Гостиничный рынок Москвы: состояние, проблемы, перспективы
Несмотря на то, что туризм и гостиничный бизнес на протяжении ряда лет рассматриваются как приоритетное направление российской экономики, только в последние несколько лет спрос на туристские и гостиничные услуги в крупнейших туристских центрах страны стал значительно расти. Причин такого роста несколько, условно их можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Внешние причины: стабильное экономическое развитие России, укрепление рыночных институтов хозяйствования; политическая стабильность, рост международного авторитета Российской Федерации, последовательность выбранного руководством страны курса развития; усиление мер по обеспечению безопасности, как для туристов, так и для всего населения РФ в целом; высокая деловая и инвестиционная активность.
Внутренние причины связаны с современными особенностями функционирования и развития самой туристской отрасли: это широкое внедрение информационных технологий; использование амбициозных и активных стратегий развития; широкое применение маркетинговых инструментов в практике управления туристскими и гостиничными предприятиями; развитие специализированного туристского образования; использование опыта лучших зарубежных предприятий туризма и гостеприимства.
Причины увеличения спроса на российские туристские центры и курорты со стороны зарубежных гостей и россиян лежат в разных плоскостях. Увеличение количества зарубежных туристов связано, прежде всего, с заметной стабилизацией общественно-политической ситуации в стране. В настоящее время туристы воспринимают Россию как страну, достаточно безопасную и экономически удобную для посещений, а последние события в Испании, Франции и других странах ЕС говорят о том, что мировое сообщество имеет общие проблемы, и только совместными усилиями можно преодолеть растущие угрозы и противоречия современного мира.
Вместе с увеличением въездного потока туристов в Россию, одновременно активизируется ситуация на внутреннем туристском рынке, заметен рост интереса россиян к отечественным курортам, к активному отдыху в пределах страны и ее отдельных регионов.
По данным Госкомстата на конец 2007 г. в России работало 4014 гостиниц. Номерной фонд российских гостиниц в 2007 г. составлял более 410 тыс. мест. Из них, по оценкам экспертов компаний «Jones Lang LaSalle» и «Colliers International», только около 14000 номеров соответствовало современным гостиничным стандартам. Почти 16 % гостиничных номеров страны сконцентрировано в Москве и 7 % в Санкт-Петербурге. Среди региональных городов лидерами по размеру номерного фонда являются: Екатеринбург, Казань, Нижний-Новгород, Владивосток, Красноярск, Новосибирск. На 1000 человек населения России приходится 1,5 номера. Для сравнения, на Украине - 1 номер, в Польше - 1,5, Венгрии – около 6, в Париже – 36, в Берлине – 29 [7].
Большинство российских гостиниц не имеют сертификации на категорию (звездности). Данные государственной статистики показывают, что в России только 19 гостиниц сертифицированы на категорию «пять звезд», 76 гостиниц имеют категорию «четыре звезды», 154 гостиниц – «три звезды» и 99 – на категорию «одна-две звезды». Остальные гостиницы не имеют категорий.
Финансовые показатели деятельности гостиничных предприятий на протяжении последних 3-4 лет демонстрируют хорошие показатели роста, что связано с существенным и регулярным повышением цен на гостиничные услуги отелями всех категорий, ростом количества бизнес-путешествий в России и увеличением привлекательности внутреннего туризма.
В настоящее время объем гостиничного бизнеса в России составляет около 2 млрд. дол., около половины этих доходов составляют доходы, полученные московским гостиничным комплексом. Годовой рост объема гостиничного рынка в России колеблется в диапазоне 20 – 25 %.
В последние годы отмечена тенденция к увеличению количества инвестиционных проектов по строительству и реконструкции гостиниц практически во всех регионах, однако наиболее привлекательными являются г. Москва, г. Санкт-Петербург и Краснодарский край (особенно в свете проведения в Сочи Зимней Олимпиады-2014 года).
В 2007 г. в Москве насчитывалось порядка 160 гостиниц с емкостью номерного фонда около 32 тыс. номеров (рис.13).
Рисунок 13. Структура номерного фонда Москвы по категориям гостиниц на 1 января 2008 г.[7]
Наибольшую долю в общей структуре предложения занимают гостиницы категории «3 звезды» (43%). Сегмент гостиниц туристического класса является наиболее востребованным, однако он по-прежнему непривлекателен для девелоперов и инвесторов, в связи, с чем трехзвездных отелей появляется довольно мало, что способствует дальнейшему усугублению дефицита гостиниц категории «3 звезды».
