Стратегии некоммерческого маркетинга
Стратегическое планирование некоммерческого маркетинга
Под стратегией маркетинга некоммерческого субъекта понимается логическое построение, определяющее пути достижения перспективных маркетинговых целей, стоящих перед ним.
Под тактикой некоммерческого маркетинга подразумевается совокупность и последовательность решения конкретных задач частного характера, реализующих стратегию на практике.
Стратегии, связанные с конкурентной борьбой, наиболее адекватны самой сущности маркетинга, предполагающего деятельность субъекта непременно в конкурентной среде. Поэтому в классическом маркетинге конкурентные стратегии в силу своей значимости, чаще всего, занимают ведущее положение среди других видов стратегий. Некоммерческий маркетинг в этом смысле имеет определенную специфику, связанную, и первую очередь, с различной интенсивностью конкуренции между различными видами как некоммерческих, так и коммерческих субъектов. Исходя из этой специфики, для различных видов некоммерческих субъектов можно рекомендовать:
Для государственных некоммерческих субъектов (органы государственной власти и управления, армия ) то для них будет эффективной стратегия функционального превосходства, которая в нашем случае основывается на идее предоставления потребителю максимальной потребительской ценности предлагаемого некоммерческого продукта при стремлении к снижению издержек
при его создании и доведении до потребителя (М.Трейси и Ф. Вирсема), поскольку все они финансируются из кармана налогоплательщиков, которые имеют полное право на максимально эффективное расходование своих средств государственными институтами.
Конкурентные позиции негосударственных некоммерческих субъектов (политические партии и движения, религиозные конфессии, отраслевые профсоюзные организации) могут ориентироваться на конкурентную позицию специализации (по Портеру), которая предусматривает концентрацию основных маркетинговых усилий на создание уникального некоммерческого продукта и его продвижение на основе специальной программы маркетинга. Такими продуктами особо позиционированные предвыборные программы религиозные идеи, программы деятельности профсоюза.
Для некоммерческих ассоциаций, благотворительных фондов и профсоюзных комитетов предприятий в большей мере приемлема конкурентная позиция концентрации, при которой некоммерческий субъект сосредотачивает свои маркетинговые усилия на качественном обслуживании нескольких сегментов потребителей, а не всего рынка например: отдельных сегментов инвалидов, неимущих, детей-сирот, членов профсоюза конкретной фирмы и т.д.
Физические лица, занимающиеся некоммерческой деятельностью, с большой степенью эффективности могут занять одну из двух конкурентных позиций (М.Трейси и Ф. Вирсема) — либо тесной связи с потребителем, либо лидирующую позицию по некоммерческим продуктам. Первая предполагает обеспечение высшей ценности для потребителя через тщательное сегментирование рынка и точное приспособление, своего продукта к конкретным целевым потребителям. Такой подход зачастую бывает связан с удовлетворением каких-то уникальных потребностей, например, потребностей ученых узкой области в специальной информации и литературе: потребностей коллекционеров живописи и книжных раритетов в конкретных произведениях и т. д. В этих условиях особенно эффективен интерактивный контакт некоммерческого субъекта со своими потребителями, например через Internet, что дает возможность устанавливать с ними тесную связь и получать детальную информацию об их мотивациях, вкусах, намерениях и предпочтениях.
При второй позиции — лидерства по некоммерческим продуктам — субъект стремится обеспечить высшую потребительскую ценность на основе перманентного создания все новых некоммерческих продуктов (научных идей, концепций, программ и т.д.), что особенно подавляет конкурентов и лишает их возможностей маневрирования.
Маркетинговые стратегии позиционирования в некоммерческой сфере формируются по двум основным направлениям:
- для позиционирования некоммерческого продукта на фоне аналогов конкурентов;
- для позиционирования самого некоммерческого субъекта на фоне конкурентов.
Позиционирование некоммерческих продуктов на практике находит более широкое распространение, чем позиционирование некоммерческих субъектов. Это связано с тем, что решение второй задачи гораздо сложнее первой, а также с отсутствием в некоммерческой сфере столь жесткой конкуренции, какая наблюдается в коммерческой
Довольно часто используется методы:
- позиционирования по отношению к определенным сегментам потребителей;
-ассоциации у потребителя с определенной личностью;
- ассоциации с местом происхождения некоммерческого продукта
- противопоставление продвигаемого некоммерческого продукта аналогам конкурентов;
- выделение продуктов, принадлежащих к определенному классу.
Конкурентные преимущества, лежащие в основе позиционирования некоммерческих субъектов и их продуктов, могут быть различными. Но есть определенные требования, которым они должны отвечать, чтобы считаться таковыми.
