Анализ и развитие интернет - маркетинговой среды в России
Сегодня можно с уверенностью сказать, что сеть Интернет в России развивается семимильными шагами. Количество web-сайтов растет со скоростью 30 сайтов в день. Пользователями Интернета являются 82 миллиона россиян или 66% населения России в возрасте 12 - 64 лет, по данным TNS – ведущей исследовательской компании в области измерения аудитории средств массовой информации – за январь – март 2015 года. Ежедневно выходят в Сеть 53% россиян от 18 лет и старше или 62 миллиона человек. Таковы результаты опроса 18 тыс. респондентов от 18 лет и старше, проведенного Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) летом 2015 года в 205 городских и сельских населенных пунктов 64 субъектов РФ.
Важным фактором развития электронной торговли в 2012 году в России является высокий темп роста мобильного интернета. Увеличение количества смартфонов среди пользователей сети, а также распространение технологии 4G переносит значительную долю потенциальных покупателей в мобильную сферу продаж. Адаптация для мобильных устройств главной версии электронного ресурса становится важной задачей программы интернет - маркетинга.
По данным журнала «ITNews» в России за период с 2012 года по 2014 год реализовано 87 млн мобильных устройств, 87,8 % которых имеет функцию выхода в мобильный интернет, что свидетельствует об интересе у пользователей сети к данному сегменту электронного рынка. Результаты анализа TNS показали, что количество пользователей мобильного интернета в России за 2013 год составило 13,6 млн человек (рис. 4)
Рисунок 4 - Объем пользователей мобильного интернета в России по видам технических устройств для доступа в Интернет
Одним из основных факторов развития мобильного интернета в России является активное посещение пользователями социальных сетей, которые на сегодняшний день завоевали 80% аудитории. В зависимости от региона пользователи проводят в социальных сетях от 30 до 41% от своего времени, проведенного в Интернете. Больше всего времени в социальных сетях проводят жители городов с численностью населения менее 100 тыс. - 41%. Согласно международным исследованиям, Россия заняла первое место по показателю продолжительности времени, проведенному в социальных сетях. По данным TNS Web Index за март 2013, в топ-5 самых популярных ресурсов Интернета в России по показателю среднесуточной аудитории вошли Яндекс (35 проектов, аудитория 30,7 млн. чел.), Mail.ru (31 проект, аудитории 28 млн. чел.), Vk.com (аудитория 27,9 млн. чел.), Odnoklassniki.ru (19 млн. чел) и Google (ru+com, 13,6 млн. чел.).
Особое внимание следует уделить развитию такого направления, как вирусный маркетинг, представляющий собой распространение вирусной рек- ламы. По данным информационного интернет - портала ADME.RU, впервые использование элементов вирусного маркетинга в сети Интернет российскими компаниями отмечено в 2005 году. Несмотря на широкое использование данного маркетингового инструмента в странах Европы и США, российские компании только начинают использовать вирусный маркетинг на полную мощность.
Исследование вирусного контента на российском электронном рынке компанией ADME.RU показало, что в настоящее время сформирована группа компаний - лидеров в данном сегменте Аффект, MyDuck'sVision и Grape, им принадлежит более 50 % бюджета вирусной рекламы, бюджет единицы рекламного продукта может составлять от 1,7 до 2,5 млн руб. Данные компании специализируются только на производстве вирусного маркетингового продукта. Остальной рынок делится среди крупных рекламных агентств, телевизионных студий и группами фрилансеров.
В настоящее время Россия осуществляет переход от количественного роста пользователей Интернета к этапу широкого предоставления услуг электронной коммерции: Интернет – маркетинга и Интернет — рекламы. Средний бизнес уже больше двух лет активно осваивают данные услуги.
По данным компании Data Insight, аудитория интернета в России третий год «лежит на полке». Для проверки этого тезиса Data Insight проанализировала данные о стаже пользователей интернета, задавая вопрос «как давно вы начали пользоваться интернетом?».
За 2014 год в интернете появилось всего 2% от общего числа пользователей, тогда как в 2013 – 8% от всех пользователей, а в 2012 – 12%. Таким образом, хорошо видно, что пик роста аудитории интернета в России прошел.
С учетом того, что число пользователей превысило 80 миллионов человек, нет оснований предполагать ускорение темпов роста интернет-аудитории в дальнейшем.
