Должностная инструкция начальника отдела маркетинга
1. Общие положения
1.1. Начальник отдела руководит деятельностью Отдела:
- по организации и проведению маркетинговых исследований, изучению потребительского спроса и планированию ассортимента выпускаемой предприятием продукции;
- по участию в разработке новых товаров;
- по организации работ по продвижению, включая рекламу и стимулирование сбыта;
- по разработке рекомендательных программ-стратегий выхода предприятия на новые рынки сбыта;
- по осуществлению маркетингового контроля на предприятии.
1.2. Начальник отдела подчинен Генеральному директору.
1.3. В своей работе начальник Отдела руководствуется официальными документами РФ, приказами по предприятию, Положением об отделе маркетинга и настоящей инструкцией.
2. Обязанности
2.1. Организация сбора, систематизации, анализа и обобщения данных о продукции и профиле предприятия.
2.2. Организация информационно-статистического банка данных по маркетингу, включая данные по номенклатуре выпускаемых изделий, сбыту, поставкам сырья и комплектующих, финансовой ситуации на предприятии.
2.3. Руководство исследованиями потребительских свойств производимой продукции и сбором информации об удовлетворенности ими покупателей. Анализ соответствия выпускаемой предприятием продукции потребностям потребителей в планируемом периоде (1 год, 5 лет).
2.4. Организация изучения спроса на выпускаемую технику на основе сбора заявок о потребности в разрабатываемой и производимой продукции, данных статистической отчетности, обследований, опроса, личных интервью, анкетирования.
2.5. Анализ конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств, цены, издержек производства с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями, в том числе зарубежными.
2.6. Руководство работой по выделению на основе изучения конъюнктуры рынка перспективных сегментов рынка для выпускаемой и разрабатываемой продукции.
2.7. Подготовка предложений и рекомендаций руководству предприятия и функциональным службам по созданию принципиально новой продукции, изменению характеристик, конструкций и технологий производства выпускаемой продукции с целью улучшения ее потребительских свойств на основе мнения пользователей и передовых достижений в отрасли.
2.8. Подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и количеству исходя из результатов изучения конъюнктуры рынка и спроса на конкретные виды продукции.
2.9. Участие совместно с экономическими, конструкторскими и технологическими службами в определении себестоимости новых изделий и разработке мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции.
2.10. Подготовка предложений по привлечению сторонних специализированных организаций для решения проблем маркетинга, изучения спроса на продукцию, рекламы.
2.11. Разработка предложений по формированию фирменного стиля, созданию имиджа предприятия.
2.12. Организация работы по проведению рекламных мероприятий.
2.13. Организация участия предприятия в республиканских и международных выставках, ярмарках, выставках-продажах.
2.14. Организация работ по стимулированию сбыта продукции путем повышения качества и технологического уровня продукции, снижения цен, улучшения технического обслуживания, послепродажного сервиса.
2.15. Разработка предложений по формированию стратегий выхода предприятия на новые рынки сбыта для каждого конкретного товара.
2.16. Организация и проведение маркетингового контроля на предприятии.
2.17. Решение кадровых вопросов. Подбор лиц, имеющих необходимое специальное образование и склонность к научно-исследовательской работе. Решение вопросов премирования и наказания работников Отдела. Забота об улучшении условий труда работников.
2.18. Ознакомление работников Отдела с необходимыми официальными и инструктивными материалами.
2.19. Разработка и составление планов деятельности Отдела.
2.20. Контроль за учетом входящих и исходящих документов.
2.21. Выезд в командировки для решения служебных вопросов.
2.22. Систематическое повышение своей квалификации и забота о повышении квалификации работников Отдела.
2.23. Организация регулярных занятий по основам маркетинга для сотрудников предприятия.
3. Права
3.1. Действовать в пределах своей компетенции от имени предприятия, представлять предприятие в других учреждениях и организациях.
3.2. Координировать и направлять деятельность сотрудников подразделений предприятия по маркетингу, изучению спроса потребителей
и конъюнктуры рынка, организации рекламы и стимулированию сбыта продукции.
3.3. Приостанавливать решения руководителей других подразделений, которые могут привести к ухудшению позиций предприятия на рынке сбыта, повредить его имиджу.
3.4. Участвовать в совещаниях у руководства по вопросам маркетинга продукции предприятия.
3.5. Требовать от руководителей всех служб, отделов, цехов предприятия предоставления необходимых материалов для формирования планов по маркетингу.
3.6. Вносить предложения по укреплению кадрами подчиненных подразделений.
3.7. Вносить предложения по поощрению работников подчиненных подразделений за достижение высоких показателей в их работе и по привлечению виновных к ответственности за нарушения в производственно-хозяйственной деятельности.