Более высокая, чем у конкурентов, ценность для потребителя некоммерческого продукта (ценность определяется уровнем потребности, которую тот или иной продукт удовлетворяет), наивысшую ценность для потребителя представляют некоммерческие продукты, удовлетворяющие его первостепенные физиологические потребности, далее следуют потребности в безопасности, социальные потребности и т.д.
2. Более высокое, чем у конкурентов качество. Понятие качества некоммерческого продукта выглядит различным образом для каждой его разновидности — некоммерческой услуги, идеи, концепции и т.д.
3. Самая низкая цена
Практические задания
Задание 1. Исследование транспортного рынка и моделирование товарной политики транспортного предприятия
Для осуществления задач прогнозирования и стратегического планирования маркетинга фирмы широко используются различные матричные методы анализа такие как матрицы BCG и «Дженерал электрик» (GЄC) Бостонская консультативная группа и др.
Матричные модели являются наглядными и удобными средствами выдачи стратегических рекомендаций по номенклатуре продукции или сегментам рынка в зависимости от их расположения в матрицах.
Матрица дает возможность определить какие виды услуг занимают ведущее положение по их доле на рынке по сравнению с конкурентами, какова динамика их роста. Для железных дорог в соответствии с методикой построения матрицы БКГ выделяют большую, доходную, перспективную и ограниченную стратегические зоны освоения перевозок (СЗО).
Основные СЗО характеризуются следующими особенностями:
Большая СЗО – массовые перевозки топливно-сырьевых грузов. Спрос на эти перевозки стабильный, они занимают большую долю и имеют тенденцию к росту (зона залога успеха). Необходимо развивать, вкладывать капитальные затраты для развития инфраструктуры.
Доходная СЗО – международные экспертно-импортные перевозки. Они занимают меньшую долю на рынке, но приносят большой доход и прибыль. Рост данных перевозок сомнителен, поэтому необходим контроль за капиталовложениями в эту сферу перевозок (развитие транспортных коридоров, гибких тарифов, взаимодействие видов транспорта).
Перспективная СЗО – контейнерные перевозки. Железные дороги пока контролируют небольшую долю таких перевозок (~2%), однако спрос на них в будущем ожидается большой. Необходимо проведение активной инвестиционной политики, введение контрейлерных перевозок, активной рекламы.
Ограниченная СЗО – короткопробежные перевозки прочих грузов. Данные перевозки бесперспективные и чаще всего невыгодные, поэтому от них следует по возможности избавляться, либо находить нетрадиционные методы освоения и расширения собственных автомобилей для доставки грузов от двери до двери, маршруты.
По каждой из указанных четырех СЗО проводят подробные имитационные расчеты при разных вариантах освоения рынка, определяют необходимые потребности в инвестициях и других ресурсах в перспективе и рассчитывают экономическую эффективность принимаемой стратегии.
Динамика спроса | Низкая Высокий | Перспективная СЗО (контейнерные перевозки) «Дикие кошки» | Большая СЗО (топливно-сырьевая) «Звезда» | Изменение статуса Перераспреде- ление средств | |
Доходная СЗО (международные перевозки) «Дойная корова» | Ограниченная СЗО (короткопробежные перевозки) «Собаки» | ||||
Низкая | Высокая | ||||
Относительная доля на транспортном рынке |
В качестве критериев при построении двухмерной матрицы рассматриваются: темп роста рынка (объем продаж) и относительная доля рынка.
Темп роста рынка (РР) характеризует изменение объемов реализации по каждому продукту (виду услуг) через индекс темпа их роста за последний рассматриваемый период (% или коэффициент роста)
Средний коэффициент роста
Темп роста изучаемого показателя (цепной метод) ,
например: и т.д.
где -фактическое значение уровня временного ряда прогнозируемого показателя.
Расчет доли рынка (ДР) – это отношение емкости рынка i-го вида услуг j-го транспортного предприятия к общей емкости рынка транспортных услуг.
Емкость рынка - это максимально возможный спрос на транспортные услуги, оказываемые всеми видами транспорта за отчетный период;
- величина отправления i-го груза j-м транспортным предприятием за отчетный период.
Расчет относительной доли, занимаемой транспортным предприятием на рынке (ОДР) по каждому виду груза ОДР определяется отношением доли j-го транспортного предприятия к доле ведущего конкурента
Полученные результаты сводим в табл. 2.1.
В качестве масштаба оценки отдельных видов отправляемых грузов (средние значения в матрице) применяются (рис.2.1.).
- средний коэффициент темпов роста рынка (ТРР), равный среднему значению показателей темпов роста рынка по отдельным грузам;
- относительная доля рынка – средняя величина в диапазоне от минимального до максимального значения относительной доли на рынке.
