Исходные данные для анализа стратегических перспектив
бассейна «Коралл» на планируемый год.
№ СЦХ | Бизнес-направления (стратегические центры хозяйствования ) | Объем продаж в отчетном году, тыс. руб. | Объем рынка по в отчетном году, тыс. руб. | Темпы прироста рынка по , % | Конкуренты | Объем продаж конкур., тыс. руб. | Относительная доля компании на рынке |
А | |||||||
Абонемент взрослый | 15,4 | Бассейн «Волна» | 0,75 | ||||
Абонемент детский | 4,5 | Бассейн «Бриз» | 0,80 | ||||
Разовый талон взрослый | 16,4 | Бассейн «Бриз» | 1,22 | ||||
Разовый талон детский | 6,4 | Бассейн «Волна» | 1,34 | ||||
Медицинские справки | Поликлиника № 1 | 0,83 | |||||
Сауна | - | 0,25 |
Во втором и третьем столбцах таблицы приведены данные по объемам продаж соответствующих стратегических центров хозяйствования и емкости рынков за отчетный год. Рыночная емкость рассчитана исходя из суммарного объема продаж по всем основным конкурентам за отчетный год по соответствующим бизнес-направлениям.
Для корректной оценки темпов прироста рынков соответствующих услуг, необходимо вести расчет на основе данных динамики рыночной емкости стратегических центров хозяйствования. Маркетинговые исследования позволили определить темпы прироста рынков соответствующих услуг и объем продаж конкурентов, представленные в четвертом и шестом столбцах таблицы 3.
Для проведения портфельного анализа организации с помощью матрицы Бостонской консультационной группы «доля рынка — темп роста» необходимо рассчитать следующие показатели: 1. Относительная доля рынка стратегического центра хозяйствования по формуле:
; (1)
Относительная доля рынка определяется как отношение объема предоставляемых услуг в стоимостном выражении по данной стратегической зоне хозяйствования к аналогичному показателю главного конкурента, действующего на этом рынке.
Нанесем координаты СЦХ в матрице BCG по осям: абсцисс — относительная доля рынка СЦХ, ординат — темпы прироста рынка СЦХ [для СЦХ1 (0,75;15,4)] на рис. 1 (стр. 16).
2. Площадь круга, которая характеризует относительный показатель объема рынка , приведенный к средней емкости рынка.
Рассчитаем среднюю емкость рынка по формуле:
(2)
— количество СЦХi; — емкость рынка по каждому стратегическому центру хозяйствования; примем условный радиус
(3)
3. Доля рынка для стратегических центров хозяйствования определяется по следующей формуле и отражается, как сектор внутри круга:
(4)
Исходя из вычисленных показателей позиционируем каждый стратегический центр хозяйствования на матрице БКГ в осях координат: «Относительная доля рынка» — «Прирост рынка» на рис. 1.
Рисунок 1 — Матрица «БКГ» бассейна «Коралл»
При помощи матрицы БКГ основные бизнес-направления фирмы группируются по четырем зонам. Определим продуктово-маркетинговые стратегии для каждого из них.
1. Трудные дети. Стратегия бассейна «Коралл» может быть следующей: «раздевать» наиболее слабые и не имеющие шансов выбиться в лидеры за счет масштабов производства СЦХ и инвестировать в привлекательные СЦХ с целью превращения их в «звезды». Рекомендация организации по бизнес-направлениям, попавшим в квадрант «трудные дети» состоит в следующем: На фоне усиливающейся тяги населения России к здоровому образу жизни и масштабной программы оздоровления граждан, реализуемой Правительством страны такая услуга как продажа взрослых абонементов на плавание будет постоянно пользоваться устойчивым платежеспособным спросом. Бассейну «Коралл» необходимо наращивать свой потенциал в данном направлении, реинвестируя капитал в данную бизнес-область. Высокий темп роста рынка и значительная рыночная емкость обусловливает возможность для организации постоянно увеличивать объем предоставляемых услуг по данному бизнес-направлению в стоимостном выражении. Что касается такой услуги бассейна «Коралл» как выдача медицинских справок, то она является неотъемлемой частью большинства других бизнес-направлений. Отсюда можно сделать вывод, что в ближайшей перспективе рост рынка данной услуги продолжится, следовательно организации необходимо быть готовой к этому.
2. Звезды. Для бассейна «Коралл» такой бизнес-областью является продажа взрослых талонов на плавание. Учитывая то, что данный стратегический центр хозяйствования функционирует на достаточно емком и быстрорастущем рынке, необходимо наращивать объемы предоставляемых услуг, активно внедряя рекламные элементы.
3. Дойные коровы
В нашем случае «дойной коровой» оказалась бизнес-область продажа детских талонов на плавание. Данный СЦХ, обладает высокой относительной долей рынка (1,34), но функционирует на рынке с низким темпом роста (6,4%). Данная бизнес-область является хорошим источником финансирования «звезд», «трудных детей», а в случае с бассейном «Коралл» даже «собак». Стратегия может быть направлена на сохранение еще какое-то время рыночных позиций и постепенный уход из данной бизнес-области.
