Корпоративная и функциональная стратегия
Крупная фирма с дивизиональной структурой имеет, как правило, три уровня стратегических решений (рис. 2.1): 1) корпоративный, 2) деловой, 3) функциональный. Корпоративная (портфельная) стратегия— это стратегия,которая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия. Корпоративная стратегия включает: • распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа; • решения о диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии; • изменение структуры корпорации; • решения о слиянии, приобретении, вхождении в ФПГ или другие интеграционные структуры; • единую стратегическую ориентацию подразделений. Функциональные стратегии — стратегии, которые разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой стратегии. Это стратегия маркетинга, финансовая, производственная стратегия и т. д. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии. 19.
Формирование целей
Понятие и виды целейцели — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельностьЦели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом. В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные.
Направления установления целей
В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой организации устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров организации, желательное состояние которых выступает в виде целей организации, так и по количественной оценке этих параметров. Однако, несмотря на ситуационность в фиксации набора целей, существует четыре сферы, в которых организации устанавливают свои цели: 1) доходы организации; 2) работа с клиентами; 3) потребности и благосостояние сотрудников; 4) социальная ответственность.
УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙЗадача предпринимателя при определении миссии фирмы состоит в том, чтобы выявить момент, когда появляющиеся возможности или угрозы в окружающей среде делают желательным пересмотр долгосрочного направления развития фирмы. Цель служит для выработки направлений деятельности и прогресса компании. Цель предприятия – это желаемое состояние, которого можно достичь скоординированными усилиями всех сотрудников в заданный промежуток времени.
Цель должна удовлетворять трем условиям. Она должна быть: 1. Фиксирована во времени. Она должна быть достигнута к четко определенному сроку. Цель без временных ограничений – всего лишь лозунг. 2. Однозначна по содержанию. Содержание должно быть сформулировано ясно, так, что бы не было места для разночтений. 3. Выражена количественно. Только так можно будет определить, достигнута она или нет к намеченному сроку. Цели должны обладать рядом характеристик.
o конкретность (сформулированный конечный результат);
o обозримость (срок выполнения);
o реальность, реализуемость (достижимость);
o количественная определенность;
o логичность (одна не противоречит другой);
o эффективность (результативность и прибыльность);
o построение по иерархическому принципу.
Установление целей – процесс, проходящий сверху вниз в корпорации и служащий менеджерам низших звеньев управления ориентиром в выполнении ими и сотрудниками их подразделений своих задач для достижения общих целей корпорации. Иерархия целейВ любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складываетсяиерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Специфика иерархического построения целей в организации обусловлена тем, что: Иерархия целей играет очень важную роль, так как она устанавливает «связность» организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в достижение целей организации в целом.