4. Ответственность
Начальник отдела несет ответственность:
- за организацию и качество маркетинговых исследований и обеспечение учета их результатов на всех этапах жизненного цикла продукции;
- достоверность и обоснованность информации для прогнозов потребительского спроса и конъюнктуры рынка по продукции, выпускаемой предприятием;
- разработку и соблюдение фирменного стиля предприятия;
- эффективность рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта продукции;
- координацию и согласование действий всех функциональных отделов по выработке единой маркетинговой политики на предприятии;
- состояние производственной, технологической и трудовой дисциплины в подчиненном отделе, выполнение приказов, распоряжений и других директивных документов по вопросам, относящимся к компетенции начальника отдела маркетинга;
- соблюдение в подчиненных подразделениях правил охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты и производственной санитарии;
- выполнение задач и обязанностей, возложенных на него настоящей инструкцией, и полное использование предоставленных прав.
Должностная инструкция
специалиста по изучению спроса и планированию ассортимента
1. Общие положения
1.1. Специалист по изучению спроса и планирования ассортимента (далее по тексту «Специалист по ИСиПА») подчиняется непосредственно начальнику Отдела.
1.2. Специалист по ИСиПА руководит деятельностью бюро (группы) изучения спроса и планирования ассортимента:
- по изучению и анализу рынков сбыта, требований потребителя
к продукции, выпускаемой предприятием;
- разработке прогнозов по динамике платежеспособного спроса на выпускаемую и планируемую к выпуску продукцию;
- выработке рекомендаций по постановке на производство новых изделий и снятию с производства неперспективных моделей.
1.3. В своей работе специалист по ИСиПАМ руководствуется Положением об Отделе и настоящей инструкцией.
2. Обязанности
2.1. Разработка планов исследований по определению конъюнктуры рынка, потребностей, платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию.
2.2. Выбор сегментов рынка для обследования, определение необходимой информационной базы, методов исследований.
2.3. Проведение исследований по избранным методикам.
2.4. Анализ (совместно со специалистами) конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств, цены, издержек производства, других экономических показателей, дизайна
с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями.
2.5. Разработка на основе изучения конъюнктуры и емкости рынка прогноза по платежеспособному спросу на новую продукцию и предложений по ее разработке и производству.
2.6. Исследование структуры, состава и организации работы сбытовой сети, обслуживающей рынки сбыта предприятия.
2.7. Анализ организации технического (гарантийного) обслуживания и его влияния на сбыт продукции, разработка рекомендаций по повышению качества обслуживания.
2.8. Анализ соответствия выпускаемой предприятием продукции запросам рынков сбыта в планируемом периоде (1 год, 5 лет).
2.9. Изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению выпускаемой продукции, анализ рекламаций и их влияния на сбыт продукции. Разработка предложений по повышению технического уровня и качества продукции.
2.10. Подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и качеству исходя из результатов изучения конъюнктуры рынка и спроса на конкретные виды продукции.
2.11. Разработка предложений по изменению характеристик, конструкции и технологии производства выпускаемой и новой продукции с целью улучшения ее потребительских свойств с учетом мнения пользователей и передовых достижений.
2.12. Участие совместно с экономическими, конструкторскими и технологическими отделами в определении себестоимости новых изделий
и разработке мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции.
2.13. Участие в анализе эффективности рекламы и стимулирования сбыта, их влияния на сбыт продукции и разработка рекомендаций по совершенствованию рекламы и стимулированию сбыта.
2.14. Разработка на основе изучения спроса рекомендаций по заключению договоров на выпускаемую продукцию с учетом требований потребителя.
2.15. Разработка планов деятельности бюро (группы). Утверждение их у руководства Отдела.
2.16. Выезд в командировки для решения служебных вопросов.
2.17. Систематическое повышение своей квалификации и забота о повышении квалификации подчиненных.
3. Права
3.1. Действовать в пределах своей компетенции от имени предприятия, представлять предприятие в других учреждениях и организациях.
3.2. Получать в установленном порядке от руководителей подразделений материалы и информацию, необходимые для изучения конкурентоспособности выпускаемой продукции и спроса на нее.
3.3. Участвовать в совещаниях по вопросам изучения рынков сбыта и спроса, постановке на производство новых изделий, организации сбыта, продвижения и фирменного обслуживания.
3.4. Участвовать в работе выставок, ярмарок и в других мероприятиях по стимулированию сбыта.
3.5. Подготавливать и подавать предложения по привлечению в установленном порядке сторонних организаций для проведения исследований рынков сбыта и спроса.
4. Ответственность
Специалист по ИСиПА несет ответственность:
- за организацию и качество исследований сбыта и платежеспособного спроса, обеспечение учета их результатов на всех этапах жизненного цикла продукции;
- достоверность и обоснованность получаемой информации;
- выбор наиболее эффективных и экономичных методов исследований рынков сбыта и спроса;
- соблюдение в подчиненном подразделении правил охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты и производственной санитарии;
- выполнение задач и обязанностей, возложенных на него настоящей инструкцией, и полное использование предоставленных прав.