Территория городского района
Маркетинговая ситуация с городскими районами в промышленных городах фактически полностью повторяет ситуацию со средними и малыми городами. Жители района в основной массе работают на двух-трёх районообразующих предприятиях, успешность деятельности которых сильно зависит от экономической ситуации во всей отрасли и от квалификации дирекции.
Наличие рядом других городских районов играет двоякую роль. С одной стороны, для жителей достаточно просто ездить на работу в соседние районы. С другой стороны, сколь-нибудь привлекательные объекты и события концентрируются в центральной части города, оставляя на периферии исключительно производство и непрестижное жильё.
ТЕРРИТОРИЯ СЕЛЬСКОГО РАЙОНА
Специфика сельского района состоит в том, что относительно малочисленное население расселено на достаточно обширной территории. Проживает население во многих малых населённых пунктах, связь между которыми сложна, так как зависит от многих факторов: расстояние, качество дорог, время года, погода и т.п. Поэтому менталитет жителей сельского района сориентирован на развитие натурального хозяйства и системы взаимовыручки.
Практически в каждом сельском районе есть места, привлекающие жителей городов как в плане коттеджного строительства, так и в плане занятий сельским хозяйством. Однако освоение этих мест в большой степени зависит от развития инфраструктуры, то есть наличия дорог, газификации, электрофикации и т.п., а также от политики районных органов власти.
ТЕРРИТОРИИ МАЛЫХ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ
К малым населённым пунктам относятся деревни, хутора, посёлки при шахтах, железнодорожных станциях. Обычно число жителей не превосходит 1-2 тысяч человек. Специфика малого населённого пункта состоит в том, что жители кроме своей работы в общественном секторе производства уделяют огромные силы созданию и сохранению собственной системы жизнеобеспечения, то есть ремонту и строительству жилых домов и дорог, обеспечению водой, газом, электроэнергией, заготовке дров, сена, уборке и сохранению урожая со своих участков, уходу за скотом и т.д., чем городской житель практически не занимается.
Жизнь в малых населённых пунктах сильно зависит от природных условий. Дожди, наводнения, снежные заносы, лесные пожары и др. могут стать причиной невозможности выполнения необходимых функций (например, посещение школы, больницы), существенных имущественных утрат (например, потеря урожая, скота, жилого дома) и даже утраты жизни.
Эффект масштаба в малых населённых пунктах действует в сторону ухудшения, так как из-за незначительности объёмов работ все операции приходится выполнять либо неприспособленной, случайной техникой, либо вручную.
ПРОЧИЕ ТЕРРИТОРИИ
Кроме вышеприведённых территорий можно рассматривать и другие, обладающие своей существенно отличной спецификой. В частности, это могут быть территории микрорайонов, улиц, кварталов, дворов и даже отдельных подъездов и лестничных площадок. Могут быть и монофункциональные территории: промышленные, санитарные, защитные, жилые зоны, зоны занятий спортом, отдыха и развлечений, парки, пляжи и т.п.
Особый интерес представляет специфика зон ограниченного доступа: заповедники, заказники, национальные парки, закрытые административные территориальные образования (ЗАТО) и т.п.. Наконец, отдельное место занимают оффшоры – территории, обладающие особым экономическим и юридическим статусами.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое маркетинг ?
2. На каких основных понятиях и категориях базируется маркетинг ?
3. Какие цели преследует маркетинг ?
4. Какие рассматриваются виды / типы маркетинга ?
5. Что такое территория ?
6. Классификация территорий и их иерархия.
7. Принципы выделения самостоятельных территорий ?
8. Что такое внутренняя структура территории ?
9. Что окружает территорию ?
10. Что такое имидж территории ?
11. Что такое конкурентоспособность территории ?
12. Как понимать «конкурентный ромб» М. Портера ?
13. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность территорий ?
14. Что такое территориальный маркетинг, маркетинг территории, маркетинг
на территории ?
15. Каковы могут быть аргументы в пользу территории ?
16. Какие цели преследует территориальный маркетинг ?
17. В чём состоят задачи повышения имиджа территории ?
18. В чём состоят задачи повышения конкурентоспособности территории ?
19. В чём состоят задачи совершенствования внутреннего спроса территорий ?
20. В чём состоят задачи совершенствования развития производства на
территории ?
21. В чём состоят задачи совершенствования управления территорией ?
22. Каков состав комплекса территориального маркетинга ?
23. Перечислите субъекты территориального маркетинга. Какие они играют роли
в развитии территории ?
24. Каковы целевые сегменты рынка в территориальном маркетинге ?
25. В чём состоит стратегия улучшения имиджа территории ?
26. В чём состоит стратегия повышения привлекательности территории ?