Род груза | зерно | цемент | скоропорт | ТНП | всего | индексы темпа роста | ||||||||||
зерно | цемент | скоропорт | ТНП | среднее | ||||||||||||
Объем годового производства | 220,3 | 342,5 | 323,6 | 1094,4 | - | - | - | - | - | |||||||
200,2 | 316,4 | 329,7 | 1046,3 | 0,909 | 0,924 | 0,962 | 1,019 | 0,954 | ||||||||
250,0 | 380,3 | 327,7 | 1138,0 | 1,249 | 1,202 | 0,900 | 0,994 | 1,086 | ||||||||
246,5 | 387,7 | 1165,2 | 0,986 | 1,019 | 1,111 | 1,010 | 1,032 | |||||||||
273,8 | 411,1 | 1232,9 | 1,111 | 1,060 | 1,100 | 0,991 | 1,065 | |||||||||
всего | 1190,9 | 5676,8 | 1,064 | 1,051 | 1,018 | 1,004 | 1,034 | |||||||||
Объем годовой погрузки по видам транспорта | Железнодорожный | станция А | 90,3 | 648,3 | - | - | - | - | - | |||||||
92,1 | 612,1 | 0,900 | 0,920 | 1,019 | 1,020 | 0,965 | ||||||||||
95,2 | 697,2 | 1,222 | 1,174 | 1,018 | 1,034 | 1,112 | ||||||||||
96,3 | 689,3 | 0,955 | 1,074 | 0,830 | 1,012 | 0,968 | ||||||||||
98,2 | 714,2 | 1,095 | 1,069 | 0,817 | 1,020 | 1,001 | ||||||||||
всего | 472,1 | 3361,1 | 1,043 | 1,059 | 0,966 | 1,022 | 1,012 | |||||||||
доли рынка | 0,908 | 0,730 | 0,519 | 0,279 | 0,609 | |||||||||||
0,899 | 0,727 | 0,550 | 0,279 | 0,614 | ||||||||||||
0,880 | 0,710 | 0,622 | 0,291 | 0,626 | ||||||||||||
0,852 | 0,748 | 0,465 | 0,291 | 0,589 | ||||||||||||
0,840 | 0,754 | 0,345 | 0,299 | 0,559 | ||||||||||||
среднее | 0,876 | 0,501 | 0,288 | 0,602 | ||||||||||||
Аавтомобильный | автопредприятие Б | 20,3 | 92,5 | 233,3 | 446,1 | - | - | - | - | - | ||||||
20,2 | 86,4 | 237,6 | 434,2 | 0,995 | 0,934 | 0,900 | 1,018 | 0,962 | ||||||||
110,3 | 232,5 | 440,8 | 1,485 | 1,277 | 0,756 | 0,979 | 1,124 | |||||||||
36,5 | 97,7 | 234,7 | 475,9 | 1,217 | 0,886 | 1,574 | 1,009 | 1,172 | ||||||||
43,8 | 101,1 | 229,8 | 518,7 | 1,200 | 1,035 | 1,346 | 0,979 | 1,140 | ||||||||
всего | 150,8 | 1167,9 | 2315,7 | 1,224 | 1,033 | 1,144 | 0,996 | 1,099 | ||||||||
доли рынка | 0,092 | 0,270 | 0,481 | 0,721 | 0,391 | |||||||||||
0,101 | 0,273 | 0,450 | 0,721 | 0,386 | ||||||||||||
0,120 | 0,290 | 0,378 | 0,709 | 0,374 | ||||||||||||
0,148 | 0,252 | 0,535 | 0,709 | 0,411 | ||||||||||||
0,160 | 0,246 | 0,655 | 0,701 | 0,441 | ||||||||||||
среднее | 0,124 | 0,266 | 0,500 | 0,712 | 0,401 | |||||||||||
ж.д. транспорт | автотранспорт | |||||||||||||||
относительная доля рынка | 9,870 | 2,704 | 1,079 | 0,387 | 1,451 | 0,101 | 0,370 | 0,927 | 2,584 | 0,689 | ||||||
8,901 | 2,663 | 1,222 | 0,387 | 1,410 | 0,112 | 0,376 | 0,818 | 2,584 | 0,709 | |||||||
7,333 | 2,448 | 1,646 | 0,410 | 1,584 | 0,136 | 0,408 | 0,608 | 2,436 | 0,631 | |||||||
5,757 | 2,968 | 0,869 | 0,410 | 1,451 | 0,174 | 0,337 | 1,151 | 2,436 | 0,689 | |||||||
5,250 | 3,065 | 0,527 | 0,427 | 1,375 | 0,190 | 0,326 | 1,899 | 2,344 | 0,727 | |||||||
среднее | 7,422 | 2,770 | 1,069 | 0,404 | 1,454 | 0,143 | 0,363 | 1,081 | 2,477 | 0,689 | ||||||