Качество транспортного обслуживания клиентуры
Одним из наиболее важных показателей при оценке конкурентоспособности АТП является показатель качества транспортного обслуживания клиента (грузоотправителя и грузополучателя). Он учитывает скорость и своевременность доставки грузов, сохранность грузов, качество и полноту дополнительных услуг, предоставляемых клиенту.
Качество транспортного обслуживания можно оценивать по трем основным параметрам:
- по установленным стандартам и нормативам. Такие стандарты и нормативы для рыночных условий пока не созданы и их предстоит разрабатывать. К нормативам можно отнести сроки доставки отдельных видов грузов в зависимости от расстояний перевозки и других условий доставки, нормативы по обеспечению сохранности перевозимых грузов и др.;
- по качественным характеристикам аналогичных перевозок АТП - конкурентов. Для этого необходимо изучение зарубежного и отечественного опыта по транспортному обслуживанию, а также изучение технологий и методов организации перевозок грузов других АТП в регионе;
- по требованиям клиентуры (отправителей и получателей грузов). Для этого необходимо изучение этих требований и условий доставки грузов, разработка мероприятий по удовлетворению этих требований и их реализация.
В условиях транспортного рынка важным может оказаться сравнительная характеристика качества транспортного обслуживания, выполняемая одним АТП с такой же характеристикой, выполняемой другим АТП. С учетом анализа различных способов оценки качества транспортного обслуживания и возможности определения показателей качества, влияющих на конкурентоспособность АТП, выбраны следующие два основных показателя: уровень специализации парка автотранспортных средств, уровень перевозок грузов по графикам.
Уровень специализация парка автотранспортных средств характеризует способность выполнять перевозки различных грузов с наименьшими количественными и качественными потерями. Анализ зарубежного и отечественного опыта показывает, что автотранспортные предприятия с высоким уровнем специализации парка наиболее качественно выполняют доставку грузов, при этом коэффициент специализации парка составляет 70 и более процентов.
Уровень перевозок грузов по графикам характеризует способность АТП выполнять перевозки ритмично и в необходимое для клиента время. Уровень специализации парка автотранспортных средств определяется как отношение количества специализированных автомобилей к общему количеству автомобилей в парке:
, (%), (2)
где - уровень специализации парка АТП, - количество специализированных автомобилей в парке, - общее количество автомобилей в парке, включающее количество специализированных автомобилей и автомобилей с бортовыми платформами.
К специализированным автомобилям относятся автомобили-самосвалы, автомобили-фургоны, автомобили-цистерны и другие автомобили со специализированными кузовами. Если уровень специализации парка составляет 100 % и более, экспертно можно принять, что АТП способно обеспечить сохранность перевозимых грузов, поэтому, в этом случае коэффициент конкурентоспособности по этому показателю составит 1.
При снижении уровня специализации парка, снижается и его способность в обеспечении сохранности перевозимых грузов, снижается и коэффициент конкурентоспособности , а при уровне специализации парка менее 50 % - предприятие следует считать неконкурентоспособным по данному фактору.
Уровень конкурентоспособности АТП в зависимости от уровня специализации парка рекомендуется оценивать по таблице 3.2.
Таблица 2
Показатели конкурентоспособности АТП в зависимости от уровня
специализации парка автотранспортных средств
Показатели | Конкурентоспособность | Неконкурентоспособность | |
высокая | средняя | ||
Уровень специализации парка, % | 100 (90-99) | 50-89 | Менее 50 |
1 (0,90-0,99) | 0,50 - 0,89 | 0,49 - 0,01 |
При оценке конкурентоспособности АТП по показателю "качество транспортного обслуживания" одним из показателей выбран уровень перевозок, выполняемых по графикам.
С учетом опыта организации перевозок высший уровень конкурентоспособности АТП по данному показателю = 1 при уровне перевозок грузов по графикам 100 %. Снижение уровня перевозок грузов по графикам приводит к снижению коэффициента конкурентоспособности . Если уровень перевозок грузов по графику менее 40 %, следует считать, что АТП неспособно качественно обслуживать клиента с обеспечением доставки грузов в срок.
Уровень перевозок грузов по графикам определяется как отношение объема перевозок грузов, выполняемых по графикам к общему объему перевозок грузов, выполняемых АТП:
, (3)
где - уровень перевозок грузов по графикам, - объем перевозок грузов, выполняемый по графикам, т, - объем перевозок грузов, принятый АТП к выполнению, т.
Уровень конкурентоспособности АТП в зависимости от уровня перевозок грузов, выполняемых по графикам, определяется по табл. 3.
Таблица 3
Показатели конкурентоспособности АТП в зависимости
от уровня перевозок, выполняемых по графику
Показатели | Конкурентоспособность | Неконкурентоспособность | |
высокая | средняя | ||
Уровень перевозок грузов по графикам, % | 100 (90-99) | 40-89 | Менее 40 |
1 (0,90-0,99) | 0,40 - 0,89 | 0,39 - 0,01 |
Совокупный коэффициент характеризующий способность АТП выполнять перевозки на качественном уровне, определяется по следующей формуле:
. (4)