Территория городского района

Маркетинговая ситуация с городскими районами в промышленных городах фактически полностью повторяет ситуацию со средними и малыми городами. Жители района в основной массе работают на двух-трёх районообразующих предприятиях, успешность деятельности которых сильно зависит от экономической ситуации во всей отрасли и от квалификации дирекции.

Наличие рядом других городских районов играет двоякую роль. С одной стороны, для жителей достаточно просто ездить на работу в соседние районы. С другой стороны, сколь-нибудь привлекательные объекты и события концентрируются в центральной части города, оставляя на периферии исключительно производство и непрестижное жильё.

ТЕРРИТОРИЯ СЕЛЬСКОГО РАЙОНА

Специфика сельского района состоит в том, что относительно малочисленное население расселено на достаточно обширной территории. Проживает население во многих малых населённых пунктах, связь между которыми сложна, так как зависит от многих факторов: расстояние, качество дорог, время года, погода и т.п. Поэтому менталитет жителей сельского района сориентирован на развитие натурального хозяйства и системы взаимовыручки.

Практически в каждом сельском районе есть места, привлекающие жителей городов как в плане коттеджного строительства, так и в плане занятий сельским хозяйством. Однако освоение этих мест в большой степени зависит от развития инфраструктуры, то есть наличия дорог, газификации, электрофикации и т.п., а также от политики районных органов власти.

ТЕРРИТОРИИ МАЛЫХ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ

К малым населённым пунктам относятся деревни, хутора, посёлки при шахтах, железнодорожных станциях. Обычно число жителей не превосходит 1-2 тысяч человек. Специфика малого населённого пункта состоит в том, что жители кроме своей работы в общественном секторе производства уделяют огромные силы созданию и сохранению собственной системы жизнеобеспечения, то есть ремонту и строительству жилых домов и дорог, обеспечению водой, газом, электроэнергией, заготовке дров, сена, уборке и сохранению урожая со своих участков, уходу за скотом и т.д., чем городской житель практически не занимается.

Жизнь в малых населённых пунктах сильно зависит от природных условий. Дожди, наводнения, снежные заносы, лесные пожары и др. могут стать причиной невозможности выполнения необходимых функций (например, посещение школы, больницы), существенных имущественных утрат (например, потеря урожая, скота, жилого дома) и даже утраты жизни.

Эффект масштаба в малых населённых пунктах действует в сторону ухудшения, так как из-за незначительности объёмов работ все операции приходится выполнять либо неприспособленной, случайной техникой, либо вручную.

ПРОЧИЕ ТЕРРИТОРИИ

Кроме вышеприведённых территорий можно рассматривать и другие, обладающие своей существенно отличной спецификой. В частности, это могут быть территории микрорайонов, улиц, кварталов, дворов и даже отдельных подъездов и лестничных площадок. Могут быть и монофункциональные территории: промышленные, санитарные, защитные, жилые зоны, зоны занятий спортом, отдыха и развлечений, парки, пляжи и т.п.

Особый интерес представляет специфика зон ограниченного доступа: заповедники, заказники, национальные парки, закрытые административные территориальные образования (ЗАТО) и т.п.. Наконец, отдельное место занимают оффшоры – территории, обладающие особым экономическим и юридическим статусами.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое маркетинг ?

2. На каких основных понятиях и категориях базируется маркетинг ?

3. Какие цели преследует маркетинг ?

4. Какие рассматриваются виды / типы маркетинга ?

5. Что такое территория ?

6. Классификация территорий и их иерархия.

7. Принципы выделения самостоятельных территорий ?

8. Что такое внутренняя структура территории ?

9. Что окружает территорию ?

10. Что такое имидж территории ?

11. Что такое конкурентоспособность территории ?

12. Как понимать «конкурентный ромб» М. Портера ?

13. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность территорий ?

14. Что такое территориальный маркетинг, маркетинг территории, маркетинг

на территории ?

15. Каковы могут быть аргументы в пользу территории ?

16. Какие цели преследует территориальный маркетинг ?

17. В чём состоят задачи повышения имиджа территории ?

18. В чём состоят задачи повышения конкурентоспособности территории ?

19. В чём состоят задачи совершенствования внутреннего спроса территорий ?

20. В чём состоят задачи совершенствования развития производства на

территории ?

21. В чём состоят задачи совершенствования управления территорией ?

22. Каков состав комплекса территориального маркетинга ?

23. Перечислите субъекты территориального маркетинга. Какие они играют роли

в развитии территории ?

24. Каковы целевые сегменты рынка в территориальном маркетинге ?

25. В чём состоит стратегия улучшения имиджа территории ?

26. В чём состоит стратегия повышения привлекательности территории ?