Российская интернет - аудитория прирастает жителями регионов, относительно небольших населенных пунктов, представителями старших возрастных групп. Именно эти категории будут в ближайшее время обеспечивать рост Рунета, поскольку молодые и среднего возраста люди из крупных городов давно стали активными пользователями.
Для интернет - компаний это может иметь несколько последствий. Во-первых, появляются новые социально-демографические группы потенциальной аудитории нишевых сервисов (продукты для детей, для пенсионеров и так далее).
Во-вторых, компании с массовыми, ориентированными на широкую аудиторию сервисами (например, поисковые системы) вынуждены заботиться об адаптации своих разработок и интерфейсов под нужды самых разных людей: пользователей медленного или дорогого Интернет-соединения, несовершеннолетних, которых нужно защищать от опасного контента, немолодых людей, которые еще не знакомы со способами интернет-мошенничества и другими типичными сетевыми угрозами.
В результате можно утверждать, что быстро растущая аудитория сети Интернет может представлять область повышенного интереса для большинства рекламодателей. В США Интернет давно перестал считаться специфической рекламной средой, однако в России наоборот - еще далеко не все бизнесмены рассматривают его как серьезный и эффективный инструмент для развития бизнеса и готовы рисковать и вкладывать в это деньги. Труд людей, занимающихся продвижением сайтов и PR-ом компаний в Интернете, обесценен. Именно такая ситуация является одной из основных причин низкого уровня развития Интернет - маркетинга в России.
Привлекательность Рунета в качестве средства маркетинговых коммуникаций чрезвычайно высока как с точки зрения объема аудитории, так и с точки зрения ее качества. Несмотря на сдерживающий фактор в развитии электронной инфраструктуры отечественные компании успешно используют зарубежный опыт в сфере электронной торговли, что свидетельствует о необходимости его постоянного мониторинга и изучения.
2.3 Перспективы развития и использования интернет-маркетинга в МОЦ "Арена Мультимедиа"
Поскольку в последнее время, поиск дополнительных образовательных услуг происходит в основном с использованием Интернет-объявлений, поисковиков, а также сайтов соответствующей тематики, то вполне очевидно, что хороший сайт будет являться для образовательного центра «Арена Мультимедиа» хорошим подспорьем в поисках клиентуры.
Как уже говорилось выше, у центра «Арена Мультимедиа» также есть свой официальный сайт (Приложение Б). Краткое описание сайта представлено в таблице 5.
Таблица 5 – Краткое описание официального сайта учебного центра
Название страницы | Описание (содержание) страницы |
Главная | На главной странице сайта представлена информация о центре в целом, перечень самых популярных курсов, баннеры с проводимыми акциями и бонусами для посетителей. |
Курсы (Супермаркет курсов) | Данная страница сайта является самой важной и насыщенной, так как здесь перечислены все образовательные программы с полным содержанием и описанием курсов. |
Трудоустройство | Центр «Арена Мультимедиа» выпускает специалистов в сфере IT-технологий и дизайна, и зачастую лучшим выпускникам помогает в трудоустройстве. Данная страница содержит список вакансий от компаний-партнеров «Арены Мультимедиа». |
Галерея | Страница содержит фотоальбомы с различных мероприятия, в которых центр принимал участие, также фото с занятий и мастер-классов. |
Контакты | На странице контактов предоставлены адрес и телефоны. Любой пользователь, зайдя на сайт, может посмотреть контакты и напрямую обратиться в любое удобное ему время, получить более подробную консультацию. |
Следует отметить, что на сайте центра «Арена Мультимедиа» присутствуют очень много полезных функций: есть форма заявки для клиентов, в ней клиент может в любое время дня и ночи оформить свою заявку на обучение или посещение пробного занятия. Кроме того, через сайт можно заказать обратный звонок. На каждой странице с описанием курса посетители могут увидеть преподавателя, какой документ (сертификат) вы получите после обучения, а также проектные работы выпускников по каждой программе.
Чтобы понять, насколько хорошо оптимизирован сайт образовательного центра и имело ли место его активное продвижение, необходимо его проанализировать. Для наиболее точной наглядности и представления положения сайта организации в сети Интернет автор приводит следующие показатели (Таблица 6). Данные взяты за период 2013 – 2015 год.