Гостиничный номерной фонд Москвы растет в среднем на 20% в год. Причем, в основном рост обусловлен увеличением числа гостиниц высокого сегмента – «4 - 5 звезд». Такая тенденция объясняется тем, что сроки окупаемости дорогих отелей гораздо меньше, а заполняемость отелей в Москве высока у всех сегментов.
Основная часть гостиниц Москвы сконцентрирована в Центральном и Северо-Восточном округах (рис.14). В общей сложности на эти два округа приходится около половины столичного гостиничного фонда. Все гостиницы категории «5 звезд» расположены в центре города, так же как и большая часть отелей категории «4 звезды».
Рисунок 14. Структура распределения гостиниц по округам Москвы на 01.01.2008 г.[7]
Номерной фонд Москвы в 2007 г. в качественном и количественном отношении претерпел некоторые изменения, однако их недостаточно для значительного изменения ситуации на рынке. Так, из 17 заявленных на 2007 г. гостиничных объектов (2 680 номеров) было открыто 8 объектов общим номерным фондом 1724 номера (табл. 7).
Таблица 7
Наиболее значимые гостиницы, открытые в Москве в 2007 г.
Гостиница | Адрес | Категория | Кол-во номеров | Оператор | Бренд |
Ritz Carlton Moscow | Тверская ул., 3 | 5* | Ritz Carlton Hotel Company L.L.C. | Ritz Carlton | |
MaMaison Pokrovka Suite Hotel | ул. Покровка, 40, стр. 3 | 5* | Orco Group | MaMaison | |
Crowne Plaza Moscow World Trade Centre | Краснопресненская наб., 12 | 4*+ | ЦМТ (по франшизе ICHG) | Crowne Plaza | |
Milan Wel Hotel | Шипиловская ул., 28А | 4* | WEL Hotels & Resorts | WEL | |
Borodino | Русаковская ул., 13 | 4* | WEL Hotels & Resorts | WEL | |
«Никитская Ассамблея» | Б. Никитская ул., 12/1 | 4* | ЗАО «Стабильная линия» | «Ассамб-лея» | |
«Красотель -Элькост» | Котельническая наб., 29 | 4* | - | - | |
«Maxima Славия» | Ярославское шоссе, 44 | 3* | Maxima Hotels | Maxima | |
«Россвязьнадзор» | Старокаширское шоссе, 2, к. 10 | 3* | - | - |
Среди открывшихся гостиниц две относятся к классу «пять звезд» (418 номеров), 3 - к классу «четыре звезды» (1127 номеров) и 3 - к классу «три звезды» (183 номера). Таким образом, больше всего пополнился номерной фонд отелей класса «четыре звезды». Однако, темпы ввода гостиничных объектов по сравнению с 2006 г. сократились практически в 2 раза - в 2006 г. было введено в эксплуатацию 15 новых гостиниц общей ёмкостью 2616 номеров. Самыми значимыми событиями 2007 г. стали открытие отеля «Ritz Carlton» на Тверской на месте снесенной гостиницы «Интурист» и первого в Москве апарт-отеля «Pokrovka Suite Hotel» по адресу ул. Покровка, 40, стр. 3.
Объекты размещения Москвы неохотно проходят классификацию средств размещения на категорию. В 2007 г. классификацию прошли только 4 гостиницы (табл. 8). В настоящее время в Москве всего 24 объекта гостеприимства, прошедших классификацию и подтвердивших присвоенную категорию, что составляет всего 12,5% от общего количества гостиниц. Причиной наличия такого малого количества классифицированных объектов являются высокие требования при получении категории, которые могут повлечь за собой понижение существующего класса.
Таблица 8
Гостиницы Москвы, прошедшие классификацию в 2007 г.
Название отеля | Адрес | Присвоенная категория |
Марко Поло Пресня | Спиридоньевский пер., 9 | 4* |
Новослободская | Ул. Новослободская, 23 | 3* |
Pokrovka Suite Hotel | Ул. Покровка, 40, стр.2 | 5* |
Русотель | Варшавское ш-се, 21 км | 3* |
Источник: данные Федерального агентства по туризму
Средняя заполняемость номерного фонда в Москве в 2007 г. составила 75,5% [10]. Наибольшая заполняемость приходилась на март, апрель, май, сентябрь и октябрь, что связано с повышением деловой активности в эти месяцы, а также с проведением большого числа различных выставок и конференций, как международных, как и региональных (рис.15). В этот период основной спрос на размещение в гостиницах составляют бизнес-туристы. Пониженный спрос на гостиницы Москвы наблюдался в январе, феврале, июле и декабре. Это является вполне типичными показателями для Москвы, поскольку в эти месяцы падает деловая активность. Высокий спрос на гостиничные номера традиционно обеспечивают 2 категории туристов, посещающих Москву: приезжающие с экскурсионно-познавательными целями и бизнес-туристы. В последнее время отмечается также рост такой категории, как конгресс-туристы, что связано с увеличением количества и уровня проводимых в Москве конференций и выставок.
