Организация маркетинговых исследований в туризме

Назовите основные принципы проведения маркетинговых исследований. Перечислите основные направления маркетинговых исследований. Опишите процесс проведения маркетингового исследования.

Принципы проведения маркетинговых исследований:

1. Изучать явления и процессы необходимо комплексно и системно.

2. При осуществлении маркетинговых исследований должен соблюдаться научный подход.

3. Исследования должны проводиться в соответствии в общепринятыми этическими нормами.

4. Маркетинговые исследования должны быть тщательно спланированы.

Направления маркетинговых исследований:

· Исследование рынка – определение размера рынка, анализ тенденции развития, влияние сезонных факторов;

· Исследование продукта – изучается новизна, конкурентоспособность продукта, как он обычно используется, нуждается ли в рекламе;

· Изучение покупателей – изучаются потенциальные покупатели, их возраст, пол, уровень доходов, где и когда приобретают туристические услуги;

· Изучение конкурентов – изучаются предлагаемый ими ассортимент, цены, используемые средства рекламы, каналы сбыта, а также сильные и слабые стороны конкурентов и в чём их можно превзойти;

· Изучение цен – сложившихся рыночных цен, цен на продукты-аналоги, мировых цен, эластичности спроса от изменения цены, целесообразность применения скидок;

· Исследование эффективности системы стимулирования сбыта и рекламы – выявление средств наилучшего стимулирования сбыта, повышение авторитета производителя на рынке, обеспечение успешной рекламной кампании.

Процесс маркетингового исследования:

 
  Организация маркетинговых исследований в туризме - student2.ru

Цели и задачи исследования должны быть чётко сформулированы и конкретизированы.

Программа маркетингового исследования – документ, детально определяющий источники, методы и процедуры сбора информации.

Сбор информации производится в соответствии с выбранными методами исследований.

Анализ и интерпретация информации предполагают извлечение наиболее важных сведений и результатов.

Предоставление результатов исследования осуществляется в виде краткого общедоступного изложения о проведении исследования.

Опрос как метод сбора маркетинговой информации.

Дайте определение понятия «опрос». Назовите цель проведения опроса. Приведите и охарактеризуйте классификацию опросов. Перечислите достоинства и недостатки опроса как метода сбора маркетинговой информации.

Опрос – устное или письменное обращение к респондентам с целью выявления мнений и действий путём диалога.

Цель опросов состоит в том, чтобы выяснить мнения респондентов, их предпочтения и убеждения в отношении какого-либо объекта.

Классификация опросов:

Признаки классификации Виды опросов
1. Тип респондента 1. Массовые 2. Специализированные
2. Степень охвата респондентов 1. Сплошные 2. Выборочные
3. Форма проведения 1. Анкетирование 2. Интервьюирование
4. Структура вопросов 1. Структурированные 2. Неструктурированные
5. Количество опросов одного респондента 1. Однократные 2. Многократные

В массовом опросе основным источником информации выступают различные категории населения. В специализированных опросах главным источником информации являются компетентные лица, чью профессиональная деятельность тесно связана с предметом исследования.

При сплошном опросе изучается мнение всех лиц данной совокупности потребителей, а при выборочном опросе опрашивается только часть изучаемой совокупности потребителей.

Анкетирование – форма опроса, в ходе которого респондент самостоятельно фиксирует ответы на поставленные в анкете вопросы в присутствии исследователя или без него.

Интервьюирование – форма опроса, предполагающая личное общение с респондентом, при котором исследователь сам задаёт вопросы и фиксирует ответы в бланке интервью.

При структурированном опросе всем респондентам задают одни и те же вопросы, а при неструктурированном – вопросы, задаваемые респонденту, зависят от получаемых от него ответов.

Достоинства опроса:

· возможность выявить мнения, суждения, мотивацию и другие особенности поведения потребителей;

· гибкость формы проведения;

· возможность статистической обработки полученных результатов.

Недостатки опроса:

1. субъективность получаемой информации;

2. зависимость качества информации от применяемого инструментария исследования;

3. зависимость от желания респондентов высказывать своё мнение.

Наши рекомендации