4. Собаки. Это наименее привлекательный сектор вследствие непередовых позиций на рынке и малых прибылей по сравнению с лидерами, которые пользуются преимуществами масштаба предоставляемых услуг. Таким образом, эти СЦХ, как правило, кандидаты к ликвидации. Однако, в нашем случае ситуация не столь однозначна. В бассейне «Коралл» к бизнес-области «собаки» относятся такие стратегические центры хозяйствования как продажа абонементов детских и предоставление услуг сауны . Что касается такой бизнес-области, как продажа абонементов детских, то она характеризуется относительной рыночной долей близкой к единице. То есть при благоприятном стечении обстоятельств и наращивании потенциала, возможен ее выход в область «дойных коров», что безусловно спасет ее от «раздевания». В свою очередь бизнес-направление «сауна» характеризуется большой емкостью рынка. Данный стратегический центр хозяйствования имеет большой потенциал, не используемый организацией. Рекомендуемая стратегия — выборочное инвестирование с целью усиления конкурентных позиций в случае оправданности такой стратегии в перспективе.
Итак, матрица БКГ дает наглядное представление о портфеле СЦХ бассейна «Коралл», позволяет сформулировать основные направления ее стратегий, направления развития каждого СЦХ, представить потоки инвестиций в организации и их приоритеты.
Задача 5. Осуществление анализа портфеля бизнесов
для организации бассейн «Коралл» на основе
матрицы «Дженерал Электрик/Мак Кинси» (GE/Mc Kinsey)
по методике Ансоффа
Исходя из данных задач 2, 3, 4 (по емкости рынка, доли фирмы на рынках , конкурентах, состоянию внешней и внутренней среды). Осуществить портфельный анализ фирмы, используя матрицу GE/Mc Kinsey по методике Ансоффа.
Решение:
1. Определим привлекательность СЦХ.
Привлекательность СЦХ определяется по следующей формуле:
(5)
где G — перспективы роста СЦХ; , — изменение роста СЦХ под воздействием i-го фактора; R — перспективы рентабельности СЦХ; , — изменение рентабельности СЦХ, под воздействием i-го фактора; a, b, — весовые коэффициенты, отражающие индивидуальный подход организации ; — количество факторов.
Оценки G и R производятся по специальным шкалам балльных оценок факторов, влияющих на эти показатели. Экспертные оценки перспективы роста и рентабельности стратегических центров хозяйствования бассейна «Коралл» представлены в таблицах 4 - 5.
Таблица 4
Оценка изменений в прогнозируемом росте (G) СЦХi
«абонементы взрослые»
№ фактора | ФАКТОР | ШКАЛА ИНТЕНСИВНОСТИ | |
-5 | +5 | ||
Темп роста соответствующей отрасли | понизится | повысится +4 | |
Динамика географического расширения рынка | понизится | повысится +2 | |
Степень устаревания продукции | снизится –3 | повысится | |
Степень обновления продукции | снизится | повысится +3 | |
Степень обновления технологии | повысится –2 | снизится | |
Уровень насыщения спроса | повысится | снизится +5 | |
Государственное регулирование | ужесточится –2 | ослабнет | |
Прочие факторы | в неблагоприятную сторону | в благоприятную сторону +2 | |
Общая оценка |
Таблица 5
Оценка предполагаемых изменений рентабельности (R) СЦХi
«абонементы взрослые»
ФАКТОРЫ | ШКАЛА ИНТЕНСИВНОСТИ | |
-5 | +5 | |
Колебания рентабельности | высокие | отсутствуют +3 |
Колебания объема продаж | высокие | отсутствуют +4 |
Колебания цен | высокие | отсутствуют +2 |
Цикличность спроса | большая | отсутствует +3 |
Уровень спроса по отношению к производственным мощностям | низкий | высокий +2 |
Географическая концентрация рынка | низкая | высокая +5 |
Обновление состава продукции | частое | редкое +5 |
Продолжительность жизненных циклов товара | низкая | высокая +5 |
Расходы на НИОКР | высокие | низкие +5 |
Время разработки новой услуги | большое | малое +5 |
Степень конкуренции | высокая –3 | низкая |
Государственное регулирование | жесткое –1 | отсутствует |
Общая оценка |
Расчет привлекательности стратегических центров хозяйствования проведем на основе приведенных таблиц. Зададимся весовыми коэффициентами: .
Тогда имеем:
;
Расчет привлекательности для других проведем аналогично
;
;
;
;
.
2. Определим оценку конкурентных позиций по стратегическим центрам хозяйствования фирмы применительно к бассейну «Коралл».
Проведем оценку конкурентных позиций (ОКП) СЦХ по ключевым факторам успеха.
