Сущность маркетинга.Принципы, функции и концепции маркетинга.Комплекс маркетинга
Термин «маркетинг» происходит от английского «market» (рынок) и означает деятельность в сфере рынка сбыта.
Таким образом, маркетингпредставляет собой вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Это определение опирается на следующие основные понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.Основной смысл маркетинга-производить то, что надо людям, а не навязывать то, что уже произведено.Основная задача: выявить существующие потребности, установить факторы, оказывающие влияние на них и с учетом этого наладить пр-во товаров, которые более полно удовлетворят потребности.Основные цели маркетинга:получение прибыли за счет орг-ции и реализации товаров обеспечивающих удовлетворение потребностиВажным критерием выбора вида маркетинга служит уровень спроса на товары. Так, различают определенные виды маркетинга: 1.- стимулирующий;- развивающийся;- поддерживающий;- противодействующий- конверсионный; 2.- синхромаркетинг;- ремаркетинг;- демаркетинг.
Принципы маркетинга:-ориентация на эффективное решение проблем конкретных потребителей; -нацеленность на четко выраженный результат, что для пр-я в конечном счете сводиться к достижению долговременных целей.
-комплексный подход к достижению поставленных целей; -максимальный учеттребований и условий рынка с одновременным и целенаправленным воздействием на него; -активность,наступательность, предприимчивость.
Функции:1.Аналитическая(изучение рынка, потребителей, товаров,конкурентов, анализ внутренней среды пр-я)2.Производственная (орг-ция пр-ва новых товаров,обеспеч.высокогокач-ва и ксптов-в,разработка новых технологий,орг-циятех.снабжения)3.Сбытовая или ф-ция «продаж»(орг-ция системы товародвижения,ФОССТИС,орг-циясервиса,ценовой политики итд)
4.Управление и контроль(орг-циястратегич. и оперативного планирования на пр-ии,информац.обеспечениеупр-ниямаркетингом,орг-ция контроля итд.)
Концепции:1.Производственная -исходит из того, что спрос превышает предложение. При совершенствовании производства появляется возможность увеличить выпуск товаров и снизить их себестоимость, а значит и цену для потребителя, что в свою очередь приведет к увеличению спроса.2.Товарная -В основе товарной концепции маркетинга лежит предположение о том, что потребитель всегда благожелательно отнесется к товару, если он имеет хорошее качество и продается по умеренной цене. 3.Концепция интенсификации коммерч.усилий -(концепция сбыта) Продвижение сводится к использованию агрессивных методов сбыта, активной рекламной политики и к использованию комплекса методов по стимулированию сбыта (скидки, уценки, выставки, лотереи и т.п.). 4.Концепция маркетинга-Концепция предполагает, что, изучая потребителя, можно выявить его существующие неудовлетворенные потребности и, используя комплекс оперативного маркетинга, разработать и предложить ему такой продукт, который наилучшим способом удовлетворяет имеющиеся потребности. 5.Концепция соц-этичного маркетинга-Акцентделается на комплексную маркетинговую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей целевого рынка и одновременно учитывающую социальные и этические потребности общества в целом. 6.Концепция маркетинга взаимоотношений -Акцент делается на коммуникации, направленные на установление долгосрочных отношений с покупателями и партнерами в процессе коммерческого и некоммерческого взаимодействия с ними. Основная идея маркетинга взаимодействия состоит в том, что объектом управления маркетингом становится не совокупное решение, а отношения (коммуникации) с покупателем и другими участниками процесса купли-продажи.
2.Маркетинговая среда: понятие, характеристика и факторы.
Маркетинговая среда - это совокупность факторов и сил, влияющих на возможность компании устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения с целевой аудиторией потребителей. Маркетинговая среда бывает внутренней (микросреда) и внешней (макросреда). Внутренняя маркетинговая среда состоит из элементов, которые имеют непосредственное отношение к деятельности компании. Контролируемыми факторами микросреды фирмы являются сама компания и ее подразделения различных административных уровней, которые оказывают влияние на принятие маркетинговых решений. Частично контролируемые факторы маркетинговой среды компании – это постоянные поставщики, посредники, транспортные компании, склады, банки, потребители, конкуренты, а также так называемые «контактные аудитории» - органы власти, профсоюзы, СМИ и пр.
Обеспечивая фирму необходимыми материальными ресурсами для производства, поставщики оказывают влияние на маркетинговую деятельность компании, изменяя цены на поставляемые товары, графики поставок и пр. Деятельность посредников влияет на возможности компании по организации сбыта продукции и получение доступа на рынки, склады и транспортные предприятия обеспечивают возможность компании делать запасы товара и доставлять его к местам реализации, а банки, страховые компании финансируют сделки и страхуют компанию от всевозможных рисков. Взаимоотношения всех перечисленных элементов маркетинговой среды с фирмой строятся на взаимной выгоде, и участники этих взаимоотношений могут влиять на деятельность друг друга. Внешняя маркетинговая среда не может быть управляема, и фирма на ее факторы влиять не в силах, поэтому она ищет оптимальные условия, чтобы факторы внешней макросреды помогали бизнесу.
Внешняя маркетинговая среда представлена такими элементами, как демография, географическое положение, политика, право, научно-техническое и социально-культурное развитие и т.д. Так как товары и услуги производятся для людей, демографические данные помогают фирме правильно организовать сбыт в различных географических зонах или наладить выпуск товаров для различных возрастных категорий потребителей. Экономические факторы дают фирме информацию о характере распределения доходов в отдельных регионах, культурные – о культовых интересах и культурных ценностях и традициях определенных групп потребителей. Природные, научно-технические факторы способствуют инновационному маркетингу фирмы, а политико-правовые факторы определяют на законодательном уровне осуществление предпринимательской деятельности, соблюдение необходимых условий при производстве и реализации товаров и услуг, а также гарантируют защиту прав потребителей. Таким образом, будучи неуправляемой силами компании, внешняя маркетинговая среда оказывает значительное влияние на ее деятельность.