, выбрать объект и предмет исследования.
Успех или неудача любого исследования закладываются на двух первых этапах.Выделяют следующие подходы к выявлению проблем управления маркетингом:
1. Анализ результатов производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности фирмы.
2. Выявление проблем путем экспертного опроса руководителей и специалистов. Помимо работников организации могут быть опрошены и причастные к ее деятельности лица: поставщики, потребители, посредники и т.д.
3. Наблюдение за выполнением маркетинговых функций и непосредственное участие в их реализации специалистов-консультантов.
Цели маркетинговых исследований вытекают из выявленных проблем. Поставленные цели должны быть ясно и четко сформулированными, достаточно детальными и измеримыми.
Цели маркетинговых исследований могут носить разведочный, описательный и каузальный характер:
1) Разведочное (поисковое) исследование – маркетинговое исследование, проводимое с целью
сбора предварительной информации, необходимой для лучшего определения проблем и выдвигаемых предположений (гипотез), в рамках которых ожидается реализация маркетинговой деятельности, уточнения терминологии и установления приоритетов среди задач исследований.
Например, было выдвинуто предположение, что низкий уровень реализации обусловлен плохой рекламой, однако разведочное исследование показало, что главной причиной недостаточного сбыта является плохая работа товарораспределительной системы, которую и следует более детально изучить на последующих этапах процесса проведения маркетинговых исследований.
Поисковые исследования целесообразны для генерирования идеи нового продукта — это, например, ситуация, когда существующие способы удовлетворения потребности потребителя перестают быть эффективными либо с точки зрения самих потребителей (выражается в падении спроса), либо с точки зрения производителя (выражается в невыгодности производства).
Бывает, фирма не может четко сформулировать свои проблемы, а лишь отмечает, что текущее положение ее не устраивает. В этом случае также предпринимается поисковое исследование, основная задача которого — найти и обозначить проблемы.
2) Описательное исследование – маркетинговое исследование, направленное
на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков, например, демографической ситуации, отношения потребителей к продукции компании. При проведении данного вида исследований обычно ищутся ответы на вопросы, начинающиеся со слов: кто, что, где, когда и как.
Как правило, такая информация содержится во вторичных данных или собирается путем проведения наблюдений и опросов, постановки экспериментов. Например, исследуется, ктоявляется потребителем продукции фирмы. Чторассматривается как продукты, поставляемые фирмой на рынок. Гдерассматривается как места, где потребители приобретают эти продукты. Когдахарактеризует время, когда потребители наиболее активно покупают эти продукты. Какхарактеризует способ использования приобретенного продукта. Заметим, что данные исследования не дают ответа на вопросы, начинающиеся со слова «почему». (Почему возрос объем продаж после проведения рекламной кампании?) Ответы на подобные вопросы получают при проведении казуальных исследований.
3) Казуальное исследование - маркетинговое исследование, проводимое для проверки
гипотез относительно причинно-следственных связей. В его основе лежит стремление понять какое-нибудь явление на основе использования логики типа: «Если X, то затем Y».
Факторы, которые вызывают какие-то изменения, называются независимыми переменными, в то время как переменные, изменяющиеся под воздействием этих факторов, называются зависимыми переменными. Маркетолог всегда стремится определить, скажем, причины изменения отношений потребителей, изменения показателя рыночной доли и т.п. Другой пример: проверяется гипотеза, приведет ли 10%-ное снижение платы за обучение в частном колледже к увеличению числа учащихся, достаточному для компенсации потерь от снижения платы?
К сожалению, на основе логики «если— то тогда» изучить проблемы маркетинга (как и другие проблемы) очень сложно, а иногда и невозможно. Например, на поведение потребителей влияет множество факторов, заставляющих их действовать порой противоречивым образом. Но даже частичное прояснение проблемы может дать положительные результаты.
Казуальные исследования можно осуществлять на основе адаптированного под цели данного исследования метода логико-смыслового моделирования, путем использования ряда математических методов, например факторного анализа. Однако наиболее позитивные результаты получаются при постановке экспериментов.
На практике при проведении конкретного маркетингового исследования скорее всего используется не один, а все типы исследований, причем в любой последовательности. Так, на основе описательного исследования может быть принято решение о проведении разведочного исследования, результаты которого могут быть уточнены с помощью казуального исследования.
Пример цели: «Определить демографический профиль покупателей, используя такие параметры, как возраст, пол, образование и годовой семейный доход».
(Второй этап) 3.2. Разработка плана исследования
В плане определяются: по сути разделы плана
3.2.1.источники данных;
3.2.2. методы сбора необходимых данных;
3.2.3. инструменты для сбора данных;
3.2.4. разработка выборочного плана и определение объема выборки.