Ключевые факторы успеха — это те моменты в деятельности фирмы, на которые она должна обращать основное внимание. Идентификация таких факторов — один из главных приоритетов стратегии фирмы. Менеджер должен знать, что наиболее важно для конкурентного успеха и что менее важно. Таким образом, ключевые факторы успеха — краеугольные камни стратегии бизнеса. Ниже приводится перечень наиболее важных факторов конкурентного успеха для исследуемой организации (табл. 6).
По каждому фактору делается оценка в баллах (за ноль принимаются среднеотраслевые значения). Далее оценка ОКП (СЦХi) может быть подсчитана следующим образом:
(6)
где Аi— оценка i-го фактора в группе; i— весовой коэффициент, характеризующий относительную важность i-го фактора для отрасли и фирмы;
k — число факторов в группе; j— весовой коэффициент, характеризующий относительную важность j-й группы для отрасли и фирмы; l — число групп факторов; i — текущий номер фактора внутри группы факторов;
j — текущий номер группы факторов.
Конкурентный статус фирмы подсчитывается для каждого стратегического центра хозяйствования. В таблице 6 приведены экспертные балльные оценки факторов конкурентного успеха организации по соответствующим СЦХ.
Таблица 6
Экспертные оценки факторов конкурентного успеха СЦХ
«абонементы взрослые»
ФАКТОРЫ | -5 ОЦЕНКА +5 |
1. Связанные с предоставлением услуг: | Вес. коэфф. 0,3 |
Качество предоставляемых услуг | +4 (вес 0,65) |
Доступ к необходимой квалифицированной рабсиле | +1 (вес 0,35) |
2. Связанные с маркетингом: | Вес. коэфф. 0,3 |
Эффективные средства продажи | -1 (вес 0,5) |
Точное выполнение заявок потребителей | +3 (вес 0,2) |
Широта выбора услуг | +4 (вес 0,2) |
Гарантии клиентам | +3 (вес 0,1) |
3. Связанные с квалификацией персонала: | Вес. коэфф. 0,1 |
Способность обеспечить ясную, доходчивую рекламу | 0 (вес 1,0) |
4. Связанные с организационными возможностями: | Вес. коэфф. 0,1 |
Информационные суперсистемы | -1 (вес 0,2) |
Окончание табл. 6 | |
ФАКТОРЫ | -5 ОЦЕНКА +5 |
Способность быстрой реакции | -1 (вес 0,4) |
Наличие управленческих «ноу-хау» | +2 (вес 0,4) |
5. Другие типы факторов | Вес. коэфф. 0,2 |
Благожелательный имидж (репутация у потребителей) | +4 (вес 0,1 ) |
Осознание себя как лидера | 0 (вес 0,1) |
Удобное расположение | +2 (вес 0,3) |
Приятное занятие для служащих | +2 (вес 0,1) |
Доступ к финансовому капиталу | -1 (вес 0,1) |
Патентная защита | -1 (вес 0,1) |
Общая низкая стоимость | +2 (вес 0,2) |
Проведем расчет оценки конкурентной позиции (конкурентного статуса) фирмы по стратегическому центру хозяйствования «абонементы взрослые» по формуле (6).
Аналогичным образом рассчитываются оценки конкурентных позиций фирмы по остальным бизнес-направлениям. Ниже приведены посчитанные значения .
3. Построение матрицы «Дженерал Электрик» для бассейна «Коралл».
Эта матрица имеет размерность 3x3. Обычно в этой матрице площади кругов, отображающие СЦХ, пропорциональны объемам продаж в них, а заштрихованные секторы показывают долю рынка, контролируемую организацией (используем данные задачи 4). На рисунке 2 представлена матрица «GE/McKinsey» для рассматриваемой организации по методике Ансоффа, а также рекомендуемые стратегии для бизнес-направлений фирмы с учетом многофакторных экспертных оценок.
Рисунок 2. — Матрица «GE/McKinsey» для бассейна «Коралл»
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник — М.: Экономист, 2005.
2. Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент. Учебник — М.: Экономист, 2005.
3. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление: Пер. с англ. 6-е изд., СПб — М, Литер, 2003.
4. Бoyмэн К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ./Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1997.
5. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учеб. Пособие для вузов — М.: АспектПресс, 2002.
6. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов — М.: Дело, 2002.
7. Овчаренко Г.В. Стратегическое управление: Метод. Пособие — Ростов н/Д, РГАСХМ, 2001.
8. Овчаренко Г.В., Овчаренко Н.Г Стратегическое управление: Учеб. пособие — Ростов н/Д, РГАСХМ, 2006.
9. Овчаренко Г.В. Стратегическое управление: Метод. пособие — Ростов н/Д, РГАСХМ, 2001.
10. Овчаренко Г.В., Овчаренко Н.Г. Стратегическое управление: Учеб. пособие — Ростов н/Д, РГАСХМ, 2006.
11. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: учебник для вузов — М.: ОМЕГА – Л, 2006
Приложение 1