Территориальный маркетинг как сфера отношений

1.5.1. Если в определении маркетинга, данном в разделе 1.1, в качестве субъекта, нужды и потребности которого удовлетворяются путём обмена, фигурируют какие-либо территории, то говорят о территориальном маркетинге.

Территориальный маркетинг – это вид деятельности, направленный на

удовлетворение нужд и потребностей конкретной территории путём

обмена как внутри территории между составляющими её субъектами,

так и территории целиком как единого субъекта с окружающей

средой и отдельных субъектов на территории с окружающей

средой.

В связи с этим можно выделить три основные вида субъектно-объектных отношений, которые в дальнейшем будут рассматриваться:

  1. Субъект – территория как единое целое. Объект – все структурные элементы территории. Отношения: территория заинтересована и способствует развитию своих структурных элементов на взаимовыгодной / компенсационной основе.
  2. Субъект – территория как единое целое. Объект – вся окружающая среда. Отношения: территория заинтересована и способствует развитию окружающей среды на взаимовыгодной / компенсационной основе.
  3. Субъект – структурные элементы территории. Объект – вся окружающая среда. Отношения: структурные элементы заинтересованы и способствуют развитию окружающей среды на взаимовыгодной / компенсационной основе.

Можно дать короткое определение:

Территориальный маркетинг – это единый маркетинг, проводимый

территорией в интересах её как единого целого и структурных

элементов её составляющих.

Территориальный маркетинг не ставит своей задачей конкретные акты купли-продажи. Его главная цель – это усиление эффекта от реализации ресурсов территории как своих, так и привлечённых.

1.5.2. По направленности действия можно различать:

Маркетинг на территории – вид деятельности, проводимый территорией

как внутри себя, так и за своими пределами, направленный на

удовлетворение нужд и потребностей данной территории как единого

целого путём обмена со своими структурными элементами.

Пример: Строительство дорог, мостов, плотин, очистных сооружений и пр., существенно повышающих качество жизни на данной территории за счёт бюджета самой территории и за счёт инвестиций лиц, которые этим непосредственно будут пользоваться.

Маркетинг территории – вид деятельности, проводимый территорией как

внутри себя, так и за своими пределами, направленный на

удовлетворение нужд и потребностей данной территории и её

структурных элементов путём обмена с окружающей средой.

Пример: Реконструкция градообразующего предприятия за счёт его собственных средств, за счёт внешних инвестиций и за счёт налоговых льгот, предоставляемых городом. В итоге повышаются объёмы производства и продаж предприятия, фонд оплаты труда работников предприятия и налоговые поступления в бюджет города.

1.5.3. Как следует из данных выше определений, маркетинг как вид деятельности направлен на интенсификацию процессов обмена. При этом подразумевается, что субъект маркетинга является открытой системой, способной свободно обмениваться с окружающей средой любыми субстанциями (товарами, сырьём, энергией, информацией, людьми, денежными средствами и т.д.). На практике субъект маркетинга подвержен множеству ограничений юридического (запретительные законы, действующие на иных территориях), экономического (невыгодные курсы обмена валют, неблагоприятные цены, высокая стоимость трансакций), технического (несовпадение стандартов, язык общения), социального (традиции, религия) плана, то есть является полуоткрытой системой. Это обстоятельство учитывается в дальнейшем изложении.

1.5.4. Выше было дано определение общего и территориального маркетинга. Очевидно, что в зависимости от вида субъекта, нужды и потребности которого удовлетворяются, можно различать:

· коммерческий маркетинг - то есть удовлетворение нужд и потребностей коммерческих организаций и получение экономического эффекта;

· маркетинг некоммерческой сферы - то есть удовлетворение нужд и потребностей некоммерческой сферы как единого целого и получение социального эффекта;

· территориальный маркетинг - то есть удовлетворение нужд и потребностей территории и получение экономического, социального и экологического эффекта;

· маркетинг некоммерческих субъектов - то есть удовлетворение нужд и потребностей отдельных некоммерческих субъектов и получение социального эффекта.

Различают и более узкие направления:

· политический маркетинг;

· информационный маркетинг;

· персональный маркетинг;

то есть удовлетворение нужд и потребностей соответственно общественных и политических движений, социальных групп и отдельных личностей и получение социального и косвенного экономического эффектов.

Пример: Либерально-демократическая партия России и её лидер В. В. Жириновский публично демонстрируют деятельность, являющуюся плодом продуманного политического, информационного и персонального маркетинга.

Наши рекомендации