Концепция совершенствования производства
Эта концепция утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам и услугам, которые широко распространены и доступны по цене, а, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. Применение концепции подходит в двух ситуациях. Первая - когда спрос на товар или услугу превышает предложение. В этом случае следует сосредоточиться на изыскании способов увеличить производство. Вторая - когда себестоимость товара или услуги слишком высока и ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности. Данной концепции рекомендуется придерживаться медицинским учреждениям, т.к., несмотря на то, что они ежечасно обслуживают большое количество посетителей, в их адрес высказывают претензии в равнодушии к потребителям, очередях на прием и т.д.
Концепция совершенствования товара.
По утверждению этой концепции потребители будут благосклонны к товарам и услугам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
В прошлом шприцы, системы для переливания крови, иглы и прочий медицинский инструментарий применялись многократно, проходя постоянную стерилизацию, и такая система удовлетворяла и пациентов и врачей. Сегодня интенсивное распространение вируса СПИД показывает некачественность услуг, которые осуществляются устаревшим медицинским инструментарием, и заставляет медицинскую промышленность переходить на выпуск одноразовых шприцев, игл и систем для переливания крови, т.к. их использование дает большую гарантию, что заражение вирусом СПИД не произойдет.
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий.
Руководствуясь этой концепцией, потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если эта организация не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
Особенно активно можно использовать данную концепцию применительно к деятельности новых медицинских учреждений в крупных городах, где предложение превышает спрос.
4. Концепция маркетинга.
Эта концепция утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.
Руководствуясь концепцией маркетинга, организация интегрирует и координирует всю деятельность с расчетом на обеспечение удовлетворенности клиентов, получая прибыль именно благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворенности.
Данную концепцию не надо путать с концепцией интенсификации коммерческих усилий. Коммерческие усилия по сбыту - это сосредоточенность на нуждах продавца, а маркетинг - это сосредоточенность на нуждах покупателя.
Концепция социально-этичного маркетинга.
Она утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.
Этой концепции придерживаются, например, предприятия, занимающиеся выпуском и реализацией экологически чистых продуктов питания.
Концепция эта требует от деятелей рынка увязки в рамках политики маркетинга трех факторов: извлечения прибыли, удовлетворения покупательской потребности, благосостояния общества.
Эта концепция маркетинга может быть в первую очередь использована в системе здравоохранения, вся деятельность которой должна быть направлена на качественное улучшение здоровья и отдельного человека, и общества в целом. Благосостояние общества - понятие комплексное, и одной из составных частей его является общественное здоровье.
Во всех цивилизованных странах общественное здоровье классифицируется как общественный товар (или общественное благо), и ответственность за его формирование, качество и доступность лежит на плечах государственных институтов, деятельность которых базируется на социально-ориентированную рыночную экономику, активно реализующую концепцию социально-этичного маркетинга.
В рамках избранной концепции организация непосредственно осуществляет процесс управления маркетингом, который состоит из:
1) анализа рыночных возможностей;
2) отбора целевых рынков;
3) разработки комплекса маркетинга;
4) претворения в жизнь маркетинговых мероприятий.
Рассмотрим вкратце общий алгоритм управления маркетингом.
Анализ рыночных возможностей
1) Проведение маркетинговых исследований и сбор информации.
2) Оценка маркетинговой среды и рыночных возможностей организации.
Отбор целевых рынков
1) Замеры объемов спроса.
2) Сегментирование рынка и выбор целевых сегментов.
3) Позиционирование товара (услуги) на рынке.