Таблица 6 – Показатели сайта из отчета Яндекс.Метрики
Источник информации | Показатели | ||
2013 год | 2014 г. | 2015 г. | |
Посещаемость сайта | 64 951 | 111 103 | |
Новые посетители | 19 896 | ||
Время на сайте | 3,16 мин | 3,38 | 7, 43 мин |
Глубина просмотра | 2,96 | 3,14 | 2,82 |
Социальные сети | |||
Рекламная система (Яндекс Директ) | 12 160 | ||
тИЦ |
Приведенные показатели в таблице 6 взяты из отчетов Яндекс Метрики по каждому анализируемому году. Яндекс Метрика являетсяэффективным и бесплатным сервисом, предназначенный для оценки посещаемости веб-сайтов, и анализа поведения пользователей. Это отличный помощник для SEO-специалистов, а также руководителей.
Подробнее о каждом показателе:
Глубина просмотра (сайта) – один из поведенческих факторов, учитываемых поисковыми системами при ранжировании сайтов. Выражается в количестве страниц, открытых пользователем в течение одного посещения ресурса. В связи с тем, что сегодня поисковики анализируют именно поведение пользователей на сайтах – таков тренд, – глубина просмотра приобретает важнейшее значение в поисковой оптимизации, напрямую оказывая влияние на позиции ресурса в выдаче. Поэтому чем глубже посетитель переходит по сайту, тем больше время его пребывания на нём.
Для получения объективных данных о степени «раскрученности» сайта, автор воспользовался онлайн-сервисами экспресс-анализа pr-cy.ru и cy-pr.com, которые достаточно точно позволяют выявить тИЦ и PR сайта, уровень индексации в поисковых системах и другую полезную информацию.
Тематический индекс цитирования (тИЦ) определяет «авторитетность» Интернет-ресурсов с учетом качественной характеристики ссылок на них с других сайтов. Само по себе количество ссылок на ресурс также влияет на значение его тИЦ, но тИЦ определяется не количеством ссылок, а суммой их весов. Тематический индекс «Яндекса» учитывает количество ссылок на сайт с других сайтов, придавая этим ссылкам разный «вес» (то есть значимость) в зависимости от авторитетности ссылающегося сайта.
Рекламная система (Яндекс.Директ) - инструмент для размещения контекстных рекламных объявлений на страницах Яндекса и на сайтах-участниках его рекламной сети.
Подводя итог, по выше предоставленной таблице можно сделать следующие выводы:
1. Посещаемость сайта с каждым годом растет: за 2015 год сайт посетило на 69% больше человек, чем в предыдущем году. Средняя посещаемость сайта в сутки, согласно статистике от LiveIntenet - 920 чел. Количество новых посетителей возросло на 53% по сравнению с результатом предыдущего года. Данные показатели являются достаточно высокими, что свидетельствует о росте интереса и привлекательности сайта, а также о хорошей рекламной деятельности организации в среде Интернет.
2. Авторитетность (тИЦ) сайта в 2015 году повысилась в 1,5 раза. Объяснение этому яркому росту популярности сайта является то факт, что в течение 2015 года у образовательного центра «Арена Мультимедиа» появились новые партнеры, центр активно принимал участие в различных выставках и мероприятиях.
3. Интерес посетителей сайта значительно вырос, среднее времяпровождения клиента на сайте составляет 4,65 минут.
4. В связи с популяризацией социальных сетей, у центра появился новый сегмент клиентов. Арена Мультимедиа ведет активную деятельность в социальных сетях: Вконтакте, Instagram, Facebook.
В целом можно сказать, Сайт имеет достаточно привлекательный дизайн. И это положительно действует на восприятие сайта. Нельзя, чтобы слишком яркий и стильный дизайн отвлекал от коммерческой информации и продаж.
По функциональности и соответствию сайта, общим требованиям для современных коммерческих сайтов, также, нет особых замечаний.
Сайт МОЦ «Арена Мультимедиа» построен на языках HTML, PHP. Работает достаточно быстро. Кроме этого, на сайте можно отметить фирменный стиль разработчиков. Есть и некоторые недочёты, но, в общем, с технической точки зрения сайт разработан на хорошем уровне.
Для того, чтобы лучше понять возможности Интернет-маркетинга в рассматриваемом агентстве недвижимости, рассмотрим SWOT-анализ развития "Интернет-маркетинга" в "Твинсервисе", в таблице 2.10 приложения №3.
Из таблицы 2.10 мы видим, какие преимущества будет давать агентству недвижимости Интернет-маркетинг: увеличит объем продаж услуг, увеличит количество клиентов, даст возможность круглосуточно обслуживать клиентов, будет повышать имидж ООО "Твинсервис", позволит повысить агентству конкурентоспособность, уменьшит затраты агентства на рекламу.
