Тема 18. Сбыт в маркетинге. Распределение и товародвижение
Рассмотрены основные функции и уровни канала распределения. Изучены основные варианты каналов, которыми может воспользоваться фирма.Дистрибьюция — это совокупность организаций и лиц в области продвижения товара от сферы производства до сферы потребителя. Целевая функция дистрибьюции — использование логистических форм и методов эффективной доставки изделия или услуги в рамках заключенного договора, заказа. Иными словами, дистрибьюторы принимают товар у производителя как эстафету, на них ложится ответственность по удовлетворению покупательского спроса. Несвоевременная доставка, высокие издержки обращения могут свести на нет все маркетинговые усилия компании-производителя.
Стратегия распределениятовара включает разработку планово-управленческих решений о типе канала распределения, его структуре, масштабах, интенсивности, модификации, контроле и кризисном управлении внутри канала.
Система управления распределением — это комплекс планово-управленческих решений по выбору различных каналов сбыта, их сочетанию с учетом намеченных результатов бизнеса.
Выбор канала распределения является сложным управленческим решением, поскольку выбранный канал непосредственно влияет на результативность других стратегий рыночного участия.
Канал распределения — это совокупность организаций и отдельных лиц, которые организуют доставку продукции от изготовителя к потребителю.
Выбор канала распределения осуществляется на основе оценки экономических критериев сравнения объемов реализации с затратами на создание, управление материальным потоком, функционирование канала.
Обоснование пути, по которому будет доставлен груз, осуществляется с учетом таких факторов, как:
• специфика рыночной среды, целевого сегмента, уровня спроса и конкурентоспособности продукции;
• состояние сбытовой сети, ее ресурсного потенциала;
• количество и типы посредников;
• принципы работы сети магазинов и параметров качественного обслуживания;
• суммарные затраты на управление и организацию движения;
• контроль со стороны фирмы-производителя над доведением продукции до
конечного потребителя.
Реализация продукции в большинстве случаев осуществляется через цепочку посредников, каждый из которых формирует соответствующий канал распределения. Посредники благодаря своим контактам, опыту, специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара, доведение его до целевых рынков.
Канал распределения принимает на себя и помогает передать кому-либо другому право собственности на товар, услугу в результате выполнения различных функций.
Функциями канала распределения являются:
• маркетинговые исследования по комплексной оценке состояния рынка;
• определение целевых покупателей и формирование спроса с учетом их платежеспо-
собности и требований;
• финансирование канала;
• установление коммуникаций с партнерами и другими участниками рыночного
взаимодействия;
• составление прогнозов сбыта;
• транспортировка, складирование готовой продукции и отгрузка;
мероприятия по стимулированию сбыта и услуги по качественному обслуживанию клиентов;
• персональная ответственность за принятые обязательства.
При разработке решений по управлению каналами распределения менеджеры используют совокупность критериев, к которым относятся:
1. Характеристика потребителей — количество, концентрация, цена, ассортимент, потребность в помощи при покупке, потребность в кредите.
2. Характеристика предприятия: цели, объем продаж, величина ресурсов, гибкость, уровень сервисного обслуживания, опыт работы на рынке.
3. Характеристика товара или услуги.
4. Уровень конкуренции в отрасли.
5. Характеристика существующих каналов движения.
Каналы распределения бывают трех видов: прямые, косвенные и смешанные.
Прямые каналысвязаны с перемещением товаров, услуг напрямую, без участия посредников, то есть в форме прямого маркетинга. Эти каналы характерны для компаний малого бизнеса, не имеющих финансовых средств для использования посредников, а также для рынков промышленных товаров при реализации наукоемкой продукции, автомобилей и т.п. В условиях прямого маркетинга производитель вынужден самостоятельно принимать решения по управлению системой распределения в части доставки грузов, оказания специфических консультаций по эксплуатации, осуществления монтажа, наладки и выполнения гарантий.
