Основные разновидности мировых цен и цены международных контрактов
Итак, в настоящее время в международной торговле ценообразование происходит в результате взаимодействия конкурентных сил в пределах мирового рынка и влияния административного я государственного регулирования.
Дело в том, что крупнейшие компании-производители стремятся ориентироваться на долгосрочные программы, которые должны обеспечить устойчивость рыночных условий и предсказуемость действующих цен.
Это и приводит к тому, что цены на мировом рынке устанавливаются не как следствие стихийной ценовой конкуренции, а в результате согласованной рыночной деятельности ограниченного числа наиболее крупных компаний-производителей.
Поэтому при принятии решений о позиционировании того или иного товара на мировом рынке следует ознакомиться с существующим на этом рынке уровнем цен.
Все цены мирового рынка принято делить на публикуемые и расчетные (Рис. 25).
Как правило, публикуемые цены представляют собой цены крупнейших поставщиков данного вида продукции. Например, для пшеницы определяющими мировыми ценами являются экспортные цены, установленные Канадой, для пушнины — цены Санкт-Петербургского и Лондонского аукционов и др.
Публикуемые цены включают в себя справочные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены фактических сделок, цены предложений крупных предприятий.
Публикуемые цены публикуются в специальных а фирменных источниках информации. К таким источникам информации относятся различного рода прейскуранты, экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги и др.
Рис. 25. Публикуемые и расчетные цены
мирового рынка
Публикация различных цен такого рода может производиться регулярно либо эпизодически (например, но факту совершения той или иной контрактной операции).
Расчетные цены обычно используются в контрактах на нестандартное и специальное оборудование, поставляемое по индивидуальным заказам. В таких случаях расчетный метод является, как правило, единственным способом предъявления начальной цены. Такая цена обычно рассчитывается поставщиком или подрядчиком. Зачастую в окончательном виде подобная цена определяется только после выполнения и приемки заказа. Информация о ценах на специальное оборудование появляется в печати эпизодически и не может без проведения соответствующих расчетов быть напрямую использована для задания уровня цены данного заказа. Источники информации, используемой для установления или для расчета уровней цен представлены на рис. 26.
Отметим, что в большинстве случаев установленные цены (как публикуемые, так и расчетные) носят лишь предварительный, справочный характер.
Уже говорилось, что по условиям контракта пря использовании расчетных методов ценообразования окончательное значение цены может устанавливаться лишь после выполнения заказа и с учетом результатов его выполнения.
Рис. 26. Источники информации для установления цен во внешнеэкономической деятельности
В случае использования какого-либо вида публикуемых цен их следует рассматривать лишь в качестве отправных точек для фактического совершения сделки. Это объясняется широким применением специальных надбавок и скидок
(Рис. 27).
Рис. 27. Надбавки и скидки в мировой торговле
Применение различного рода надбавок и скидок позволяет временно или применительно к разным регионам или к различным категориям покупателей устанавливать фактическую отпускную цену товара без изменения его базовой цены.
Надбавки к обычной цене могут быть установлены при выполнении поставок по индивидуальным заказам, при обеспечении особых требований к качеству, за предоставление специальных сервисных услуг и т. д.
Скидки могут предоставляться за поставку стандартных видов оборудования или сырья в обычном виде (общая, или простая, скидка), за объем поставки (скидка за оборот, или бонусная скидка), за приобретение партии товара сверх заранее оговоренного уровня (прогрессивная скидка), а также для тех категорий покупателей, в которых предприятие особо заинтересовано, например, для оптовиков, постоянных покупателей, покупателей, приобретающих пробные партии и заказы и т. п. (специальные скидки).
Рассмотренные соображения могут быть приняты предприятием в качестве ориентира для учета складывающейся конъюнктуры при установлении цен, с которыми она может выйти на мировой рынок. Однако в окончательном виде цена товара устанавливается в соответствующем международном контракте.
Под ценой международного контракте понимается цена, зафиксированная в соответствующем документе о международной сделке купли-продажи.
Контрактные цены в международной торговле обычно значительно отличаются как от действующих цен на внутреннем рынке, так и от прейскурантных и справочных цен.
Переход от цены-ориентира к записанной в контракте цене конкретной сделки осуществляется путем внесения ценовых поправок. Это могут быть как надбавки, так и скидки с цены, принятой в качестве ориентира.
