Создание системы маркетинга
У руководителей современных российских предприятий сложилось мнение, что для успеха бизнеса креативность более важна, чем система. Но современный бизнес – это не периодические поединки, а постоянная позиционная война, и побеждают в ней те, кто постоянно выигрывает в мелочах.
На длительных временных отрезках мелкие выигрыши складываются в крупное стратегическое преимущество. Именно такое преимущество
и дает системный подход к маркетинговой работе.
Системный подход к управлению маркетингом заключается в следующем:
- маркетинг рассматривается и управляется как бизнес-процесс;
- у маркетинга есть ожидаемый результат, а для выполнения мар-
кетинговой работы выделяются ресурсы – временные, финансовые, людские;
- ресурсы поддаются планированию, а результат – прогнозированию;
- маркетинговые инструменты выполняются в определенной вре-
менной последовательности, соблюдение которой позволяет добиться максимальной эффективности маркетинговой работы;
- результаты маркетинговой работы используются для управления бизнесом и позволяют повысить его финансовые результаты.
Маркетинговая система – это люди, технические средства и правила поведения сотрудников предприятия, позволяющие организовать бизнес-процессы по взаимодействию предприятия с рынком так, чтобы бизнес становился более эффективным, в том числе окупал саму маркетинговую систему.
Маркетинговая система имеет 2 компонента: физический и регламентный.
Физический компонент – это сотрудники, которые выполняют маркетинговую работу, и те ресурсы, которые требуются для выполнения данной работы.
Регламентный компонент – это правила, по которым отдельные люди и компоненты бизнеса взаимодействуют между собой в процессе выполнения работы.
Однако указанные компоненты – это только внешние признаки маркетинговой системы. Основным же критерием наличия маркетинговой системы будет устойчивый полезный эффект от ее работы.
Основные проблемы создания системы маркетинга:
1) проектирование и внедрение системы маркетинга обычно длительный многоэтапный процесс;
2) выбор и обоснование организационной структуры подразделения маркетинга требует изменения организационной структуры всего пред-
приятия;
3) определение характера и направленности связей подразделения маркетинга с другими подразделениями предприятия и изменения системы полномочий и ответственности в единой системе управления предприятия;
4) определение направленности и интенсивности информационных потоков и разграничение ответственности за работу информационной системы предприятия;
5) изменение направленности и интенсивности ресурсных потоков для создания системы финансирования маркетинга.
Решение этих проблем требует комплексного системного подхода
к организации и финансированию маркетинговой деятельности.
Структурированность системы предстает в виде подсистем, создающих и обеспечивающих ее, а также в виде организационной структуры предприятия и того места, которое занимает подразделение маркетинга предприятия.
Структура системы маркетинга включает следующие подсистемы:
- основа системы – это подразделение маркетинга на предприятии;
- подсистема маркетинговой информации;
- подсистема планирования и финансирования маркетинга;
- подсистема реализации комплекса маркетинга;
- подсистема обратных связей и контроля;
- подсистема контроля и оценки эффективности маркетинговой деятельности.
Появление проблем указывает на недостаточную системность деятельности предприятия и его подразделений. Необходимо стремиться к более высокому уровню системности в управлении предприятием и маркетингом.
Эволюцию задач, выполняемых системой маркетинга на предприятиях, можно представить в виде следующих этапов:
Этап 1. Становление маркетинга: осознание потребности в маркетинге, характеризуется случайным характером связей.
Этап 2. Развивающийся маркетинг: предпринимаются попытки комплексного использования элементов маркетинга.
Этап 3. Система маркетинга: маркетинг понимается как основа развития предприятия. Предприятие комплексно использует все элементы маркетинга.
По своему содержанию эти этапы формирования системы маркетинга показывают переход предприятия с деятельности, ориентированной на производство, на деятельность, ориентированную на маркетинг.
Таким образом, главное в маркетинговой системе – наличие эффективных производственных отношений, позволяющих согласовывать между собой результаты маркетинговой работы и управление деятельностью бизнеса. Именно это является ключевым моментом в достижении финансового результата.
10.2. Сущность и подходы
к организации маркетинговой деятельности
Организация – это более или менее постоянная группа людей, сформированная для реализации поставленный целей.
Организация – это динамическая целенаправленная система с рядом характеристик. У нее есть цель, на достижение которой направлена работа; формальная или неформальная модель распределения прав и ответственности; ресурсы определенного качества и количества; она постоянно взаимодействует с организациями других уровней в процессе принятия решений.
Для функционирования любой организации необходимо принять решения о параметрах ее компонентов. Выделяют следующие обязательные компоненты организации:
- персонал;
- миссия;
- корпоративные ценности;
- стиль управления;
- логика и ограничения организационной структуры;
- контрольная система;
- система движения информации;
- процедуры и системы для реализации определенных задач;
- портфель вознаграждений и наказаний;
- связующие инструменты.
Все эти компоненты должны быть разработаны и скоординированы между собой, чтобы получилось гармоничное целое, чтобы цели и стратегии были достигнуты наиболее эффективным способом.
Реализация концепции маркетинга на предприятии требует создания соответствующей службы (подразделения).
Конечной целью функционирования маркетинговых служб является подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка. В этом заинтересованы как изготовители, так и потребители.
Основные проблемы и подходы к их решению при создании службы маркетинга:
- Необходим достаточно высокий статус руководителя службы маркетинга.
- Все решения должны приниматься после анализа соответствующей информации подразделением маркетинга. За решения, принятые без согласия службы маркетинга она отвечать не может.
- Нельзя допускать «неразбериху» с функциями службы маркетинга, необходимо разработать положение о службе маркетинга предприятия
и должностные инструкции специалистов.
- В отношении службы маркетинга необходимо идти на создание особых условий труда.
- Следует создавать самостоятельные подразделения маркетинга
с учетом особенностей компании.
- Организационная структура управления маркетингом зависит от выбранной предприятием маркетинговой стратегии и тактики и должна меняться вместе с их изменением.
- Несоответствие структуры предприятия и службы маркетинга целям и задачам предприятия может привести его к неудаче на рынке.
Организационная структура – это не тот фактор, с помощью которого можно прямо повысить эффективность работы, но он определяет возможность в целом добиться эффекта.
Однако одна служба маркетинга не решит все рыночные и маркетинговые проблемы, если не сформирована целостная система маркетинга.
Основные варианты места и роли маркетинга компании:
Вариант 1: элементы и отдельные функции маркетинга используются в компании, но случайным образом разделены между подразделениями или специалистами.
Разновидность варианта 1: маркетинговые функции распределены между подразделениями или специалистами, т. е. формально закреплены ответственность и права (при такой организации отсутствует принцип синергии).
Вариант 2: отдел сбыта (или отдел рекламы) под воздействием тенденций развития рынка переименовывается в службу маркетинга (здесь маркетинг находится в конце цепочки принятия решения и ни на что повлиять не может).
Вариант 3, революционный: создание службы маркетинга, которую формируют из сотрудников разных подразделений или новых работников для выполнения всего объема необходимых функций (данный вариант характеризуется повышенной конфликтностью).
Вариант 4, эволюционный: постепенная модернизация подразделений компаний, связанных с работой на рынке и обслуживанием потребителей (такой вариант требует много времени).
Промежуточным вариантом развития структуры управления маркетингом является формирование штабного подразделения из нескольких высококвалифицированных специалистов с полномочиями координации большого количества функций.
Близко к этому варианту ситуация первоначального запуска работы одной или нескольких проектных структур с четко поставленными целями и временными рамками.
Существуют и другие варианты организации маркетинга, особенно на первых этапах становления.