Цели и функции управления маркетингом на предприятии
Одним из приоритетных факторов стабильности и развития предприятия является эффективное управление его маркетинговой деятельностью.
Управление маркетингом — процесс планирования и реализации исследовательской, производственной и сбытовой деятельности предприятия, направленный на согласование его внутренних возможностей с возможностями и ограничениями внешней среды ради достижения определенных социально-экономических целей предприятия. Цели управления маркетингом:
—поиск возможностей для предприятия на рынке и во внешней среде;
—избежание опасностей на рынке и во внешней среде;
—оптимальное приспособление ресурсов предприятия к имеющимся на рынке возможностям и опасностям;
—поддержание конкурентоспособности товаров и всего предприятия;
—формирование положительного образа и деловой репутации предприятия, его марки и товаров;
—обеспечение прибыльной работы предприятия за счет наилучшего приспособления его ресурсов к условиям рынка;
—реализация миссии предприятия.
Как всякая сложная деятельность, управление маркетингом состоит из отдельных функций. Функциональное разделение маркетинговых процессов в системе управления имеет большое значение для его правильной организации. Это разделение определяет цели, задачи и полномочия маркетинговых служб предприятия. А от этого зависит эффективность всего управления маркетингом.
Функции управления маркетингом — отдельные виды управленческой работы, из которых состоит управление маркетингом как комплексная деятельность предприятия.
Таким образом, управление маркетингом — многофункциональный процесс, затрагивающий все стороны деятельности предприятия.
Взаимосвязь основных функций маркетинга представлена на рис. 1.3.
Аналитические функции. К ним относятся процессы получения необходимой для маркетинга информации: научные исследования, исследования рынка, анализ внешней и внутренней среды предприятия.
Товарно-производственные функции. К ним относятся функции, связанные с формированием товарного предложения фирмы на основе информации, полученной из аналитической функции. Это выработка рекомендаций конструкторским и производственным службам предприятия по созданию товара, по упаковке, по формированию ассортимента (разнообразие). Одной из важных функций является планирование оптимального уровня качества товара, которое обеспечит его конкурентоспособность.
Сбытовые функции. Основной их задачей является обеспечение доступности товара покупателям. Организация сбыта включает следующие функции: выбор каналов сбыта, выбор посредников для работы с ними. Также сюда относится работа с ценами и проведение ценовой политики. Задача маркетологов в этой сфере — выработка рекомендаций по установлению цен. Установление маркетинговых коммуникаций с покупателями — также одна из важных сбытовых функций. Задачи маркетологов — выбор наиболее действенных коммуникативных средств, разработка рекламных кампаний и др.
Организационные функции. Для успешной реализации рассмотренных выше функций необходимо наличие на предприятии вспомогательных маркетинговых систем: системы маркетинговой информации, планирования маркетинга, маркетингового контроля. Для этого необходима организация маркетинга на предприятии. В данном блоке функций менеджеры разрабатывают маркетинговые стратегии, методы их реализации, планируют бюджет маркетинга, формируют маркетинговые программы и осуществляют маркетинговый контроль.
Комплексный характер маркетинга проявляется в том, что выполнение всех рассмотренных функций в системе оказывается более эффективным, чем разрозненное выполнение отдельных процедур.
Необходимо разделять понятие «функции управления маркетингом» и «функции органов управления маркетингом». Первые отражают объективное содержание маркетинговой деятельности предприятия безотносительно его масштабов и организационной структуры. Функции органов управления маркетингом определяются более конкретно, исходя из требований рационального разделения труда между подразделениями и службами предприятия, в зависимости от задач маркетинга и имеющихся условий. В соответствии с этим отдельные функции управления маркетингом могут разделяться и объединяться, в зависимости от их трудоемкости, передаваться для выполнения различным службам предприятия.