Теоретические основы маркетинга инноваций
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Г. О. МОГИЛЬНИЦКАЯ
МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ
Издательство
Томского политехнического университета
2010
УДК 658.8
ББК 65.290
М25
Могильницкая Г.О.
М25 Маркетинг инноваций: Учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 242 с.
ISBN 0-00000-000-0
В учебном пособии рассмотрены основные понятия и концепция маркетинга инноваций; маркетинговая среда и факторы, на нее влияющие; система маркетинговой информации; исследование и прогнозирование рынка инноваций; конкурентоспособность фирмы и инновационной продукции; проблемы рыночного ценообразования; разработка плана маркетинга, каналы распределения и оптимизация их структуры. Кроме того, уделено достаточно внимания продвижению товаров и услуг, организации службы маркетинга на предприятии.
Предназначено для студентов технических специальностей всех форм обучения.
УДК 658.8
ББК 65.290
Рецензенты
.
ISBN 0-00000-000-0© Могильницкая Г.О., 2010
© Томский политехнический университет, 2010
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курса «Маркетинг инноваций» связана с постоянным изменением внешней среды, возросшей сложностью предпринимательской деятельности на современных рынках. В зависимости от того, как предприятия реагируют на постоянные изменения, насколько успешны поиски новых путей и средств завоевания и удержания потребителей, зависит эффективность их деятельности и развитие. В этих условиях непрерывное внедрение новаций - единственный способ поддержания высоких темпов развития организаций. Знание особенностей маркетинга инновационных продуктов, стратегических проблем маркетингового управления, умение использовать адекватные управленческие инструменты с целью успешной коммерциализации инноваций являются необходимыми для успешной деятельности высокотехнологичных производств.
Курс «Маркетинг инноваций» дает представление об организации процессов создания и продвижения (коммерциализации) наукоемких и высокотехнологических продуктов на отечественный и международный рынки. Коммерциализация новых технологических продуктов включает в себя все аспекты технологии создания и развития современного предприятия и выбор оптимальных моделей продвижения товара и оптимизация собственных позиций на рынке.
Цель курса заключается в определении сущности маркетинга инноваций и рассмотрение теоретических аспектов организации разработки и вывода нового товара на рынок.
Изучение курса должно способствовать развитию современного маркетингового мышления и практических навыков маркетинговой деятельности с учетом особенностей высокотехнологичных рынков.
Поставленная цель предполагает рассмотрение следующих задач:
· формирование системы маркетингового управления организации, внедряющей инновацию;
· выявление существующих и потенциальных запросов потребителей, поиск возможностей создания ценности для потребителя с учетом особенностей жизненного цикла принятия технологии и ключевых компетенций компании;
· сегментирование рынков, выбор целевых сегментов и четкое позиционирование инновационного продукта или услуги;
· разработка и обоснование стратегических и тактических маркетинговых планов, обеспечивающих развитие и продвижение инновации;
· формирование ценовой политики, в том числе обоснования цен и условий продаж на высокотехнологичных рынках;
· обоснованный выбор каналов сбыта инновационных товаров и услуг, а так же методов работы в соответствующих каналах;
· организация, контроль и мотивация маркетинговой деятельности в компаниях высокотехнологичных секторов;
· организация разработки и вывода нового товара на рынок.
После изучения курса специалист должен:
знать:
- теоретические основы маркетинга инноваций;
- законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие маркетинговую деятельность предприятия;
- принципы принятия и реализации решений в сфере маркетинга инноваций;
- отечественный и зарубежный опыт маркетинговой деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;
- методы изучения рыночной конъюнктуры;
уметь:
- выявлять проблемы при анализе конкретных маркетинговых ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
- систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам маркетинговых исследований рынка;
- использовать информационные технологии для решения маркетинговых задач на предприятии;
владеть:
- навыками исследования рынков, планирования товарного ассортимента, организации каналов распределения продукции, продвижения товаров, организации службы маркетинга на предприятии;
- методами оценки рыночных позиций предприятия;
- методами ценообразования;
- методами продвижения продукции;
- методами определения эффективности программ продвижения продукции, мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции.
Кроме того, специалист должен уметь решать следующие задачи по видам профессиональной деятельности:
- разрабатывать организационно-управленческие структуры службы маркетинга предприятия, положение, должностные инструкции;
- составлять план маркетинга, организовывать оперативный контроль за ходом его выполнения;
- разрабатывать оптовые (розничные) цены на инновационную продукцию предприятия, тарифы на работы (услуги);
- рассчитывать сметы расходов на проведение мероприятий маркетинга;
- осуществлять анализ влияния внешней маркетинговой среды на результаты деятельности предприятия;
- определять тенденции развития рынка;
- разрабатывать маркетинговую политику предприятия;
- определять конкурентоспособность продукции и предприятия;
- проводить исследования внешней и внутренней среды предприятия; основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА ИННОВАЦИЙ