Методы маркетинговых исследований
Для получения информации в маркетинге используются следующие методы: опрос, наблюдение, эксперимент. Выбор конкретного метода зависит от цели, исследуемого признака и носителя этого признака (человек, предмет).
Таблица 1 - Методы сбора информации
Метод | Определение | Формы | Экономический пример | Преимущества и проблемы |
Первичные исследования | Сбор данных при их возникновении | |||
Наблюдение | Планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения | Полевое и лабораторное, личное, с участием и без участия наблюдающего | Наблюдение за поведением потребителей в магазине перед витринами | Часто объективней и точнее, чем опрос. Многие факты не поддаются наблюдению. Высокие расходы |
Интервью | Опрос участников рынка и экспертов | Письменное, устное, телефонное, свободное, стандартизированное | Сбор данных о привычках потребителей, исследования имиджа марок, фирм и мотивации | Исследование невоспринимаемых обстоятельств (мотивов, например). Надежность интервью, влияние интервьюера, репрезентативность выборки |
Панель | Повторяющийся сбор данных в одной группе через равные промежутки времени | Торговая, потребительская | Постоянное отслеживание торговых запасов в группе магазинов | Выявление развития во времени. Смертность панели, эффективность панели |
Эксперимент | Исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов | Полевые, лабораторные | Тест рынка, исследование продукта и рекламы | Возможность раздельного наблюдения за влиянием переменных Контроль ситуации, реалистичность условий. Большие затраты времени и денег. |
Вторичные исследова-ния | Обработка уже имеющихся данных | Анализ доли рынка с помощью данных учета и внешней статистики | Низкие затраты, быстрота. Неполные и устаревшие данные, несоответствие методик получения данных |
Наблюдение – сбор первичных данных, когда исследователь наблюдает за людьми и обстановкой, не вмешиваясь в события.
Например, производители продуктов питания посылают своих исследователей в супермаркеты , где они узнают все о ценах конкурирующих товаров или о том сколько места они занимают на полках и как демонстрируются розничными торговцами.
Музеи оценивают популярность различных экспонатов по степени износа пола вокруг них.
Наблюдение можно использовать для получения информации, которую люди не хотят или не в состоянии предоставить. Вместе с тем существуют вещи, которые невозможно определить путем наблюдения: чувства, мотивы или поведение. Плохо поддаются наблюдению события, происходящие в течение длительного времени или происходящие редко. Поэтому исследователи часто пользуются наблюдением в сочетании с другими методами сбора информации.
Эксперимент предусматривает плановое воздействие на события. Это активный метод. В ходе эксперимента выделяют сопоставимые группы людей и контролируют переменные составляющие и реакции групп в различных ситуациях. Цель эксперимента – выявить причинно-следственные связи.
Чтобы узнать влияние цены на сбыт, нужно провести простой эксперимент. Нужно представить товар в одном городе по одной цене, а в другом по другой. При выборе схожих городов и маркетинговых мероприятий различия в объеме продаж можно связать с фактором цены. Более сложные эксперименты могут включать другие переменные и другие места.
Опрос- сбор первичных данных, направленных на выяснение знаний, взглядов, предпочтений потребителей и особенностей покупательского поведения. Опрос лучше всего подходит для сбора описательной информации. Опросы могут проводиться в устной или письменной форме.
Способы связи с аудиторией. Информацию можно собирать по почте, телефону, посредством личного интервью и с помощью Internet.
Критерии оценки для выбора той или иной формы опроса приведены в табл. 2.
Таблица 2 - Критерии оценки различных форм опроса
Критерий | Форма опроса | ||
письменная | личное интервью | телефонная | |
Доля ответивших | - | + | |
Затраты | + | - | + |
Влияние интервьюера | + | - | |
Объем опроса | - | + | - |
Соблюдение порядка вопросов | - | + | + |
Влияние посторонних | - | + | |
Быстрота получения результатов | - | - | + |
Неправильное истолкование вопросов | - | + | + |
Комплексность информации | - | + | |
Гарантии анонимности | - | + | - |
Учет несловесной реакции | - | + | - |
Примечание. Знак «+» означает, что данная форма опроса имеет преимущества с точки зрения этого критерия, — недостатки, пробел - отсутствие как особых преимуществ, так и недостатков. Например, письменный опрос требует относительно невысоких затрат, однако не исключает влияния посторонних лиц на формулирование ответов.
Анкета – самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. Анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы.
В ходе разработки анкеты исследователь отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность.
Выделяют 2 типа вопросов: закрытые и открытые.
Закрытый вопрос содержит все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них.
Открытый вопрос дает опрашиваемому возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы часто дают больше информации, но ответы на закрытые вопросы легче интерпретировать, сводить в таблицы, подвергать статистическому анализу.
До начала широкого использования анкеты вопросы следует предварительно опробовать. Большое значение имеет последовательность вопросов. Первый из них должен пробудить у опрашиваемых интерес. Трудные или личные вопросы лучше задавать в конце интервью. Вопросы следует задавать в логической последовательности.
Помимо анкет используют также и технические средства. Для замеров интенсивности интереса и чувств опрашиваемого при изучении конкретного рекламного объявления используют энцефалографы, гальванометры и др. приборы.
Измерение спроса.
Измерение и прогнозирование спроса носит многоуровневый характер. Спрос можно измерить на шести различных уровнях товара:
· Единица ассортимента товара,
· Категория товара ,
· Ассортимент товаров,
· Объем продаж компании,
· Объем продаж в отрасли,
· Общий объем продаж.
На пяти пространственных уровнях:
· Потребитель
· Область
· Страна
· Регион
· Весь мир
На трех временных уровнях:
1. Краткосрочный
2. Среднесрочный
3. Долгосрочный
Обычно текущий рыночный спрос оценивают в трех различных аспектах.
С точки зрения совокупного рыночного спроса, регионального рыночного спроса, фактического сбыта и доли рынка.
Совокупный рыночный спрос – это общее количество товаров, которое может быть приобретено определенной группой потребителей за определенный период времени.
Совокупный рыночный спрос – это не фиксированное число, а функция заданных условий, таких как уровень маркетинговых усилий, состояние окружающей среды и т.д.
Обычно для оценки совокупного рыночного спроса используется выражение:
Q = n x q x p ,
где Q – совокупный рыночный спрос,
n –число покупателей на рынке,
q – количество покупок, произведенных средним покупателем за год,
p – средняя цена единицы товара.