27. В чём состоит стратегия развития персонала и роста населения на
территории ?
28. В чём состоит стратегия развития инфраструктуры территорий ?
29. Какие возможны формы организации служб территориального маркетинга ?
30. Что препятствует развитию территориального маркетинга ?
31. Какова роль законодательства как инструмента территориального маркетинга ?
32. Какова роль политики как инструмента территориального маркетинга ?
33. Что такое программы развития территории ?
34. Что такое программы территориального заказа ?
35. Какова роль конкурсов в реализации территориального заказа ?
36. Что такое программа поддержки малого и среднего предпринимательства ?
37. Что такое программ развития туризма на территории ?
38. Что такое общественное мнение ?
39. Что такое связи с общественностью и их роль в развитии территории ?
40. Что такое имидж и его роль в развитии территории ?
41. Что такое реклама и её роль в развитии территории ?
42. Каковы причины различия территорий и источники этих причин ?
43. Каковы особенности маркетинга территорий международных организаций ?
44. Каковы особенности маркетинга территории страны ?
45. Каковы особенности маркетинга территории федерального округа ?
46. Каковы особенности маркетинга территории субъекта федерации ?
47. Каковы особенности маркетинга территории столичного города ?
48. Каковы особенности маркетинга территории города-центра субъекта
федерации ?
49. Каковы особенности маркетинга территории нецентрального города ?
50. Каковы особенности маркетинга территории городского района ?
51. Каковы особенности маркетинга территории сельского района ?
52. Каковы особенности маркетинга территорий малых населённых пунктов ?
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
- Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм.
М.: ЮНИТИ, 1998. С. 764.
- Муниципальное управление и поддержка предпринимательства / Под ред.
В. П. Белянского, А. Г. Воронина, Б. Т. Пономаренко. М.: Логос. 2001.
С. 392.
- Общий и специальный менеджмент / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко и А. П.
Панкрухина. М.: Изд. РАГС, 2000. С. 568.
4. Ореховский П. А. Муниципальный менеджмент. М.: Московский обществен-
ный научный фонд. 1999. С. 120.
5. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. – М.: РАГС, 2002. – 328 с.
6. Панкрухин А. П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за
рубежом.
Ч. 1 - 1999, № 5, С. 99 – 122.
Ч. 2 - 1999, № 6, С. 101 – 121.
7. Панкрухин А. П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за
рубежом. 1997, ноябрь-декабрь, С. 83 – 96.
- Старцев Ю. Н. Территориальный маркетинг. – Челябинск: Изд-во Татьяны
Лурье, 2004. – 84 с.
- Тамбиев А. Х., Кетова Н. П. Региональный маркетинг. – М.: Экономика,
2000. – С. 320.
10. Арженовский И. В. Маркетинг регионов. Энциклопедия маркетинга.
www.marketing.spb.ru
Дополнительная
- Глазычев В. Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды.
М.: Наука, 1984. – С. 182.
- Елисеев Е. А. Миллионный город: прорыв в XXI век. Челябинск. 1999.
С. 352.
- Елисеев Е. А. Теория и практика управления развитием миллионного города:
конкурентные преимущества // Проблемы теории и практики управления:
Сб. научн. трудов. Челябинск. Челяб. госуниверситет. 2002. С. 9-11.
14. Зализовский Е. В. Глобализация – реальная действительность современного
мира // Проблемы теории и практики управления: Сб. научн. трудов.
Челябинск. Челяб. госуниверситет. 2002. С. 4-9.
15. Инвестиционные рейтинги российских регионов 1999-2000 годы // Эксперт.
2001. № 41. С. 68-94.
16. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения.
1993. С. 896.
17. Рейтинги инвестиционной привлекательности регионов // Эксперт-Урал. 2001.
№ 23. С. 40-49.
- Старцев Ю. Н. Имидж города как инструмент в борьбе за инвестиции //
Проблемы теории и практики управления: Сб. научн. трудов. Челябинск.
Челяб. госуниверситет. 2002. С. 11-15.
19. Старцев Ю. Н. Наше будущее – «Гонконг-2» // Челябинск. 1999. № 2.
С. 12-13.
20. . Третьякова Ю. В. Построение инвестиционного рейтинга Челябинской
области: Дипломная работа. Челябинск. Челяб. госуниверситет. 2002.
Примечание : Кроме вышеперечисленной литературы информация по территориаль-
ному маркетингу имеется практически во всех учебниках по общему
и специальному менеджменту, хотя не всегда бывает выделена в от-
дельный раздел. Также необходимая информация имеется в статьях,
регулярно публикуемых в журналах: «Эксперт», «Эксперт-Урал»,
«Международная экономика и международные отношения», «Городское
управление», «Социологические исследования» и др.