Косвенные каналывключают услуги различных посредников в целях увеличения конкурентоспособности продукции, корпоративного влияния в целевых сегментах сбыта, повышения объемов реализации и качественного обслуживания.
Смешанные каналыобъединяют черты первых двух каналов. Они характерны для предприятий машиностроения, которые успешно осуществляют управление распределением как через собственную сбытовую сеть по прямым контактам, так и через систему эксклюзивных дистрибьюторов.
Канал распределения характеризуется по числу составляющих участников, то есть по его уровню. Число уровней канала определяет его длину.
Канал нулевого уровня, или прямого маркетинга, состоит из производителя, который самостоятельно реализует произведенные товары конечным потребителям. Например, немецкая компания Singer успешно реализует швейные машины, как правило, через собственную сбытовую сеть, американская компания Avon является непревзойденным специалистом по торговле косметикой по формату «один на один». Прямой канал в системе управления товародвижением простейший, но не всегда самый дешевый. При наличии разнообразного ассортимента, большого числа целевых рынков, географической разбросанности потребителей экономически целесообразно использовать более сложные каналы распределения с большим количеством участников.
Одноуровневый канал включает одного посредника, двухуровневый — уже два промежуточных звена и т.д. Например, в каналах распределения продуктов питания насчитывается до пяти уровней. Так, в мясоперерабатывающей промышленности между компаниями производителей и крупными посредниками вклиниваются еще средние, мелкие оптовые звенья, а также представители розничной торговли, вплоть до отдельных агентов. В отличие от рынка потребительских товаров рынок промышленных товаров часто вынужден прибегать к специфическим услугам эксклюзивных дистрибьюторов, официальных дилеров, что наглядно изображено на рис. 4.1. На этом рисунке в виде блок-схемы представлены возможные каналы распределения, в том числе прямые, опосредованные и комбинированные.
Рынок промышленных товаров розничную продажу осуществляет, как правило, через сеть официальных дилеров. Это особенно характерно для сбыта автомобилей, так как их продажу могут осуществлять только сертифицированные дилеры, которые соответствуют установленным требованиям. Эксклюзивные дистрибьюторы, в свою очередь, не имеют права реализовать продукцию других марок и заниматься розничной торговлей.
Розничную продажу и техническое обслуживание осуществляет независимые уполномоченные дилеры, расположенные на территории, подконтрольной дистрибьютору, имеющему сертифицированную производителем сеть торговых и сервисных пунктов.
Поставка автомобилей дилерам осуществляется только компанией или эксклюзивным дистрибьютором. Главная роль во взаимоотношениях компании с торговой и розничной сетью отводится региональным представителям.
В обязанности региональных представителей входит выполнение большого перечня мероприятий, связанных с реализацией сбытовой, товарной, ценовой, коммуникационной политики, контролем над дистибьюторами и дилерами в диапазоне определенной территории. Дилеры обслуживают конечных потребителей автомобилей и несут полную ответственность за качество облуживания, техническое оснащение, квалификацию персонала, разнообразие сервисных услуг.
Обоснование выбора посредника обусловлено его контактами, опытом, практической специализацией, масштабом деятельности, что в конечном счете обеспечивает компании-производителю большие доходы. Посредники, в свою очередь, часто принимают на себя гарантии, как финансовые, так и удостоверяющие качество товара и обслуживания клиентов. Дополнительно посредники могут оказывать услуги по транспортировке грузов, их растаможиванию, страхованию и стимулированию сбыта за счет проведения рекламных кампаний и паблисити.
Даны функции оптовой и розничной торговли. Охарактеризованы виды посредников. Изучены особенности организации мерчандайзинга.
Усвоено понятие «товародвижения» и основные элементы комплекса товародвижения: цели товародвижения, обработка заказов, складирование, поддержание товарно-материальных запасов, хранение, транспортировка и структура управления товародвижением фирмы.
Изучены основные варианты каналов, которыми может воспользоваться фирма.