История возникновения и развития рекламы

История рекламы тесно связана с экономической жизнью вообще, торговли и промышленности в частности.

Первым рекламным объявлением. дошедшим до нас. считают египетский папирус, в котором сообщается о продаже раба. В Месопотамии каждый крупный торговец имел свою эмблему, являющуюся прообразом фирменного знака. Греки рекламные сообщения гравировали на камнях, вырезали на деревянный столбиках. На улицах и площадях Древнего Рима на "альбумусах" – стенах, выбеленных известкой и расчерченный на квадраты, ростовщики и торговцы писали свои объявления углем или пурпурной краской. В Риме стала выводить и первая рукописная газета "Ежедневные происшествия", в которой помешались рекламные объявления.

Поворотным пунктом в истории рекламы стал 1450 год, в котором Гутенберг изобрел печатный станок. Первое печатное объявление появилось на английском языке в 1478 году.

В 1622 голу реклама получила мощный стимул в виде начавшей выводить на английском языке первой газеты, которая называлась "Уикли ньюс". В Париже в 1630 году врач ТеоФрасна Реностно открывает справочную контору, которая печатает рекламные объявления. Позднее Эдисон и Стил начали выпускать газету "Тетлер". Эдисон напечатал следующий совет составителям рекламный текстов: "Великое искусство составления рекламного объявления заключается в отыскании правильного подхода, дабы захватить внимание читателей, без чего добрая весть может остаться незамеченной или просто затеряться среди извещений о банкротстве".

Наибольшего расцвета реклама достигла в США. Отцом американской рекламы называют Бенджамина Франклина. Его "Газзет", появившаяся в 1723 году, добилась самого большого тиража и самого большого объема рекламный публикаций среди веек газет Америки, превращению которой в колыбель рекламы способствовало несколько факторов:

1. Американская промышленность лидировала в процессе внедрения в производство механизации, благодаря которой появился избыток товаров и возникла необходимость убеждать потребителей покупать больше:

2. Создание сети водных путей, шоссейных и обычных дорог сделало реальной доставку товаров и средств рекламы в сельские районы:

3. Введение в 1813 году обязательного начального образования повысило уровень грамотности и способствовало росту газет и журналов. Изобретение радио, а позднее и телевидения означало появление двух замечательных средств распространения рекламы.

Реклама возникла как инструмент, как средство конкурентной борьбы. С помощью которого стремятся привлечь внимание потребителя именно к своему товару, воздействовать на сознание покупателя.

Настоящий поворот в рекламе произошел после первой мировой войны. Обострение борьбы на рынке сбыта между монополиями вызывает бурное развитие рекламы, как одного из средств конкурентной борьбы. На помощь ей привлекаются статистика, психология, искусство. Изменяется сама сущность рекламы: она становится навязчивой, оглушающей, преследующей человека на каждом шагу.

В России реклама появились в конце XIX века, когда складывающийся капиталистический рынок остро почувствовал необходимость в ее посредничестве. В начале XX века в изданиях рекламного характера уже помещаются о технике рекламы, описывается организация рекламы в других странах, даются советы по ведению рекламного дела.

Быстрое развитие рекламы совпало с процессом концентрации и централизации торгового капитала, с усилением проникновения крупного банковского и промышленного капитала в сферу розничного товарооборота. Постепенно в капиталистическом мире реклама превращается в мощную отрасль хозяйства.

Одним из первых декретов СССР был декрет о введении государственной монополии на рекламные объявления. В двадцатые годы появляются специализированные рекламные организации, в том числе и первое бюро по торговой рекламе "Мосторгреклама".

Основные черты рекламы:

1. Неличностный характер.

2. Односторонняя направленность.

3. Неопределенность с точки зрения измерения эффекта рекламы.

4. Общественный характер.

5. Четко определен рекламодатель.

6. Она не претендует на беспристрастность.

7. Броскость и способность к увещеванию.

Классификация рекламы

Критерии различия Виды рекламы
Первичная цель рекламы - рекламирование с целью продвижения новых товаров/услуг - рекламирование с целью упрочения позиции - рекламирование с целью расширения влияния - рекламирование ассортимента
Объект рекламы - реклама товар (продажи/услуги) - реклама внутригрупповых позиций - реклама ассортимента - реклама предприятия/фирмы - реклама идеи - реклама человека
Субъект воздействия (на кого направлена) - индивид - широкая публика - профессионалы
Количество заказчиков рекламы - избирательная (селективная) реклама - коллективная (сводная, совместная) реклама
Форма психологического воздействия - реклама на уровне сознания - реклама на уровне подсознания
Способ воздействия:   - рациональная - эмоциональная  
Способ выражения - мягкая - жесткая
В зависимости от стадии жизненного цикла - информативная; - имиджевая; - поддерживающая; - стимулирующая
Различия в способах реализации - открытая реклама - скрытая

Рекламная деятельность – это вид деятельности либо произведенная в ее результате продукция, целью которой является реализация сбытовых или других задач промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной им информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию у выбранной ими потребительской аудитории.

Цели и функции рекламы

Основная функция рекламы – доходчиво донести до потребителя образ товара и преимущества именно этого товара, вызвать интерес и подвести к его приобретению.

