Коррекционная педагогика с основами специальной психологии – вопрос №1
КОМБИНИРОВАННЫЕ НАРУШЕНИЯ. В ряде случаев у ребенка может наблюдаться не одно, а несколько нарушений, тогда говорят о сложном или комбинированном дефекте (например, слепоглухонемота). Комбинированный дефект характеризуется сочетанием двух и более нарушений, которые в равной мере обусловливают структуру нетипичного развития ребенка и трудности реализации образовательных практик по отношению к нему. При коррекционно-педагогической работе с ребенком, имеющим комбинированное нарушение, возможно выделение ведущего, главного нарушения и осложняющих его расстройств. Данные дефекты могут иметь характер повреждения или недоразвития, но чаще всего они сочетаются. Комбинированный дефект представляет собой не просто суммарное сочетание двух и более дефектов развития; он имеет надсистемное качество и особую структуру, отличную от составляющих его аномалий. К категории детей со сложными дефектами относятся: 1) дети с умственной отсталостью, комбинирующейся с нарушениями слуха; 2) дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения; 3) дети глухие, слабовидящие; 4) слепоглухонемые дети; 5) дети с ЗПР, отягченной дефектами зрения или слуха; 6) глухие и слепые дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта); 7) дети с множественными дефектами (слепоглухие с умственной отсталостью; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью). Причинами возникновения сложных дефектов могут быть, как указывает Б.П.Пузанов, наследственные и экзогенные факторы. ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ ДЕФЕКТ.Дети с отклонениями в развитии имеют недостатки (физические или психические), которые приводят к отклонениям в общем развитии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни недостатки могут преодолеваться полностью, другие — лишь коррегироваться, а некоторые — компенсироваться. Дефект развития — это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка, который не означает наличие только отрицательных признаков. Дефект не отрицает положительных тенденций в развитии аномального ребенка. Данные положительные тенденции зависят от внешних условий и являются результатом адаптации ребенка к окружающей среде. К разряду первичных дефектов относится вся совокупность отклонений, вызванных биологическими факторами или факторами окружающей среды, поражающими органику. К первичным дефектам относятся наследственные отклонения, нарушения слуха, зрения при поражении анализаторов, органическое поражение мозга и т.д. К группе вторичных дефектов относится вся совокупность отклонений, проявляющихся на основе первичного. То есть вторичные нарушения возникают опосредованно в процессе аномального развития. Чаще всего отклонения данной группы развиваются при отсутствии оказания помощи и коррекции первичного дефекта. Помимо вторичного дефекта, можно выделить и третичный. Например, первичным дефектом может выступать поражение коры головного мозга различной локализации, вторичным — нарушение в развитии психофизических процессов, а третичным — отклонение в эмоционально-волевой сфере, формировании личностных качеств. Форма и содержание вторичных и третичных отклонений зависит от характера ведущего дефекта и обусловлены им. Как правило, вторичные дефекты в развитии затрагивают прежде всего наиболее интенсивно развивающиеся в дошкольном возрасте психические функции: речь, мелкая моторика, пространственные представления, произвольная регуляция движений. ПРОФИЛАКТИКА, ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. Достижением современной науки является разработка научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни) педагогического выявления детей с подозрением на снижение слуха, ранней аудиолого-педагогической диагностики, содержания, методов, форм организации комплексной медико-психолого-педагогической помощи, позволяющей добиваться качественно иного уровня психического развития детей с нарушенным слухом на ранних этапах онтогенеза, максимально возможной нормализации темпа и хода их психического развития в дошкольном и школьном возрастах. Среди факторов, влияющих на формирование личности ребенка, выделяют следующие: 1) биологические факторы; 2) факторы социальной среды; 3) опыт практической деятельности и воспитание в широком смысле этого слова. Выделяются понятия общей и специальной профилактики. Общая профилактика рассматривается как набор мер, целью которых является создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических условий, направленных на воспитание физически и социально здоровых детей; по реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов и обеспечению полноценного развития интересов и способностей школьников. Специальная профилактика включает совокупность коррекционно-реабилитационных мер, направленных на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей. Специальная профилактика предполагает использование мероприятий как психолого-педагогической, так и социально-правовой помощи несовершеннолетним. Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии школы, семьи, досуговой среды и неформальных групп, разнообразных социальных институтов и общественных организаций. Диагностика познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы является отправным пунктом педагогической коррекции подростков. Она помогает выделить ряд вариантов взаимосвязи уровня умственного развития и отношения к учебе. В результате диагностики мотивационной сферы учебной деятельности выделяется взаимосвязь характера учебной деятельности подростка и отношения к ее результатам. Результаты диагностики помогают спланировать образовательно-коррекционную работу с подростками. Она сводится к следующим этапам: 1) устранение пробелов в знаниях; 2) оперативная помощь, направленная на устранение причин, порождающих отставание; 3) психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, мотивация учебно-познавательного процесса; 4) овладение учащимися познавательными умениями.