Все виды поправок к базовой цене можно разделить на поправки, общие для всех сделок, и на поправки, связанные с особенностями данного товара (Рис.28).
| |||
Рис. 28. Поправки к ценам международных контрактов
Вид валюты, в которой совершается сделка, должен быть оговорен при заключении любого контракта. Обычно это доллары США. Но при заключении контрактов на некоторые товары сделки совершаются в традиционно принятой для этого вида товаров валюте. Например, контракты на каучук и цветные металлы обычно заключались я английских фунтах стерлингов, а на сталь — в шведских кронах. С введением единой европейской валюты евро практика назначения цен в международных контрактах, разумеется, пересматривается.
Поправка на условия платежа вносится потому, что платежи в принципе могут осуществляться различными способами — по наличному либо безналичному расчету, аванс, по факту поставки товара или в кредит, целиком или в рассрочку н т. д. Естественно, что контрактная цена при платеже наличными, а тем более при платежах авансом назначается ниже, чем при платежах в кредит.
Поправками на базисные условия нельзя пренебрегать тогда, когда транспортные расходы в разной степени влияют на мировую цену, являющуюся ориентиром, и на цену конкретной сделки. Цена условий поставки может колебаться от цены франко-отправления до цены франко-назначения. В первом случае цена на товар ограничивается производственными расходами, прибылью, а также расходами по доставке товара в пункт начала основной транспортировки товара к покупателю. Обычно таким исходным пунктом является склад поставщика. Во втором случае цена включает также расходы по транспортировке товара до конечного пункта его потребления. Обычно таким конечным пунктом является склад потребителя. На практике, особенно в России, применяется также и дифференцированный учет расходов, совершаемых при транспортировке от склада поставщика до склада потребителя. Например, отдельно выделяются стоимости работ по погрузке товара в пункте отправления и по его выгрузке в пункте назначения. Чем большую долю расходов принимает на себя продавец (поставщик), тем структурно более полной считается такая цена, и наоборот.
Специальные надбавки для отдельных товаров применяются в следующих случаях.
Параметрические методы ценообразования применяются тогда, когда потребляемый параметр данного товара может быть количественно измерен. В таких случаях обычно используется метод удельной цены, то есть цены, приходящейся на потребляемую единицу товара (иногда это просто его физическая единица). Естественно, что при изменении объема поставки или другого количественного изменения потребляемого параметра цена контракта должна быть изменена. Обычно такие поправки используются при поставке стандартных изделий машиностроения.
В случаях, когда потребляемый товар может поставляться потребителю в различных комплектациях или при различных вариантах сборки, используются различного рода поправки на комплектацию. Проблема состоит в том, что ряд узлов и деталей, входящих в состав тех или иных комплектаций, по отдельности не продается. Поэтому для таких деталей и узлов мировые цены-ориентиры нельзя считать установленными. Для этих деталей и узлов обычно применяются расчетные методы с использованием средних и удельных показателей. Такие средние и удельные показатели обычно приводятся в международных статистических сборниках.
Для серийной продукции применяются поправки на величину серийности этой продукции. Поправки такого рода распространены в тех отраслях, в которых до изготовления хотя бы одного изделия необходимо затратить значительные средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИР и ОКР), создание производственных мощностей, технологическую разработку. Такая ситуация характерна, например, для судо- и авиастроения. Упомянутые выше расходы понести все равно придется. Но в случае большей серийности эти расходы удается распределить между большим числом изделий, поэтому пена одного изделия оказывается более низкой. Кроме того, если заказывается серия изделий, то оборудование для создания производственной базы заказывается оптом, что обходится дешевле, а в результате совершенствования производственных методов затраты на производство последующих изделий снижаются. Таким образом, контрактная цена должна при увеличении заказываемой серии уменьшаться.
При определении всех вышеописанных поправок необходимо учитывать так называемое скольжение цен. Дело в том, что цены сделок определяются в момент заключения контракта, но при значительном разрыве во времени между датой заключения контракта и фактической поставкой данного товара эти цены могут существенно измениться. Такое изменение цен на изделие обычно вызывается изменением цен на сырье, топливо и рабочую силу. Поэтому в текст контракта вносится оговорка, что контрактные цены в период исполнения данного контракта подлежат пересмотру, если оказывается, что изменились заранее согласованные условия. Такие оговорки особенно необходимы в условиях инфляционных процессов.
Таким образом, цены в экспортных и импортных контрактах указываются с учетом существующего уровня мировых цен и динамики их развития.
В контрактах также должен быть указан способ учета расходов по транспортировке и погрузочно-разгрузочным работам. Иными словами, в документе должно быть указано, какие именно из этих расходов включаются в цену товара, а какие — нет. Поэтому в международных контрактах указывается вид цен, используемых при поставках по данному контракту. Разновидности цен, указываемых во внешнеторговых контрактах, приведены на рис. 29.