Цели рекламы:

1 Помощь потребителю в выборе товаров и услуг;

2 Формирование потребности в данном товаре, услуге;

3 Побуждение потребителя к приобретению именно данного товара у данной фирмы;

4 Ускорение товарооборота;

5 Стимулирование сбыта товара или эксплуатации услуг;

6 Стремление сделать данного потребителя постоянным покупателем данного товара, постоянным клиентом фирмы;

7 Побуждение потребителя обратиться к данной фирме;

8 Формирование благожелательного отношения к фирме;

9 Формирование у потребителя определенного имиджа фирмы;

10 Формирование у других фирм образа надежного партнера.

Средства распространения рекламы

Печатные СМИ:

А) Газеты.

Б) Журналы

Средства вещания:

А) Телевидение.

Б) Радио.

Наружные средства информации:

А) Уличная реклама.

Б) Реклама на транспорте.

Вспомогательные и новые средства информации:

А) Сувениры.

Б) Реклама внутри магазинов.

В) Справочники.

Г) Рекламные объявления на видеокассетах с фильмами.

Д) Размещение рекламы в фильмах и шоу-программах.

Е) Разосланные по факсимильной связи.

Ж) Компакт-диски.

З) Фридж-реклама.

И) Реклама на надгробиях.

Преимущества и недостатки средств рекламы

Средства рекламы Преимущества Недостатки
Газеты Оперативность, многочисленность аудитории, большой охват местного рынка, высокая достоверность, относительно низкие расходы на один контакт Кратковременность существования, низкое качество воспроизведения, малая аудитория «вторичных читателей», помещается рядом с рекламой других отправителей
Журналы Высокая избирательность и престижность, хорошее качество воспроизведения, длительность существования, многочисленность «вторичных читателей» Большой разрыв во времени между представлением материала в редакцию и выходом его в свет, соседство рекламы конкурентов, потери при невостребованности части тиража
Телевидение Широта охвата, сочетание изображения, звука, движения; высокая степень привлечения внимания, обращение непосредственно к чувствам, высокое эмоциональное воздействие Высокая абсолютная стоимость, перегруженность рекламой, мимолетность рекламного контакта, слабая избирательность аудитории
Радио Массовость использования, относительно низкая стоимость одного рекламного контакта, высокая избирательность Представление только звуковыми средствами, мимолетность рекламного контакта, невысокая степень привлечения внимания
Печатная реклама Высокое качество воспроизведения, значительная продолжительность контакта у некоторых носителей (плакаты, настенные и карманные календари), отсутствие рекламы конкурентов на конкретном носителе Относительно высокая стоимость, образ «макулатурности»
Наружная реклама Высокая частота повторных контактов, относительно невысокая абсолютная стоимость Отсутствие избирательности аудитории, невозможность контакта с удаленными аудиториями, ограничении творческого характера
Реклама на транспорте Многочисленность аудитории, возможность надолго удержать внимание получателя (внутрисалонная реклама), гибкость, возможность расширения географии целевой аудитории, широкий охват Краткосрочность контакта 9наружная реклама на бортах транспортных средств), достижение только специфических аудиторий для внутрисалонной рекламы (работающие мужчины и женщины, пользующиеся общественным транспортом)
Реклама в Интернете Высокая сфокусированность на целевой аудитории (вплоть до конкретного получателя), личностный характер коммуникации, возможность интерактивного контакта, гибкость, использование различных средств воздействия (изображение, звук, спецэффекты, движение, видео), относительно низкая стоимость контакта, полный контроль эффективности рекламной кампании в Сети Ограниченность аудитории получателей исключительно пользователями Интернет, недостаточный период времени с момента внедрения в практику коммуникаций для того, чтобы данное средство стало массовым
Сувенирная реклама Сувениры – утилитарные предметы, имеющие самостоятельную ценность, долговременность пользования, высокая способность добиться благорасположения получателя, наличие вторичной аудитории Слишком ограниченное место для размещения обращения, высокие расходы на единичный контакт, ограниченность тиража
Выставки и ярмарки Личные контакты, визуальное ознакомление с товарами Большие расходы

Сильные и слабые стороны рекламы

Роль рекламы в условиях рынка

Положительные стороны рекламы Отрицательные стороны рекламы
1. Влияние на экономику
Способствует росту экономики, капиталовложений и числа рабочих мест Поддерживает конкуренцию Информирует потребителей и облегчает конкуренцию Расточительна, приводит к истощению ресурсов Ведет к монополизации Создает неценовую конкуренцию
2. Влияние на промышленность
Расширяет рынки для новых товаров Поддерживает конкуренцию между фирмами Создает барьеры для входа на рынок Ликвидирует конкуренцию между фирмами
3. Влияние на фирму
Обеспечивает рост поступлений пропорционально объему деятельности Снижает степень риска и неопределенности в деятельности маркетинга Приводит к росту издержек и цен Обеспечивает получение сверхприбылей
4. Влияние на потребителей
Обеспечивает информацией Служит средством контроля за качеством изделий Способствует увеличению, поддержанию или стабилизации спроса Обеспечивает стимул для повышения качества жизни Дает бесполезную, водящую в заблуждение информацию Дифференцирует товары за счет раздувания мелких различий

Связь рекламы с другими инструментами ИМК

Наши рекомендации