Вопрос 1. Микросреда маркетинга
Вопрос 1. Микросреда маркетинга
Вопрос 2. Макросреда маркетинга
Вопрос 1. Микросреда маркетинга
Маркетинговая среда организации представляет собой совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Рассматривание среды, в которой осуществляется деятельность маркетинга, идет по двум направлениям: исследование внутренней и внешней среды. В ряде специальной литературы по маркетингу маркетинговая среда подразделяется также на микросреду и макросреду.
Внутренняя среда маркетинга представляет из себя саму организацию. Микросреда включает в себя внутреннюю среду, а также силы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры.
Общепринято считать, что к силам, действующим в микросреде предприятия следует отнести само предприятие, поставщиков, конкурентов, посредников, клиентур и в целом все контактные аудитории организации.
Внешняя среда фирмы включается в себя все элементы микросреды, естественно, кроме самой организации, поскольку это внутренняя среда, а также факторы, действующие в макросреде. Рассмотрим это более подробно.
Итак, под микросредой понимают совокупность отношений, складывающихся внутри самой организации, между ней и поставщиками, посредниками, конкурентами, клиентами и контактными аудиториями. Как правило, микросреду маркетинга представляют следующей схемой (см. рис1).
|
| |||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
Рис. 1. Микросреда маркетинга
Анализ внутренней среды маркетинга является очень трудной задачей, т.к. для этого необходимо провести ситуационный анализ, то есть исследовать все сферы деятельности, обеспечивающие нормальное функционирование предприятия - уяснение его сильных и слабых сторон. Первоначально рекомендуется провести анализ внутренней среды предприятия.
Одним из принципов маркетинга является следующий: маркетинг - дело общефирменное, поэтому очень важно, чтобы действия различных служб предприятия были объединены единой стратегией. Это позволит при разработке маркетинговых планов учитывать интересы всех служб внутри предприятия, а службы, в свою очередь должны быть заинтересованы в реализации общих целей маркетинга. В противном случае может создаваться ситуация, когда, например, снабженцы закупят более дешевые, но не всегда качественные материалы и сырье, производственники будут «заинтересованы в снижении затрат труда, не задумываясь об улучшении потребительских качеств продукции, отдел НИОКР может стремиться к созданию наиболее экономичных моделей, не учитывая положение товаров на рынке.
При изучении внутренней среды предприятия производится также анализ потенциала предприятия. Анализ может проводиться по следующим разделам:
Производство:
- объем и структура, темпы производства;
- ассортиментная номенклатура продукции предприятия, степень обновляемости, широта и глубина ассортимента;
- обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования;
- наличный парк оборудования и степень его использования.
Резервные мощности. Технологическая новизна;
- местонахождение производства и наличие инфраструктуры;
- экология производства;
Распределение и сбыт продукции:
- транспортировка продукции. Транспортные возможности и оценка расходов;
- хранение товарных запасов. Уровень запасов, их размещение и скорость обращения. Наличие и емкость складских помещений и хранилищ;
- возможность доработки, расфасовки и упаковки товаров;
- продажа: по отдельным товарам, сбытовым территориям, стоимости, типам покупателей, посредников и каналов сбыта.
Организационная структура и менеджмент:
- организация и система управления;
- количественный и профессиональный состав работников;
- стоимость рабочей силы, текучесть кадров,производительность труда;
- уровень менеджмента;
- фирменная культура.
Маркетинг:
- исследование рынка, товара, каналов сбыта;
- стимулирование сбыта и реклама;
- ценообразование;
- нововведения;
- коммуникационные связи и информация;
- маркетинговый бюджет и его исполнение;
- маркетинговые планы и программы.
Финансы:
- финансовая устойчивость и платежеспособность;
- прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам,
каналам сбыта, посредникам);
- собственные и заемные средства и их соотношение.
Известный маркетолог Ф.Котлер отмечает, что фирменеобходимо тщательно изучать своих клиентов и разбивает при этом их последующим типам клиентурных рынков.
Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
Рынок производителей - организации, приобретающие товары и услугидля использования их в процессе производства.
Рынок промежуточных продавцов-организаций, приобретающие товары и услуги для последующей перепродажи их с прибылью.
Рынок государственных учреждений - государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем,кто в них нуждается.
Международный рынок - покупатели за рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей промежуточных продавцов и государственные учреждения.