Итак, во второй главе выпускной квалификационной работы, мы дали оценку маркетинговой деятельности агентства недвижимости ООО "Твинсервис". В результате анализа мы пришли к следующим выводам:
в прошлом году, как и в отчетном году, рассматриваемое агентство недвижимости - прибыльно и рентабельно. Причем его валовая прибыль, прибыль от продаж, налогооблагаемая прибыль и чистая прибыль увеличивается в отчетном году по сравнению с прошлым годом;
существенное негативное влияние на агентство недвижимости "Твинсервис" оказывают следующие факторы макросреды: налоговая политика (-9), инвестиционный климат в отрасли (-4), налогообложение недвижимости (-4), рост цен на сырье и комплектующие (-4), платежеспособны спрос населения (-4), структура доходов и расходов населения (-4). Существенное положительное влияние на деятельность предприятия оказывают такие факторы, как устойчивость цен на энергоресурсы, экономический рост на рынке недвижимости в РФ, высокий спрос на жилье в РФ, демографические изменения в РФ;
агентство недвижимости "Твинсервис" обладает следующими конкурентными преимуществами - система скидок постоянным клиентам, сотрудничество со Сбербанком РФ по ипотечным кредитам, является членом торгово-промышленной палаты, что способствует развитию ее предпринимательской деятельности. Агентство недвижимости "Твинсервис" осуществляет все операции на рынке недвижимости в режиме полного цикла, положительный имидж агентства. На данным момент агентство недвижимости "Твинсервис" лидирует на рынке города Тулы, его основными конкурентами Является "Домашний очаг" и "Инвест Недвижимость";
сильными сторонами внутренней среды агентства недвижимости являются, финансовые возможности, способности к лидерству, качество торговой марки, репутация на рынке, степень вертикальной интегрированности. А такие позиции как организационная структура, репутация как работодателя, инновации, уровень маркетинга являются слабыми сторонами внутренней среды организации;
изучая ценовую политику агентства недвижимости, мы пришли к выводу, что, устанавливая цены на свои услуги, агентство недвижимости не учитывает цены конкурентов и спрос потребителей на его услуги. Затратный метод ценообразования - абсолютно негибкий метод ценообразования, и, применяя его, "Твинсервис" не может быстро реагировать на постоянные изменения конъюнктуры рынка;
о сбытовой политике рассматриваемого агентства недвижимости можно судить по объему реализации услуг агентства. В агентстве недвижимости "Твинсервис" объем реализации услуг увеличился в 2011 г. на 72,8% по сравнению с 2010 г. Это свидетельствует о повышении эффективности сбытовой политики агентства недвижимости;
товарная политика ООО "Твинсервис" не соответствует принципу маркетинга: "предоставлять те услуги, которые можно продать". Потребности клиентов агентства изучаются поверхностно и нерегулярно;
маркетинговую деятельность АН "Твинсервис" мы охарактеризовали, как малоэффективной, поскольку в агентстве отсутствует отдел маркетинга, что противоречит лидирующей позиции на рынке города Тулы "Твинсервис". Кроме того, учет интересов потребителей в деятельности агентства используется слабо, не разрабатывается план маркетинга, на развитие маркетинга затрачиваются очень малые средства.
Далее во второй главе исследования, было проанализировано развитие Интернет-маркетинга в ООО "Твинсервис". Прежде всего, мы исследовали сайт агентства недвижимости. Сайт имеет достаточно минималистический дизайн. К функциональности и соответствию сайта общим требованиям для современных коммерческих сайтов, также, нет особых замечаний. Сайт ООО "Твинсервис" построен на языках разметки и программирования XHTML, PHP и Ruby. Работает достаточно быстро. Индекс цитирования на сайте агентства недвижимости достаточно высок, но всё же, его нельзя назвать большим. Средняя посещаемость сайта агентства недвижимости: согласно статистике от LiveIntenet - 516 чел. в сутки. Посещаемость сайта не очень низкая, но всё-таки, если речь идёт о недвижимости в Москве, Туле и Тульской области, а также в некоторых других городах, то она явно недостаточна для сайта такой крупной, как "Твинсервис", компании. Отсутствует активное продвижение сайта агентства недвижимости, значит Интернет-маркетинг развит в ООО "Твинсервис" недостаточно.