Туристы, посещающие Москву с познавательными целями, в основном предъявляют спрос на гостиничные услуги среднего сегмента (2-3 звезды). Причем продолжительность пребывания таких туристов в столице составляет в среднем 3-5 дней. Бизнес - туристы, в основном иностранные, предпочитают гостиничные услуги высокого сегмента (4-5 звезд), и продолжительность их пребывания в столице составляет в среднем 3 дня. Однако, доля туристов, посещающих Москву с экскурсионно-познавательными целями, ежегодно снижается. В первую очередь это связано с нехваткой гостиничных мест и высокими ценами на размещение. При этом уровень сервиса в гостиницах категории «2-3 звезды» часто не оправдывает высоких цен.
Рисунок 15. Средняя загрузка гостиниц Москвы в 2007 г., в % [10]
По стоимости проживания Москва занимает одно из первых мест в Европе. В среднем за 2008 г. цены в столичных отелях выросли на 20-25 % (табл.9). Постоянный дефицит гостиничных мест будет продолжать способствовать росту стоимости проживания.
Таблица 9
Диапазон цен на проживание в различных категориях отелей Москвы в 2008 г.[10]
Катего-рия отеля | Средняя цена номера в сутки, руб. (не включая НДС) | |||
Стандарт | Люкс | |||
min | max | min | max | |
2* | 4 027 | 2 508 | 5 711 | |
3* | 1 907 | 6 102 | 2 881 | 11 228 |
4* | 5 085 | 17 000 | 7 203 | 32 200 |
5* | 11 400 | 29 000 | 20 412 | 125 000 |
Правительство Москвы предпринимает ряд мер по повышению привлекательности гостиничного рынка, в том числе вводит льготы для девелоперов: столичные власти готовы предоставлять ряд льгот инвесторам в гостиничную недвижимость; город обязуется за свой счет подготовить земельные участки к аукциону, то есть выставить гостиничную землю на торги без обременений; подготовить за счет бюджета акт разрешенного использования (АРИ). Также власти готовятся удешевить отельерам подключение к электросетям, освободить от обязанности тянуть трубы и дороги при строительстве малых отелей (до 100 номеров). Кроме того, повышению интереса девелоперов к гостиничному рынку столицы способствует постепенное насыщение офисного и торгового сегментов коммерческой недвижимости и рост цен в самом гостиничном сегменте. Как следствие - инвестиции в гостиничную недвижимость постоянно растут. Одновременно власти намерены штрафовать инвесторов, которые покупают земельные участки под строительство гостиниц, а потом меняют их функциональное назначение – вместо отелей строят офисы, магазины или жилье.
На столичный рынок приходит все больше гостиничных брендов. При этом происходит не только расширение деятельности международных управляющих компаний, уже представленных на рынке, но и приход новых операторов. Развиваются и российские управляющие компании, однако они в большой степени ориентированы на регионы, так как гостиничный рынок регионов считается весьма привлекательным и еще мало освоенным.
В ближайшие несколько лет в Москве ожидается ввод в эксплуатацию ряда крупных значимых высококлассных гостиничных объектов, как самостоятельных, так и в составе многофункциональных комплексов, что может удовлетворить спрос со стороны гостей столицы, не ограниченных в бюджете. Дефицит номеров средней ценовой категории, на которую предъявляется наибольший спрос, сохранится, а это, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему росту цен, и препятствовать развитию культурно-познавательного и экскурсионного туризма в столице.
Одной из тенденций дальнейшего развития московского гостиничного рынка будет увеличение количества проектов гостиниц в составе офисно-гостиничных центров, многофункциональных и спортивно-досуговых комплексов. А также активно продолжит свое развитие новая для российского рынка тенденция - строительство малых гостиниц и апарт-отелей.
Таким образом, современная активизация туризма ставит перед гостиничной отраслью достаточно сложные задачи, главные из которых - развитие отраслевой инфраструктуры, рост и модернизация гостиничного сектора и повышение конкурентоспособности гостиничного комплекса.