Каждому перечисленному типу рынка присущи свои характерные черты, которые требуют детального изучения.
При изучении поставщиков в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:
• стоимость поставляемой продукции;
• гарантии качества поставляемой продукции;
• соблюдение требуемых объемов и сроков поставки;
• пунктуальность и обязательность выполнения договорных обязательств.
Выбор поставщиков - задача сложная и ответственная, поскольку от них во многом зависит ритмичность и репутация фирмы перед клиентами, потребителями ее продукции. Разного рода события, нарушающие нормальный ритм работы поставщиков или вызывающие изменения ценовых факторов, могут привести к нежелательным последствиям для организации. Поэтому необходим постоянный контроль заданной ситуацией.
Общеизвестно, что недостаточно произвести качественный товар, нужно еще определить его к покупателю. Этому способствует широкая сеть маркетинговых посредников.
Посредники бывают:
-торговыми(помогаютподыскиватьклиентов ипродаватьтовары);
- предприятиями,специализирующимися на организации товародвижения (помогаюттранспортировать товары и организовывать их хранение);
- организациями, оказывающими маркетинговые услуги (поиск рынков
сбыта, реклама, консультации);
- кредитно-финансовымиучреждениями, помогающими в финансировании и страховании операций.
При принятии потенциальным покупателем решения о приобретении какого-либо продукта возможны различные варианты его действий, к основным из которых относятся:
• выбор объекта (направления) вложения денег, например, купить транспортное средство или поехать в туристическую поездку (конкуренты-желания):
• конкретизация принятого решения, например, приобрести транспортное средство (товарно-видовые конкуренты);
• принятие решения после детального выбора в пользу автомобиляпредставительскогокласса(товарно-родовые конкуренты);
• выбор конкретной фирмы.
Все альтернативные варианты действий рассматриваются как разновидности конкурентов, т.к. на каждом из этапов потенциальный покупатель принимает решения в пользу определенного продукта из различных вариантов возможного поведения.
В состав микросреды маркетинга входят также и контактные аудитории - любые группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей. Выделяют следующие семь групп контактных аудиторий:
- финансовые круги - банки, инвестиционные фонды, финансовые компании и другие, различные финансово-кредитные учреждения,которые обеспечивают деятельность фирмы финансовыми ресурсами;
- аудитории средств массовой информации - пресса, радио, телевидение, распространяющие сведения о деятельности различных предпринимательских структур;
- аудитории государственных учреждений - администрация города, района, налоговая инспекция, прокуратура, санитарно-эпидемиологическая станция, лаборатория государственного надзора и т.д.;
- общественность - общество защиты потребителей, представители партии «зеленых» и другие общественные формирования, под пристальным вниманием которых находится деятельность предприятия. В условиях отечественного рынка данные общества только получают свое развитие и, вероятно, в дальнейшемданный тип контактной аудитории будет оказывать весьма существенное влияние на маркетинговую деятельность предприятия;
-местные контактные аудитории - любое предприятие имеет дело с контактными аудиториями, такими как лица, проживающие в непосредственной близости от него. Предприятие должно бытьзаинтересовано в установлении дружеских связей с такой группой;
- широкая публика - она не выступает по отношению к предприятию в виде организованной силы, но для предприятия очень важно как его коммерческая деятельность выглядит в глазах широких масс. Для поддержания своего имиджа делаются пожертвования на благотворительные цели, и разрабатывается порядок рассмотрения претензий потребителей;
- персонал фирмы (внутренние контактные аудитории), от мнения которого о деятельности своего предприятия зависит отношение работников к выполняемым обязанностям.
Задача маркетинговых исследований состоит в получении информации о настроениях, царящих в контактных аудиториях, прогнозировании их действий по отношению к фирме и в нахождении средств для налаживания сотрудничества с общественностью.
Все факторы микросреды относятся к контролируемым, т.к. предприятие может влиять на каждый из этих факторов, правда, с разной степенью силы влияния. Например, на потребителя можно влиять через участие в выставках, организацию рекламных игр, лотерей и т.п. С конкурентами можно бороться с помощью компромиссных соглашений с ними, изменяя цены, внедряя на рынок новые товары. К поставщикам можно применять систему штрафных санкций или премиальных надбавок.
Таким образом, организация на рынке действует не обособленно, а в окружении и под воздействием разнообразных сил, которые составляют микросреду организации и во многом определяют характер его деятельности.