Законодательство и политика
3.1.1.Одним из важнейших инструментов территориального маркетинга является законодательство, то есть набор законодательных и подзаконных актов, действующих на данной территории и регламентирующих обменные процессы как внутри территории, так и территории с окружающей средой.
Пример: Законы о банках и банковской деятельности, о промышленной политике, о торговле, о гражданстве, о налогообложении, о монополиях, об условиях пересечения государственных границ, об ответственности за различные правонарушения, об авторских и других смежных правах и т.п. Постановления Правительства РФ о железнодорожных тарифах, о порядке лицензирования отдельных видов деятельности, о порядке распределения квот на добычу морепродуктов и т.п. Постановления Банка России о порядке лицензирования коммерческих банков, о порядке учёта валютных поступлений, о порядке хранения в коммерческих банках драгоценных металлов и драгоценных камней и т.п. Постановления Министерства финансов РФ об учётной политике на предприятиях и т.п. Разъяснения Верховного суда и Верховного Арбитражного суда о буквальном понимании некоторых положений в уже действующих законах и т.п.
Законодательство является наиболее действенным инструментом территориального маркетинга, так как его исполнение и контроль обеспечивают государственные и муниципальные органы. Вместе с тем законодательство является очень инерционным инструментом, то есть период времени между моментом осознания необходимости правового нормирования чего-либо, через создание проекта законодательного или нормативного акта, его обсуждение и согласование со всеми заинтересованными сторонами и до момента принятия законодательным или административным органом достаточно велик и, как правило, составляет не менее календарного года.
3.1.2.Другим важнейшим инструментом территориального маркетинга является политика, понимаемая как выделение приоритетных направлений и наложение ограничений на некоторые действия, осуществляемые на данной территории. На практике политика нередко оказывает влияние и на трактовку законодательных актов. Политика каких-то инициативных групп, которые, в том числе, могут быть оформлены как политические партии, фигурирует большей частью в виде различных программ.
Пример: Программа преодоления последствий финансового кризиса. . . Программа возрождения промышленности Урала. . . Программа социально-экономического развития. . . Программа повышения престижа профессии учителя. . . Программа здорового образа жизни. . . И т.п.
Следует отметить, что в нормально развивающемся обществе всегда существует так называемая оппозиция, то есть группы людей, недовольных действующим законодательством и объявленной политикой. Деятельность этих групп в общем следует оценивать положительно, так как благодаря им действующие законодательство и политика постоянно подвергаются проверке на соответствие потребностям целевых групп населения, рациональность, корректность и т.п.
Ценность законодательства и политики как инструментов управления заключается в том, что они формируют для данной территории определённые условия развития обменных процессов, то есть способствуют или препятствуют развитию каких-то процессов, дифференцируют их по важности, по очерёдности проведения и т.п.
3.1.3.В общей массе законодательных актов особую роль играет налоговое законодательство, которое может непосредственно как стимулировать, так и угнетать какую-либо деятельность на данной территории. Возможны ситуации, когда определяющую роль играет даже не сумма собираемых налогов, а система распределения этих сумм между бюджетами различных уровней – так называемые межбюджетные взаимоотношения. Ошибки в построении системы межбюджетных взаимоотношений нередко приводят к возникновению у субъектов маркетинга отдельных территорий иждивенческих настроений, то есть вместо стимулирования социально-экономического развития происходит стагнация деятельности, так как появляется возможность существования за счёт средств иных бюджетов.
3.1.4. Особой формой стимулирования социально-экономического развития отдельных небольших территорий с помощью налогового законодательства и политических акций является создание на этих территориях особых экономических зон или офшоров. В этих зонах создаются льготы по налогообложению некоторых операций и товаров. В результате выполнение этих операций или производство этих товаров с различных территорий перемещается в особую экономическую зону, нанося при этом определённый экономический ущерб «зонам бегства».
Пример: 1. Особой экономической зоной, постоянно вызывающей раздражение правительств различных стран Европы, Азии и Америки, является остров Кипр. В этом государстве созданы такие условия налогообложения финансовых операций и операций с недвижимостью, что многие предприниматели пытаются вывести на Кипр свои финансовые ресурсы из стран-источников этих средств.
2. Особой экономической зоной, благоприятно воспринимаемой правительствами большинства стран Европы, является территория торгового порта Роттердам в Голландии. Этот крупнейший порт Европы оснащён современнейшим оборудованием и принимает грузы со всего мира для стран Европы, соответственно, отправляя европейские грузы по всем необходимым направлениям. Его территория обладает особым статусом, в результате чего грузы, проходящие через этот порт, не подвергаются двойному налогообложению и дополнительному таможенному контролю.
3.1.5.Также особую роль для развития обменных процессов играет таможенное законодательство,так как оно регламентирует процессы перемещения через государственные границы или границы особых экономических зон людей, товаров и услуг. Механизм влияния таможенного законодательства заключается в непосредственном формировании цен на товары и услуги путём прибавления к ним таможенного сбора при пересечении границ. Особенности таможенного законодательства и таможенной политики могут приводить к тому, что более дешёвые товары и ресурсы других стран могут становиться недоступными на данной территории, и субъекты маркетинга данной территории начинают искать им замену внутри своей территории.
Пример: В результате несовершенства таможенной политики в 1990-х годах сформировался устойчивый поток куриного мяса (окорочков) в Россию из США. Объём этого потока оказался таков, что привёл к почти полному уничтожению птицеводческой промышленности в России. Попытка правительства РФ в 2002 году ограничить ввоз куриного мяса из-за границы, чтобы создать благоприятные условия для работы собственных производителей, привела к угрозе экономических санкций со стороны США.
3.1.5. Неменьшую роль, чем таможенное законодательство, для территориального маркетинга играет промышленное и торговое законодательство, которое непосредственно формирует условия производства и торговли товарами и услугами на данной территории и их конкурентоспособности на внешних рынках. Особенности здесь заключаются в том, что есть отрасли производства, которые конкурентоспособны только при государственной поддержке.
Пример: Производство самолётов, крупных кораблей, железнодорожных локомотивов, вооружения и другой высокотехнологичной продукции.
Также есть отрасли производства, которые функционируют практически без вмешательства государства благодаря высокой конкурентоспособности и устойчивому спросу.
Пример: Добыча и переработка нефти и газа.
Поэтому, регулируя с помощью промышленного и торгового законодательства степень поддержки различных отраслей производства, можно добиться скорейшего развития приоритетных направлений.