Практически во всех странах правительства поощряют выход своих производителей на международный рынок. Выход экспортеров на мировой рынок позволяет увеличить валютные поступления в бюджет собственной страны и ведет к развитию производства.
Рис. 29. Цены, указываемые в международных контрактах
Стимулирование экспортеров достигается путем снижения экспортных пошлин, предоставления различных льгот и субсидий, в том числе налоговых льгот. Для получения таких льгот экспортеры должны собрать документы, подтверждающие факт экспорта. Тогда контрактная цена экспортера будет представлять собой верхний предел иены при экспорте.
Нижний предел цены при экспорте будет представлять собой сумму производственных расходов, установленной прибыли производителя, расходов на доставку товаров до пункта, указанного в контракте, а также различных сборов, взимаемых за таможенное оформление данного товара.
При импорте интерес представляет верхний предел цены, которую с точки зрения покупателя целесообразно уплатить за ввозимый товар.
Для продавца импортируемого товара верхним пределом цены этого товара является та цена, за которую его можно продать на внутреннем рынке той страны, куда осуществляется ввоз.
В целях стимулирования импорта наиболее нужных или дефицитных товаров некоторые таможенные пошлины могут быть уменьшены или даже совсем сняты.
Вопросы для самопроверки
2. Какие факторы вызывают рост цен на товары и услуги?
3. Какие национальные особенности регулирования цен и денежного обращения в Российской Федерации?
4. Какие существуют виды кредита?
5. Как соотносятся кредитование и инфляционные процессы?
6. Что такое цена кредита?
7. Что такое базовая процентная ставка?
8. Чем определяется уровень процентных ставок за кредит?
9. Что означает прямое государственное регулирование цен?
10. Что такое базовая ставка «прайм-рейт»?
11. В чем заключается определение процентной ставки кредита по методу «ценового лидерства»?
12. Что следует понимать под понятием «мировые цены»?
13. Какие факторы мирового рынка влияют на ценообразование в обрабатывающей промышленности?
14. Какие факторы мирового рынка влияют на ценообразование сырьевых товаров?
15. Что такое открытые и закрытые рынки?
16. Что такое публикуемые и расчетные цены?
Тесты к главе 6 | Ответ |
1.Что представляет собой денежная масса в финансово-кредитной системе? а) Средства для формирования бюджетов разных уровней; б) Совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот физических и юридических лиц; в) Механизм для накопления ресурсов во всех финансовых институтах. | |
2.Как изменяется движение цен на рынке при избыточном предложении товара? а) Происходит относительное снижение цен; б) Происходит относительное повышение цен; в) Ничего не меняется. | |
3. Какие элементы влияют на сбалансированность денежной массы? а) Скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта; б) Изменение экономических процессов; в) Спрос на деньги со стороны производства и предложение денег со стороны ЦБ. | |
4.От каких факторов зависят объемы кредитных вложений? а) От уровня цен в стране; б) От величины ВВП; в) От политической обстановки. | |
5.Что представляет собой международный кредит? а) Кредит, выдаваемый ЦБ по ставке рефинансирования; б) Совокупность финансово-кредитных действий, осуществляемый на международном уровне; в) Кредит представляемый исполнительным органом государства. |
Выводы
Ценообразование - неотъемлемая часть маркетинга любого предприятия, творческий и научный процесс одновременно. Конечно, успех ценовой политики фирмы может зависеть от интуиции специалистов ценам, но и она в конечном счете не свободна от существующих закономерностей процесса ценообразования. Необходимо знание всех возможный ценовых стратегий, методов и тактических ценовых приемов, чтобы из них выбрать лучший. Необходимо также предвидеть весь спектр возможных последствий принятия ценовых решений с учетом действующих рыночных закономерностей и факторов, влияющих на цены. Именно такой аспект рассмотрения основ ценообразования представлен в первых двух разделах пособия.
Анализ цен - важное условие статистического обеспечения ценообразования. Основная задача статистики цен - отразить и проанализировать состояние и поведение цен, т.е. их уровень, колеблемость, динамику и взаимосвязи. Для этого в статистике применяются разнообразные методы: группировки, показатели средних и эластичности цен, пространственной и динамической вариации цен, индексы, модели динамики и зависимости цен от различных факторов и другие. Методики анализа цен на макроуровне и на уровне фирмы основаны на базовых статистических оценках, но в то же время имеют свою специфику, что по возможности отражено при изложении разделов пособия.
Так как анализ, как правило, проводится комплексно, то отнесение статистических показателей и методов анализа цен к разным разделам условно, например, построение тренда используется при изучении вариации, динамики и прогнозирования цен, показатель уровня цен является базовым и применяется при любых расчетах. Статистические показатели цен составляют единую взаимоувязанную систему.