Организация маркетинговых исследований в туризме
Назовите основные принципы проведения маркетинговых исследований. Перечислите основные направления маркетинговых исследований. Опишите процесс проведения маркетингового исследования.
Принципы проведения маркетинговых исследований:
1. Изучать явления и процессы необходимо комплексно и системно.
2. При осуществлении маркетинговых исследований должен соблюдаться научный подход.
3. Исследования должны проводиться в соответствии в общепринятыми этическими нормами.
4. Маркетинговые исследования должны быть тщательно спланированы.
Направления маркетинговых исследований:
· Исследование рынка – определение размера рынка, анализ тенденции развития, влияние сезонных факторов;
· Исследование продукта – изучается новизна, конкурентоспособность продукта, как он обычно используется, нуждается ли в рекламе;
· Изучение покупателей – изучаются потенциальные покупатели, их возраст, пол, уровень доходов, где и когда приобретают туристические услуги;
· Изучение конкурентов – изучаются предлагаемый ими ассортимент, цены, используемые средства рекламы, каналы сбыта, а также сильные и слабые стороны конкурентов и в чём их можно превзойти;
· Изучение цен – сложившихся рыночных цен, цен на продукты-аналоги, мировых цен, эластичности спроса от изменения цены, целесообразность применения скидок;
· Исследование эффективности системы стимулирования сбыта и рекламы – выявление средств наилучшего стимулирования сбыта, повышение авторитета производителя на рынке, обеспечение успешной рекламной кампании.
Процесс маркетингового исследования:
Цели и задачи исследования должны быть чётко сформулированы и конкретизированы.
Программа маркетингового исследования – документ, детально определяющий источники, методы и процедуры сбора информации.
Сбор информации производится в соответствии с выбранными методами исследований.
Анализ и интерпретация информации предполагают извлечение наиболее важных сведений и результатов.
Предоставление результатов исследования осуществляется в виде краткого общедоступного изложения о проведении исследования.
Опрос как метод сбора маркетинговой информации.
Дайте определение понятия «опрос». Назовите цель проведения опроса. Приведите и охарактеризуйте классификацию опросов. Перечислите достоинства и недостатки опроса как метода сбора маркетинговой информации.
Опрос – устное или письменное обращение к респондентам с целью выявления мнений и действий путём диалога.
Цель опросов состоит в том, чтобы выяснить мнения респондентов, их предпочтения и убеждения в отношении какого-либо объекта.
Классификация опросов:
Признаки классификации | Виды опросов |
1. Тип респондента | 1. Массовые 2. Специализированные |
2. Степень охвата респондентов | 1. Сплошные 2. Выборочные |
3. Форма проведения | 1. Анкетирование 2. Интервьюирование |
4. Структура вопросов | 1. Структурированные 2. Неструктурированные |
5. Количество опросов одного респондента | 1. Однократные 2. Многократные |
В массовом опросе основным источником информации выступают различные категории населения. В специализированных опросах главным источником информации являются компетентные лица, чью профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования.
При сплошном опросе изучается мнение всех лиц данной совокупности потребителей, а при выборочном опросе опрашивается только часть изучаемой совокупности потребителей.
Анкетирование – форма опроса, в ходе которого респондент самостоятельно фиксирует ответы на поставленные в анкете вопросы в присутствии исследователя или без него.
Интервьюирование – форма опроса, предполагающая личное общение с респондентом, при котором исследователь сам задаёт вопросы и фиксирует ответы в бланке интервью.
При структурированном опросе всем респондентам задают одни и те же вопросы, а при неструктурированном – вопросы, задаваемые респонденту, зависят от получаемых от него ответов.
Достоинства опроса:
· возможность выявить мнения, суждения, мотивацию и другие особенности поведения потребителей;
· гибкость формы проведения;
· возможность статистической обработки полученных результатов.
Недостатки опроса:
1. субъективность получаемой информации;
2. зависимость качества информации от применяемого инструментария исследования;
3. зависимость от желания респондентов высказывать своё мнение.