Тесты для самоконтроля. 1. М. Портер выделил три типовые группы конкурентных стратегий: лидерство в издержках
1. М. Портер выделил три типовые группы конкурентных стратегий: лидерство в издержках, дифференциация, фокусирование (концентрация). Верно ли данное утверждение?
• Да
• Her
2. Реализация конкурентной стратегии лидерства в издержках эффективна при следующих рыночных условиях:
а) спрос на товар высокоэластичен, преобладает ценовая конкуренция;
б) товар однородный, стандартный;
в) преобладает неценовая конкуренция;
г) можно выделить множество отличительных характеристик товара, которые ценятся потребителями. Различным группам потребителей нужны определенные комбинации базовых свойств товара;
д) все вышеперечисленное.
3. Реализация конкурентной стратегии дифференциации эффективна при следующих рыночных условиях:
а) спрос на товар высокоэластичен, преобладает ценовая конкуренция;
б) товар однородный, стандартный;
в) преобладает неценовая конкуренция;
г) можно выделить множество отличительных характеристик товара, которые ценятся потребителями. Различным группам потребителей нужны определенные комбинации базовых свойств товара;
д) все вышеперечисленное.
4. Коммутантная стратегия — это:
а)стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на снижение издержек производства за счет эффекта масштаба. Фундаментальный источник сил — массовое производство продукции хорошего качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает запас конкурентоспособности;
б) стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на радикальные инновации;
в) стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка;
г) стратегия конкурентной борьбы, заключающаяся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества.
5. Конкурентная стратегия дифференциации базируется на:
а) конкурентных преимуществах низкого порядка;
б) конкурентных преимуществах высокого порядка;
в) конкурентных преимуществах как низкого, так и высокого порядка;
6. Реализация стратегии фокусирования эффективна при следующих рыночных условиях:
а) потребности покупателей дифференцированы;
б) внутри целевого сегмента существуют рыночные ниши, на которых можно сконцентрировать деятельность предприятия;
в) рыночная ниша имеет достаточный размер для обеспечения необходимой прибыльности деятельности;
г) обслуживаемая рыночная ниша имеет потенциал роста;
д) все вышеперечисленное.
7. Ф. Котлер, исходя из доли рынка, принадлежащей предприятию, выделяет следующие типы конкурентных стратегий:
а) стратегии лидера рынка, «бросающего вызов», «следующего за лидером» и специалиста («нишера»);
б) стратегии «лидерства в издержках», «дифференциации», «фокусирования (концентрации)»;
в) стратегии концентрированного, интегрированного, диверсифицированного роста;
г) стратегии роста, стабильности, сокращения.
8. Эксплерентная стратегия — это:
а) стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на снижение издержек производства за счет эффекта масштаба. Фундаментальный источник сил — массовое производство продукции хорошего качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает запас конкурентоспособности;
б) стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на радикальные инновации;
в) стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка;
г) стратегия конкурентной борьбы, заключающаяся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества.
9. Конкурентная стратегия «расширения первШчного спроса» относится к числу стратегий:
а) лидера рынка;
б) «бросающего вызов»;
в) «следующего за лидером»;
г) специалиста («нишера»).
10. «Оборонительная стратегия» относится к числу стратегий:
а) лидера рынка;
б) «бросающего вызов»;
в) «следующего за лидером»;
г) специалиста («нишера»).
11. Стратегия конкурентного поведения предприятия, не занимающего доминирующей позиции на рынке, состоит в том, что оно четко охраняет свою долю рынка, старается удерживать своих клиентов, хотя и не отказывается от получения своей доли на вновь создающихся рынках. Речь идет о стратегии:
а) лидера рынка;
б) «бросающего вызов»;
в) «следующего за лидером»;
г) специалиста («нишера»).
12. Патиентная стратегия — это:
а) стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на снижение издержек производства за счет эффекта масштаба. Фундаментальный источник сил — массовое производство продукции хорошего качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает запас конкурентоспособности;
б) стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на радикальные инновации;
в) стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка;
г) стратегия конкурентной борьбы, заключающаяся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества.
13. Фронтальная атака на лидера рынка:
а) заключается в использовании против конкурента тех же средств, которые применяет он сам, не пытаясь обнаружить его слабые места. Чтобы быть успешной, данная атака требует значительного превосходства сил атакующего;
б) предусматривает борьбу с лидером на том стратегическом направлении, где он слаб или плохо защищен. Она может быть, например, направлена на сегмент рынка, для которого товар лидера не вполне адаптирован или на регион или сбытовую сеть, где доминирующая фирма представлена не так хорошо.
14. Фланговая атака на лидера рынка:
а) заключается в использовании против конкурента тех же средств, которые применяет он сам, не пытаясь обнаружить его слабые места. Чтобы быть успешной, данная атака требует значительного превосходства сил атакующего;
б) предусматривает борьбу с лидером на том стратегическом направлении, где он слаб или плохо защищен. Она может быть, например, направлена на сегмент рынка, для которого товар лидера не вполне адаптирован или на регион или сбытовую сеть, где доминирующая фирма представлена не так хорошо.
15. Виолентная стратегия — это:
а) стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на снижение издержек производства за счет эффекта масштаба. Фундаментальный источник сил — массовое производство продукции хорошего качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает запас конкурентоспособности;
б) стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на радикальные инновации;
ч
в) стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка;
г) стратегия конкурентной борьбы, заключающаяся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества.
16. Какой конкурентной стратегии придерживается фирма, если она обслуживает весь рынок и стремится поддерживать издержки ниже среднеотраслевых?
а) стратегия лидерства в издержках;
б) стратегия дифференциации;
в) стратегия фокусирования на издержках;
г) стратегия фокусирования на дифференциации.
17. Какую стратегию выбрала фирма, если она обслуживает весь рынок и выигрывает в конкурентной борьбе за счет уникальности своей продукции:
а) стратегия лидерства в издержках;
б) стратегия дифференциации;
в) стратегия фокусирования на издержках;
г) стратегия фокусирования на дифференциации.
18. Как называется конкурентная стратегия фирмы, если она обслуживает один сегмент рынка и стремится обеспечить самый низкий уровень цен в данном сегменте:
а) стратегия лидерства в издержках;
б) стратегия дифференциации;
в) стратегия фокусирования на издержках;
г) стратегия фокусирования на дифференциации.
19. Замените многоточие подходящим по контексту словом:
«... атака заключается в использовании против конкурента тех же средств, которые применяет он сам, не пытаясь обнаружить его слабые места»
20. Замените многоточие подходящим по контексту словом:
«... атака предусматривает борьбу с лидером на том стратегическом направлении, где он слаб или плохо защищен».
Практическое задание
Разработать конкурентные стратегии для стратегических единиц бизнеса конкретного предприятия. В качестве объекта исследования может выступать предприятие, на котором студент проходил производственную практику или работает в настоящее время. •
Основные задачи, которые необходимо решить
• изучение технологии определения конкурентных стратегий предприятия;
• проведение анализа конкурентных стратегий по материалам конкретного предприятия;
• формирование конкурентных стратегий для отдельных стратегических единиц бизнеса анализируемого предприятия.
Пример выполнения данного задания показан в конце темы 11,
Раздел VI