27. В чём состоит стратегия развития персонала и роста населения на

территории ?

28. В чём состоит стратегия развития инфраструктуры территорий ?

29. Какие возможны формы организации служб территориального маркетинга ?

30. Что препятствует развитию территориального маркетинга ?

31. Какова роль законодательства как инструмента территориального маркетинга ?

32. Какова роль политики как инструмента территориального маркетинга ?

33. Что такое программы развития территории ?

34. Что такое программы территориального заказа ?

35. Какова роль конкурсов в реализации территориального заказа ?

36. Что такое программа поддержки малого и среднего предпринимательства ?

37. Что такое программ развития туризма на территории ?

38. Что такое общественное мнение ?

39. Что такое связи с общественностью и их роль в развитии территории ?

40. Что такое имидж и его роль в развитии территории ?

41. Что такое реклама и её роль в развитии территории ?

42. Каковы причины различия территорий и источники этих причин ?

43. Каковы особенности маркетинга территорий международных организаций ?

44. Каковы особенности маркетинга территории страны ?

45. Каковы особенности маркетинга территории федерального округа ?

46. Каковы особенности маркетинга территории субъекта федерации ?

47. Каковы особенности маркетинга территории столичного города ?

48. Каковы особенности маркетинга территории города-центра субъекта

федерации ?

49. Каковы особенности маркетинга территории нецентрального города ?

50. Каковы особенности маркетинга территории городского района ?

51. Каковы особенности маркетинга территории сельского района ?

52. Каковы особенности маркетинга территорий малых населённых пунктов ?

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

  1. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм.

М.: ЮНИТИ, 1998. С. 764.

  1. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства / Под ред.

В. П. Белянского, А. Г. Воронина, Б. Т. Пономаренко. М.: Логос. 2001.

С. 392.

  1. Общий и специальный менеджмент / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко и А. П.

Панкрухина. М.: Изд. РАГС, 2000. С. 568.

4. Ореховский П. А. Муниципальный менеджмент. М.: Московский обществен-

ный научный фонд. 1999. С. 120.

5. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. – М.: РАГС, 2002. – 328 с.

6. Панкрухин А. П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за

рубежом.

Ч. 1 - 1999, № 5, С. 99 – 122.

Ч. 2 - 1999, № 6, С. 101 – 121.

7. Панкрухин А. П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за

рубежом. 1997, ноябрь-декабрь, С. 83 – 96.

  1. Старцев Ю. Н. Территориальный маркетинг. – Челябинск: Изд-во Татьяны

Лурье, 2004. – 84 с.

  1. Тамбиев А. Х., Кетова Н. П. Региональный маркетинг. – М.: Экономика,

2000. – С. 320.

10. Арженовский И. В. Маркетинг регионов. Энциклопедия маркетинга.

www.marketing.spb.ru

Дополнительная

  1. Глазычев В. Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды.

М.: Наука, 1984. – С. 182.

  1. Елисеев Е. А. Миллионный город: прорыв в XXI век. Челябинск. 1999.

С. 352.

  1. Елисеев Е. А. Теория и практика управления развитием миллионного города:

конкурентные преимущества // Проблемы теории и практики управления:

Сб. научн. трудов. Челябинск. Челяб. госуниверситет. 2002. С. 9-11.

14. Зализовский Е. В. Глобализация – реальная действительность современного

мира // Проблемы теории и практики управления: Сб. научн. трудов.

Челябинск. Челяб. госуниверситет. 2002. С. 4-9.

15. Инвестиционные рейтинги российских регионов 1999-2000 годы // Эксперт.

2001. № 41. С. 68-94.

16. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения.

1993. С. 896.

17. Рейтинги инвестиционной привлекательности регионов // Эксперт-Урал. 2001.

№ 23. С. 40-49.

  1. Старцев Ю. Н. Имидж города как инструмент в борьбе за инвестиции //

Проблемы теории и практики управления: Сб. научн. трудов. Челябинск.

Челяб. госуниверситет. 2002. С. 11-15.

19. Старцев Ю. Н. Наше будущее – «Гонконг-2» // Челябинск. 1999. № 2.

С. 12-13.

20. . Третьякова Ю. В. Построение инвестиционного рейтинга Челябинской

области: Дипломная работа. Челябинск. Челяб. госуниверситет. 2002.

Примечание : Кроме вышеперечисленной литературы информация по территориаль-

ному маркетингу имеется практически во всех учебниках по общему

и специальному менеджменту, хотя не всегда бывает выделена в от-

дельный раздел. Также необходимая информация имеется в статьях,

регулярно публикуемых в журналах: «Эксперт», «Эксперт-Урал»,

«Международная экономика и международные отношения», «Городское

управление», «Социологические исследования» и др.

Наши рекомендации