Социальная ответственность и этика маркетинга
Общественные и правительственные деятели и организации все чаще критикуют маркетинг в нанесении ущерба как отдельным потребителям, так и обществу в целом. Рассмотрим основные направления этой критики.
Влияние маркетинга на отдельных потребителей:
· установление чрезмерно высоких цен на товары/услуги из-за высоких издержек при организации сбытовой деятельности (использование посредников, рекламы, стимулирующих мероприятий) и чрезмерных наценок;
· использование приемов введения в заблуждение при установлении цен и скидок, рекламе, манипуляциях с упаковкой (неполное заполнение, ложная или непонятная информация);
· навязывание покупок с использованием “трюкового” и силового подходов, фиктивные продажи;
· продажа недоброкачественных или опасных для здоровья товаров;
· быстрая и частая модификация товаров (планирование быстрого морального износа) с целью стимулирования новых покупок: модная одежда, аудио- и видеотехника, компьютеры, бытовая электроника;
· плохое обслуживание потребителей с низким уровнем платежеспособности: им предлагаются некачественные товары по завышенным ценам
Влияние маркетинга на общество в целом:
· создание искусственных потребностей, провоцирование избыточного интереса к материальным ценностям; производители стимулируют потребность в товарах с помощью рекламы;
· чрезмерный выпуск товаров индивидуального пользования; производство таких товаров как автомобили возникают проблемы загрязнения воздуха, пробок и аварий на дорогах;
· засорение культурной среды: чувства потребителей постоянно подвергаются испытанию рекламой; низкопробной и безнравственной кино- и видео продукцией, полиграфической продукцией;
· сосредоточение большой политической власти в сфере бизнеса, коррупция, давление на СМИ;
· ослабление конкуренции, за счет поглощения конкурентов, создании высоких барьеров для вхождения в рынок, демпинговых цен.
Проблемы, порождаемые функционированием системы маркетинга, вызывают ответные действия граждан и общества в целом, направленные на регулирование маркетинга.
Консъюмеризм – организованное движение граждан и государственных организаций, направленное на повышение прав и влияния покупателей в отношении продавцов товаров/услуг.
Инвайронментализм – организованное движение граждан и государственных организаций, направленное на защиту и улучшение состояния окружающей среды
В середине 80-х годов концепция маркетинга обогатилась за счет введения в хозяйственную деятельность системы экологических оценок.Появился “зеленый маркетинг”, особенностями которого являются: разработка экологически безопасных продуктов, подлежащих вторичной переработке (утилизации), разработка саморазлагающейся упаковки, введение средств защиты и контроля загрязнения окружающей среды; более эффективное использование энергии.
Регулирование маркетинга деятельности на уровне государства проявляется в действующей законодательной системе. В разных странах действуют различные законы, имеющие отношение к маркетинговой деятельности.
Основные блоки проблем, решение которых поставлено на юридическую основу: проблемы, связанные с товарами (изменение ассортимента, патентная защита, качество и безопасность, гарантии); упаковкой, ценообразованием; конкурентными отношениями, рекламой, взаимоотношениями с посредниками, организацией сбыта.
Предпринимательская деятельность на международном рынке регулируется рядом международных кодексов. Эти кодексы, стандарты и нормы делового общения разработаны Международной Торговой Палатой (МТП) в Париже.
Использование в международной практике кодексов в значительной мере повышает ответственность предпринимателей перед потребителями и обществом в целом, помогает преодолевать и устранять из коммерческой практики недобросовестные методы конкуренции.
Международные кодексы МТП регулируют предпринимательскую деятельность в области добросовестной конкуренции, рекламы, стимулирования сбыта, маркетинговых и социальных исследований и т.д.
Маркетинг достиг такой стадии своего развития, когда социальная ответственность и этика маркетинга стали решающими при удовлетворении требований потребителей.
В основу взаимоотношений маркетинга и общества могут быть положены следующие 7 принципов:
· принцип удовлетворения нужд и потребностей;
§ принцип выгодной сделки;
§ принцип экономической эффективности (создание и сохранение конкурентоспособной среды);
§ принцип свободы потребителя и производителя;
§ принцип истинного новаторства (инноваций);
§ принцип обучения и информирования потребителя;
§ принцип защиты потребителя и окружающей среды.
Задача менеджеров предприятий – постоянно ориентировать корпоративную культуру (ценности, нормы, этические принципы поведения) на новые ценности современной модели сообщества.
Ф. Котлер: «Любая система нравственности базируется на представлениях о хорошей жизни и взаимозависимости собственного благополучия с благополучием других. Выработав для себя четкие принципы, руководитель будет в состоянии справиться с множеством запутанных проблем, возникающих в области маркетинга и в других сферах человеческих отношений».
ТЕМА 2