Средства маркетинговой коммуникации
Под маркетинговой коммуникацией мы понимаем совокупностьсигналов, исходящих от фирмы в адрес различных аудиторий, в том числе клиентов, сбытовиков, поставщиков, акционеров, органов управления, а также собственного персонала. Основными средствами коммуникации, называемыми« коммуникационным комплексом», являются реклама, личная продажа, стимулирование продаж и связи с общественностью.
— Реклама - это платная форма односторонней массовой коммуникации, исходящая от четко определенного спонсора и служащая в качестве прямой или косвенной поддержки действий фирмы.
— Личная продажа - это коммуникация «по мерке», персональная и двусторонняя (диалог), с целью побудить клиента к немедленному действию, и одновременно источник информации для фирмы.
— Стимулирование продаж охватывает все временные и, как правило, локальные мероприятия, дополняющие рекламу и личную продажу и направленные на ускорение и расширение продаж конкретного товара.
— Связи с общественностью имеют целью посредством целенаправленных действий создать психологический климат понимания и взаимного доверия между организацией и ее различными аудиториями. Здесь цель коммуникации - не столько продать, сколько обеспечить моральную поддержку действий фирмы.
В дополнение к этим традиционным средствам следует упомянуть такие средствапрямой коммуникации, как салоны, ярмарки, выставки, почтовая рассылка, телемаркетинг, продажа по каталогам.
Разнообразные каналы дополняют друг друга, так что проблема состоит не в том, следует ли обращаться, например, к стимулированию продаж, а скорее в том, как распределить общий коммуникационный бюджет между различными каналами, исходя из особенностей товара и поставленных коммуникационных задач.
Процесс коммуникации
Любая коммуникация предполагаетобмен сигналами между передатчиком и приемником с применением системы кодирования-декодирования для записи и интерпретации сигналов. На рис. 13.2 этот процесс описан через восемь его элементов:
— передатчик (отдельное лицо или организация) - источник сообщения;
— кодирование - процесс преобразования идей в символы, изображения, рисунки. формы, звуки, язык и т.п.;
— сообщение - совокупность символов, передаваемых передатчиком;
— каналы передачи - средства, посредством которых сигнал передается от передатчика к приемнику;
— декодирование - процесс, посредством которого приемник приписывает смысл символам, поступившим от передатчика;
— приемник - целевая аудитория;
— отклик - совокупность реакции приемника после ознакомления с сообщением;
— обратная связь - часть отклика приемника, поступающая к передатчику.
Рис. 13.2 позволяет также выявить ключевыеусловия эффективной коммуникации. Отметим среди них следующие.
— Цели коммуникации. Передатчик должен четко знать, каких аудитории он хочет достичь и отклик какого типа получить.
Рис. 13.2. Процесс коммуникации.
Источник: Kotler Р. (1991).
— Подготовка сообщения. Необходимо учитывать предшествующий опыт пользователей товара и процедуру декодирования сообщений, которой придерживается целевая аудитория.
— Планирование каналов. Передатчик должен передавать свое сообщение по каналам, которые эффективно доводят его до целевой аудитории.
Две последние задачи обычно выполняются рекламными агентствами или фирмами, специализирующимися на выборе информационных средств.
— Эффективность сообщения. Передатчик должен по сигналам обратной связи оценивать отклик целевой аудитории на передаваемые сообщения.
Применение концепции маркетинга к рекламе предполагает разработку сообщений, апеллирующих к опыту покупателей и использующих язык, который они способны декодировать. Перечисленные условия эффективности определяют совокупность решений, входящих в любую программу маркетинговой коммуникации.
Стратегии личной и безличной коммуникации
Два главных средства маркетинговой коммуникации - это личные контакты через торговый персонал и безличные контакты по рекламным каналам. Важно понимать, в каком случае прямые контакты эффективнее рекламы. Некоторые основания для их сопоставления приведены в табл. 13.1.
Таблица 13.1. Сравнение личной и безличной коммуникации.
Источник: Darmon R.Y., Laroche М. et Petrof J.V. (1982), адаптировано.
Элементы процесса коммуникации | Личная коммуникация | безличная коммуникация |
Передатчик | · Прямая идентификация собеседника | · Знание типового профиля целевой аудитории |
Сообщение | · Адаптируемое сообщение · Много аргументов · Неконтролируемые форма и содержание | · Однородное сообщение · Мало аргументов · Контролируемые форма и содержание |
Каналы | · Личные контакты · Мало контактов в единицу времени | · Безличные контакты · Много контактов в единицу времени |
Приемник | · Слабые последствия ошибки декодирования · Легко поддерживаемое внимание | · Сильные последствия ошибки декодирования · С трудом поддерживаемое внимание |
Эффект | · Возможен немедленный отклик | · Немедленный отклик невозможен |
Сопоставление позволяет сделать следующиевыводы.
— Личные продажи намного превосходят рекламу по эффективности. Достоинства рекламы в ее цене: осуществить с ее помощью один контакт стоит во много раз дешевле, чем один визит торгового агента.
— Кроме того, реклама позволяет в короткий промежуток времени осуществить контакт с большими аудиториями, тогда как агент может посетить лишь ограниченное число клиентов.
— Применительно к сложному и трудному в использовании товару с ограниченным кругом пользователей эффективность торгового агента, несомненно, выше, чем рекламного сообщения, неизбежно слишком общего и упрощенного.
— Агент воздействует непосредственно и способен сразу же получить от клиента заказ, тогда как реклама воздействует через известность и имидж марки и ее действие сказывается только через какое-то время.
Таким образом, когда персональный аспект коммуникации второстепенен, целесообразно прибегнугь к рекламе из соображений экономии и производительности. Новые достижения в области интерактивной рекламы сближают преимущества обоих рассмотренных вариантов.